Слайд 1III научно-практическая
конференция обучающихся
«НАЧАЛО»
Ох, уж эти фразеологизмы!
Исследовательский проект
Автор
:
Реутов Сергей,
ученик 6 класса
Научный руководитель:
Квитко Александра Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение:
филиал МБОУ Уваровщинкая сош
в селе Вячка
Кирсановского района
Слайд 2Актуальность
Речь – это способ общения между
людьми. Иронию, горечь, любовь, насмешку– все это можно выразить гораздо емче, точнее, эмоциональнее. Вставлять палки в колеса, водить за нос, кот наплакал…
Часто мы употребляем эти выражения в своей речи, но не всегда мы задумываемся
о том, понимает ли собеседник сказанные нами фразы, их значения.
Мы решили это выяснить.
Слайд 3Цель исследования
познакомиться с наиболее распространенными фразеологизмами, проследить их употребление
в художественной речи и научиться их употреблять.
Слайд 4Задачи исследования
определить, что такое фразеологизмы;
изучить историю возникновения фразеологизмов;
проанализировать фразеологизмы в
художественных произведениях;
выработать рекомендации по употреблению фразеологизмов в речи;
выпустить буклет – памятку «Рекомендации школьникам. Правильное употребление фразеологизмов».
Слайд 5Гипотеза исследования
предположим, что фразеологизмы обогатят нашу
речь, если мы будем внимательно их изучать и запоминать
Объект исследования
фразеологизмы в художественных произведениях
Слайд 6Методы исследования
Изучение и анализ теоретического материала о фразеологизмах
Анализ произведений А.С.Пушкина, И.А.Крылова,
М.Е.Салтыкова-Щедрина
Социологический опрос и анализ полученных результатов
Слайд 7Что такое фразеологизмы?
Слово фразеология произошло путем сложения двух греческих слов
phrasis
(фрасис) + logos (логос)=
выражение, оборот речи, слово + учение,
то есть наука, изучающая фразеологические обороты.
Фразеологический оборот
или фразеологизм –
устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «белая ворона», «стреляный воробей»,
«спустя рукава», «собаку съел».
Слайд 8Что такое фразеологизмы?
Фразеологизм можно заменить одним словом, например:
Зарубить на
носу – запомнить;
Как в воду глядеть –предвидеть;
На краю света – далеко;
Намылить шею – проучить, наказать;
Пешком ходить под стол – маленький;
Зуб на зуб не попадает – замерз.
Слайд 9Фразеологизмы могут быть многозначны
поставить на ноги
1. вылечить, избавить от болезни.
2. вырастить, воспитать, довести до самостоятельности.
3. заставит активно действовать, принимать деятельное участие в чём–либо.
4. укрепить экономически, материально.
Слайд 10Фразеологизмы - синонимы
со всех ног – во весь дух –
сломя голову
два сапога пара - одного поля ягода –
один другого не лучше
перековать мячи на орала-
вложить меч в ножны - закончить войну, распрю
Слайд 11Фразеологизмы - антонимы
в поте лица – спустя рукава
непочатый край «много»
- раз-два и обчелся «мало»
засучив рукава –спустя рукава
заварить кашу – расхлебывать кашу
тяжел на подъем – легок на подъем
Слайд 12Фразеологизмы – неологизмы
путёвка в жизнь,
народный контроль,
"по жизни" - образ человека,
складывающийся в приватной сфере; общение с ним как с частным лицом.
"конкретно" - образ человека, складывающийся в социальной сфере.
Слайд 13Источники происхождения фразеологизмов
Еще М. В.
Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идеоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения. В России теорию фразеологизмов стал развивать и написал ряд интересных работ Виктор Владимирович Виноградов.
Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки).
Слайд 14Источники происхождения фразеологизмов
собственно русские
из истории и культуры, обычаев и традиций
русского народа
из пословиц, сказок, песен, притч
из художественных произведений
топорная работа, прописать ижицу, небо показалось с овчинку
добрый молодец, горючими слезами обливаться, молочные реки; собаку съел, стреляный воробей
тришкин кафтан, медвежья услуга, как белка в колесе, на деревню дедушке
Слайд 15Источники происхождения фразеологизмов
заимствованные
из старославянского языка
нести свой крест, соль земли, манна небесная,
фома неверующий
из древнегреческой и древнеримской мифологии
ахиллесова пята, авгиевы конюшни, прокрустово ложе
из западноевропейских языков и литературы
Буря в стакане воды, принцесса на горошине, не в своей тарелке
Слайд 16Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека
отношение
к труду
(золотые руки, бить баклуши);
отношение к другим людям
(закадычный друг, медвежья услуга)
личные достоинства и недостатки
(водить за нос, задирать нос, не терять головы)
Слайд 17Роль фразеологизмов в русском языке
Роль фразеологизмов
в русском языке и литературной речи довольно велика. Фразеологизмы делают речь яркой и образной.
Допустим, если сказать, что девочка плакала.
Это будет звучать обычно.
А если представим, что она ревела как белуга,
то сразу увидим печальную картину.
Меткость, образность, эмоциональность
русских народных говоров
делает их «золотым запасом»
общенародного языка
Слайд 18Исследование художественной литературы
Басни И. А. Крылова
Слайд 21Исследование художественной литературы
Такая исследовательская работа позволила нам сделать вывод:
наши писатели очень часто употребляют в своих произведениях фразеологические обороты, которые помогают им ярко, образно дать характеристику герою, логично, последовательно изложить свои мысли,
сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой.
Слайд 22Фразеологические словари
Мы узнали, что существуют фразеологические словари, в которых представлены источники
происхождения фразеологизмов, их значение.
Слайд 23Социологический опрос
«Объясни значения фразеологизмов?»
В результате анализа был выделен список
тех фразеологических оборотов, которые были выбраны чаще остальных (больше половины опрошенных) и значение которых учащиеся понимают:
Слайд 24Результаты исследования
В результате исследования мы узнали много нового и
интересного о фразеологизмах.
Исследуя полученный в результате анкетирования материал, мы установили, что школьники в повседневной жизни употребляют самые распространенные фразеологизмы, но не всегда знают их значения.
Также мы доказали гипотезу, что фразеологизмы украшают речь, делают ее выразительной, образной. Чем больше фразеологизмов знает человек, тем интереснее его слушать.
Конкретные рекомендации о правильном употреблении фразеологизмов мы изложили в найденном в литературе и доработанном нами буклете – памятке
« Рекомендации школьникам.
Правильное употребление фразеологизмов».
Слайд 25Рекомендации школьникам
«Правильное употребление фразеологизмов»
Не заменяйте слова в составе фразеологизмов.
Не включайте
во фразеологизмы новые слова.
Не изменяйте грамматическую форму слов.
Не изменяйте порядок слов во фразеологизме.
Употребляйте фразеологизмы!
Слайд 26
Список использованных источников:
Жуков, В.П, Жуков А.В., Школьный фразеологический словарь русского языка
Москва «Просвещение», 1994г.-365с.
Розе Т.В, Фразеологический словарь для детей». –М.: Олма Медия Групп», 2014г.-48с.
3. Шанский, Н. М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2006. – 380 с.
4. Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. Т.10.- М.: Авантана+, 2001.-704с.
5. httphttp://http://allforchildrenhttp://allforchildren.http://allforchildren.ruhttp://allforchildren.ru/http://allforchildren.ru/kidfunhttp://allforchildren.ru/kidfun/http://allforchildren.ru/kidfun/phrasehttp://allforchildren.ru/kidfun/phrase00.http://allforchildren.ru/kidfun/phrase00.php
6. http://morfema.ru/publ/17-1-0-42
7. httphttp://http://padejihttp://padeji.http://padeji.ruhttp://padeji.ru/http://padeji.ru/leksikologiyahttp://padeji.ru/leksikologiya/http://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmyhttp://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-http://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-shttp://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-s-http://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-s-tochkihttp://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-s-tochki-http://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-s-tochki-zreniyahttp://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-s-tochki-zreniya-http://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-s-tochki-zreniya-ihhttp://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-s-tochki-zreniya-ih-http://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-s-tochki-zreniya-ih-proishozhdeniya
8. http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=fbe4db60-0791-43fa-b711-0b19b71b34c8
9. http://publicrelations.tums.ac.ir/images/news/901126.jpg