Слайд 1
Категория
одушевленности
в русском языке
Выполнил ученик 5 класса «Е»
МБОУ СОШ №
3 г. Кызыла РТ
Допчут Серен Херелович.
учитель: Ким-оол Чечек Семеновна
Слайд 2В школьных учебниках русского языка мало говорится о категории одушевленности и
неодушевленности. Но она представляет собой один из интереснейших лингвистических феноменов. Поэтому данное исследование является актуальным.
Слайд 3Цель :
Проанализировать информацию о категории одушевленных существительных
Рассмотреть колеблющийся грамматический показатель одушевленности
и неодушевленности
Слайд 4Задачи:
1. Сбор и анализ информации по спорным вопросам по теме.
2. Анализ
и систематизация имеющейся информации по категории одушевленности
Слайд 5Объект исследования – категория одушевленности и неодушевленности в русском языке.
Предметом исследования
избраны одушевленные существительные
Слайд 6Методы:
Поисковый метод
Теоретический анализ специальной литературы
Слайд 7Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что подробно изучая категорию одушевленности в русском
языке, мы пополним свои знания.
Слайд 8
Новизна : рассматриваются одушевленные в существительные, которые в курсе школьной
программы даются как неодушевленные. В тувинском языке нет такой категории, но есть слова, которые представляют интерес.
Слайд 9
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть
представлены в форме сообщения на уроке, на школьной НПК, также могут быть помещены в школьной газете.
Слайд 10Что такое «одушевленный» и «неодушевленный» предмет?
Отнесение имен существительных к
одушевленным или неодушевленным связано с разделением человеком окружающего мира на живое и неживое.
Слайд 12
Как определяется одушевленность имени существительного?
Совпадение формы вин. и род.
падежей в ед. и мн. числе у сущ-х мужского рода (вижу человека, оленя, друзей, медведей) и только во мн. числе у сущ-х жен. и ср. рода (вижу женщин, животных).
Слайд 13Одушевлённые существительные:
Боги и мифические существа, представляемые как живые.
Названия шахматных и карточных
фигур.
Существительные, называющие кукол.
Существительные, обозначающие умершего человека: мертвец, покойник, утопленник.
Слайд 17Почему мертвец, покойник
одушевленные?
Род. п. Мн.ч. нет мертвецов, покойников, усопших
Вин. п. Мн.ч. виню
мертвецов, покойников, усопших.
Слайд 18
Почему слова народ, толпа, стая неодушевленные?
Грамматическое обобщение семантики выражается в морфологическом показателе неодушевленности:
(В.п.
= И.п.): вижу толпы, народы, стаи, стада и т.п.
Слайд 19
Имена существительные, обозначающие растения – неодушевленные.
Ученые отмечают: «...под
живым понимается предмет, способный к самостоятельному передвижению, так что растения относятся к неживым предметам»
Слайд 20Одни и те же слова ведут себя то как одушевленные, то
как неодушевленные.
Микробиология изучает различных бактерий. – Бактерии можно идентифицировать по свойствам.
Она уносит с собой свои куклы – Перед сном она играла и кормила кукол.
Слайд 21К неодушевлённым относятся существительные:
Относятся существительные, обозначающие совокупность живых существ: народ, стая, войско.
Собирательные существительные: студенчество, человечество, молодежь (не
имеют грамматического показателя одушевлённости)
Слайд 22В тувинском языке нет категории одушевленности.
Одушевленным считается только человек, а также
совокупность живых существ: народ, войско, молодежь и др. (не как в русском языке!)
Кым? Кижи, башкы. Кымнар? Чон, студентилер, аныяктар
Слайд 23Это интересно!
Сказочные герои – Аскак-кадай, Ак-Сал ирей – одушевленные!
Но в
тувинских сказках злая колдунья Чылбыга (подобие русской Бабы яги) и отрицательные герои Шулбус, Аза - неодушевленные! А мыслятся-то как одушевленные!
Очень много спорных слов. Например, Бурган.
Одни и те же слова ведут себя то как одушевленные, то как неодушевленные.
Слайд 24Заключение.
Одушевленные и неодушевленные сущ-е обозначают предметы, осмысливающиеся как живые и неживые.
1) мыслимый
как бывший живым (мертвец, покойник);
2) мысленно представляемый живым (русалка, леший);
3) мыслимый как подобие живого (кукла, валет,);
4) мыслимый как совокупность живого (народ, толпа).
Таким образом, категория одушевленности и неодушевленности отражает установку человеческого мышления.