Презентация, доклад исследовательского проекта по русскому языку Ох, уж эти фразеологизмы!

Содержание

Актуальность Речь – это способ общения между людьми. Иронию, горечь, любовь, насмешку– все это можно выразить гораздо емче, точнее, эмоциональнее. Вставлять палки в колеса, водить за нос, кот наплакал…

Слайд 1III научно-практическая конференция обучающихся «НАЧАЛО»
Ох, уж эти фразеологизмы! Исследовательский проект
Автор

:
Реутов Сергей,
ученик 6 класса 
Научный руководитель:
Квитко Александра Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
  Образовательное учреждение:
филиал МБОУ Уваровщинкая сош
в селе Вячка
Кирсановского района
III научно-практическая  конференция обучающихся    «НАЧАЛО» Ох, уж эти фразеологизмы! Исследовательский проектАвтор :

Слайд 2Актуальность
Речь – это способ общения между

людьми. Иронию, горечь, любовь, насмешку– все это можно выразить гораздо емче, точнее, эмоциональнее. Вставлять палки в колеса, водить за нос, кот наплакал…
Часто мы употребляем эти выражения в своей речи, но не всегда мы задумываемся
о том, понимает ли собеседник сказанные нами фразы, их значения.
Мы решили это выяснить.

Актуальность     Речь – это способ общения между людьми. Иронию, горечь, любовь, насмешку– все

Слайд 3Цель исследования
познакомиться с наиболее распространенными фразеологизмами, проследить их употребление

в художественной речи и научиться их употреблять.

Цель исследования  познакомиться с наиболее распространенными фразеологизмами, проследить их употребление в художественной речи и научиться их

Слайд 4Задачи исследования
определить, что такое фразеологизмы;
изучить историю возникновения фразеологизмов;
проанализировать фразеологизмы в

художественных произведениях;
выработать рекомендации по употреблению фразеологизмов в речи;
выпустить буклет – памятку «Рекомендации школьникам. Правильное употребление фразеологизмов».
Задачи исследованияопределить, что такое фразеологизмы;изучить историю возникновения фразеологизмов; проанализировать фразеологизмы в художественных произведениях;выработать  рекомендации по употреблению

Слайд 5Гипотеза исследования
предположим, что фразеологизмы обогатят нашу

речь, если мы будем внимательно их изучать и запоминать

Объект исследования

фразеологизмы в художественных произведениях

Гипотеза исследования     предположим, что фразеологизмы обогатят нашу речь, если мы будем внимательно их

Слайд 6Методы исследования

Изучение и анализ теоретического материала о фразеологизмах
Анализ произведений А.С.Пушкина, И.А.Крылова,

М.Е.Салтыкова-Щедрина

Социологический опрос и анализ полученных результатов

Методы исследованияИзучение и анализ теоретического материала о фразеологизмахАнализ произведений А.С.Пушкина, И.А.Крылова, М.Е.Салтыкова-ЩедринаСоциологический опрос и анализ полученных результатов

Слайд 7Что такое фразеологизмы?
Слово фразеология произошло путем сложения двух греческих слов
phrasis

(фрасис) + logos (логос)=
выражение, оборот речи, слово + учение,
то есть наука, изучающая фразеологические обороты.

Фразеологический оборот
или фразеологизм –
устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «белая ворона», «стреляный воробей»,
«спустя рукава», «собаку съел».
Что такое фразеологизмы? Слово фразеология произошло путем сложения двух греческих слов phrasis (фрасис) + logos (логос)= выражение,

Слайд 8Что такое фразеологизмы?
Фразеологизм можно заменить одним словом, например:
Зарубить на

носу – запомнить;
Как в воду глядеть –предвидеть;
На краю света – далеко;
Намылить шею – проучить, наказать;
Пешком ходить под стол – маленький;
Зуб на зуб не попадает – замерз.
Что такое фразеологизмы?   Фразеологизм можно заменить одним словом, например:Зарубить на носу – запомнить;Как в воду

Слайд 9Фразеологизмы могут быть многозначны
поставить на ноги

1. вылечить, избавить от болезни.
2. вырастить, воспитать, довести до самостоятельности.
3. заставит активно действовать, принимать деятельное участие в чём–либо.
4. укрепить экономически, материально. 
Фразеологизмы могут быть многозначны поставить на ноги         1. вылечить,

Слайд 10Фразеологизмы - синонимы
со всех ног – во весь дух –


сломя голову



два сапога пара - одного поля ягода –
один другого не лучше



перековать мячи на орала-
вложить меч в ножны - закончить войну, распрю
Фразеологизмы - синонимы со всех ног – во весь дух – сломя голову два сапога пара -

Слайд 11Фразеологизмы - антонимы
в поте лица – спустя рукава
непочатый край «много»

- раз-два и обчелся «мало»

засучив рукава –спустя рукава

заварить кашу – расхлебывать кашу

тяжел на подъем – легок на подъем
Фразеологизмы - антонимыв поте лица – спустя рукава непочатый край «много» - раз-два и обчелся «мало» засучив

Слайд 12Фразеологизмы – неологизмы
путёвка в жизнь,
народный контроль,
"по жизни" - образ человека,

складывающийся в приватной сфере; общение с ним как с частным лицом.
"конкретно" - образ человека, складывающийся в социальной сфере.


Фразеологизмы – неологизмыпутёвка в жизнь, народный контроль,

Слайд 13Источники происхождения фразеологизмов
Еще М. В.

Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идеоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения. В России теорию фразеологизмов стал развивать и написал ряд интересных работ Виктор Владимирович Виноградов.

Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки).

Источники происхождения фразеологизмов      Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного

Слайд 14Источники происхождения фразеологизмов

собственно русские

из истории и культуры, обычаев и традиций

русского народа

из пословиц, сказок, песен, притч

из художественных произведений

топорная работа, прописать ижицу, небо показалось с овчинку

добрый молодец, горючими слезами обливаться, молочные реки; собаку съел, стреляный воробей

тришкин кафтан, медвежья услуга, как белка в колесе, на деревню дедушке

Источники происхождения фразеологизмов собственно русские из истории и культуры, обычаев и традиций русского народаиз пословиц, сказок, песен,

Слайд 15Источники происхождения фразеологизмов
заимствованные

из старославянского языка
нести свой крест, соль земли, манна небесная,

фома неверующий

из древнегреческой и древнеримской мифологии

ахиллесова пята, авгиевы конюшни, прокрустово ложе

из западноевропейских языков и литературы

Буря в стакане воды, принцесса на горошине, не в своей тарелке

Источники происхождения фразеологизмовзаимствованныеиз старославянского языканести свой крест, соль земли, манна небесная, фома неверующийиз древнегреческой и древнеримской мифологииахиллесова

Слайд 16Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека
отношение

к труду
(золотые руки, бить баклуши);


отношение к другим людям
(закадычный друг, медвежья услуга)

личные достоинства и недостатки
(водить за нос, задирать нос, не терять головы)

Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека     отношение к труду (золотые руки, бить баклуши);

Слайд 17Роль фразеологизмов в русском языке
Роль фразеологизмов

в русском языке и литературной речи довольно велика. Фразеологизмы делают речь яркой и образной.


Допустим, если сказать, что девочка плакала.
Это будет звучать обычно.
А если представим, что она ревела как белуга,
то сразу увидим печальную картину.
Меткость, образность, эмоциональность
русских народных говоров
делает их «золотым запасом»
общенародного языка
Роль фразеологизмов в русском языке      Роль фразеологизмов в русском языке и литературной

Слайд 18Исследование художественной литературы
Басни И. А. Крылова

Исследование художественной литературыБасни И. А. Крылова

Слайд 19Сказки М.Е Салтыкова-Щедрина

Сказки М.Е Салтыкова-Щедрина

Слайд 20Сказки А.С.Пушкина

Сказки  А.С.Пушкина

Слайд 21Исследование художественной литературы
Такая исследовательская работа позволила нам сделать вывод:


наши писатели очень часто употребляют в своих произведениях фразеологические обороты, которые помогают им ярко, образно дать характеристику герою, логично, последовательно изложить свои мысли,
сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой.
Исследование художественной литературы  Такая исследовательская работа позволила нам сделать вывод: наши писатели очень часто употребляют в

Слайд 22Фразеологические словари
Мы узнали, что существуют фразеологические словари, в которых представлены источники

происхождения фразеологизмов, их значение.
Фразеологические словариМы узнали, что существуют фразеологические словари, в которых представлены источники происхождения фразеологизмов, их значение.

Слайд 23Социологический опрос «Объясни значения фразеологизмов?»
В результате анализа был выделен список

тех фразеологических оборотов, которые были выбраны чаще остальных (больше половины опрошенных) и значение которых учащиеся понимают:
Социологический опрос  «Объясни значения фразеологизмов?» В результате анализа был выделен список тех фразеологических оборотов, которые были

Слайд 24Результаты исследования
В результате исследования мы узнали много нового и

интересного о фразеологизмах.
Исследуя полученный в результате анкетирования материал, мы установили, что школьники в повседневной жизни употребляют самые распространенные фразеологизмы, но не всегда знают их значения.
Также мы доказали гипотезу, что фразеологизмы украшают речь, делают ее выразительной, образной. Чем больше фразеологизмов знает человек, тем интереснее его слушать.
Конкретные рекомендации о правильном употреблении фразеологизмов мы изложили в найденном в литературе и доработанном нами буклете – памятке
« Рекомендации школьникам.
Правильное употребление фразеологизмов».

Результаты исследования   В результате исследования мы узнали много нового и интересного о фразеологизмах.

Слайд 25Рекомендации школьникам «Правильное употребление фразеологизмов»
Не заменяйте слова в составе фразеологизмов.
Не включайте

во фразеологизмы новые слова.
Не изменяйте грамматическую форму слов.
Не изменяйте порядок слов во фразеологизме.
Употребляйте фразеологизмы!
Рекомендации школьникам  «Правильное употребление фразеологизмов» Не заменяйте слова в составе фразеологизмов.Не включайте во фразеологизмы новые слова.Не

Слайд 26 Список использованных источников:
Жуков, В.П, Жуков А.В., Школьный фразеологический словарь русского языка

Москва «Просвещение», 1994г.-365с.
Розе Т.В, Фразеологический словарь для детей». –М.: Олма Медия Групп», 2014г.-48с.
3. Шанский, Н. М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2006. – 380 с.
4. Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. Т.10.- М.: Авантана+, 2001.-704с.
5. httphttp://http://allforchildrenhttp://allforchildren.http://allforchildren.ruhttp://allforchildren.ru/http://allforchildren.ru/kidfunhttp://allforchildren.ru/kidfun/http://allforchildren.ru/kidfun/phrasehttp://allforchildren.ru/kidfun/phrase00.http://allforchildren.ru/kidfun/phrase00.php
6. http://morfema.ru/publ/17-1-0-42
7. httphttp://http://padejihttp://padeji.http://padeji.ruhttp://padeji.ru/http://padeji.ru/leksikologiyahttp://padeji.ru/leksikologiya/http://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmyhttp://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-http://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-shttp://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-s-http://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-s-tochkihttp://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-s-tochki-http://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-s-tochki-zreniyahttp://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-s-tochki-zreniya-http://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-s-tochki-zreniya-ihhttp://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-s-tochki-zreniya-ih-http://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-s-tochki-zreniya-ih-proishozhdeniya
8. http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=fbe4db60-0791-43fa-b711-0b19b71b34c8
9. http://publicrelations.tums.ac.ir/images/news/901126.jpg


Список использованных источников: Жуков, В.П, Жуков А.В., Школьный фразеологический словарь русского языка Москва «Просвещение», 1994г.-365с.Розе Т.В,

Слайд 27Спасибо
за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть