Презентация, доклад исследовательский проект по русскому языку Лингвистические сказки(5 класс)

Содержание

Актуальность Резкое падение культуры владения нормами русского литературного языка (умения правильно писать, верно ставить ударение в словах, употреблять слова в речи в соответствии с нормами русской грамматики) может проистекать из слабого интереса школьников

Слайд 1Лингвистические сказки на уроках русского языка
Руководитель –
Романова Наталия Николаевна
учитель

русского языка
МБОУ СОШ № 18
имени Э.Д. Потапова

Исследователький проект
Учащихся 5г класса
МБОУ СОШ № 18
Алексеевой Полины
Киселевой Екатерины

Лингвистические сказки   на уроках русского языкаРуководитель – Романова Наталия Николаевнаучитель русского языка МБОУ СОШ №

Слайд 2Актуальность

Резкое падение культуры владения нормами русского

литературного языка (умения правильно писать, верно ставить ударение в словах, употреблять слова в речи в соответствии с нормами русской грамматики) может проистекать из слабого интереса школьников к изучению русского языка.

На вопрос учащимся нашего класса «Чем вам не нравится предмет «русский язык?»
Были получены следующие ответы:
- Нужно много писать
- Слишком сложно
- Трудно применять правила на практике
- Не интересно ( много непонятных терминов)
- Не разбираюсь в грамматике, не умею применять знания на практике

На вопрос «Что вам нравится делать на уроке русского языка?»
Были получены ответы:
- Работать с картинками
- Сочинять веселые рассказы
- Делать упражнения по образцу
- Заучивать правило в упрощенном виде

Одним из приемов привлечения интереса к русскому языку является создание школьниками лингвистических сказок. В них учебный материал подается в сказочной, занимательной форме. 

Актуальность    Резкое падение культуры владения нормами русского литературного языка (умения правильно писать, верно ставить

Слайд 3Основополагающий вопрос.

Помогает ли создание лингвистических сказок

повысить интерес к предмету русский язык и облегчить запоминание орфографических правил и лингвистических терминов?
Основополагающий вопрос.    Помогает ли создание лингвистических сказок повысить интерес к предмету русский язык и

Слайд 4Объект исследования
Предмет исследования
Мотивация к изучению русского языка
Лингвистические сказки, созданные учащимися 5г

класса
Объект исследованияПредмет исследованияМотивация к изучению русского языкаЛингвистические сказки, созданные учащимися 5г класса

Слайд 5Цель исследования:
Оценить какой материал является сложным для учащихся 5г класса, изучив

созданные ими лингвистические сказки. Определить, изменится ли отношение к русскому языку после активного включения класса в процесс создания лингвистических сказок.

Цель исследования:Оценить какой материал является сложным для учащихся 5г класса, изучив созданные ими лингвистические сказки. Определить, изменится

Слайд 6Гипотеза
использование жанра предметной сказки облегчает работу над «сухими» научными понятиями,

законами и правилами, позволяет учащимся активно усваивать материал, способствует формированию орфографической грамотности, развивает их абстрактно-логическое мышление и творческое  воображение, способствует воспитанию нравственных качеств личности школьника, а также делает процесс обучения осознанным и эффективным
Гипотеза  использование жанра предметной сказки облегчает работу над «сухими» научными понятиями, законами и правилами, позволяет учащимся активно усваивать материал, способствует формированию орфографической

Слайд 7Задачи:

Изучить отношение школьников к предмету русский язык используя для этого сочинение

«Мой любимый предмет» и анкетирование «Я и русский язык»
 изучить  литературу и информационные источники по вопросам создания лингвистических сказок ;
разработать алгоритм создания лингвистической сказки ;
апробировать разработанный алгоритм на уроках при изучении тем по орфографии в 5 классе
оценить эффективность влияния лингвистической сказки на развитие творческих способностей, познавательного интереса и формирование положительной мотивации к изучению предмета русский язык;
развивать орфографическую грамотность ;
развивать связную речь , коммуникативные и творческие способности наших одноклассников;
развивать внимание, воображение, память, мышление.
развивать информационную грамотность и навыки самостоятельной работы на компьютере.

Задачи:Изучить отношение школьников к предмету русский язык используя для этого сочинение «Мой любимый предмет» и анкетирование «Я

Слайд 8Практическое значение:
Изменение отношения школьников к предмету русский язык, формирование положительной мотивации

к его изучению.
Развитие творческих способностей школьников.



Практическое значение:Изменение отношения школьников к предмету русский язык, формирование положительной мотивации к его изучению.Развитие творческих способностей школьников.

Слайд 9Ход работы над проектом

Ход работы над проектом

Слайд 10Алгоритм создания лингвистической сказки
Выберите термин или правило для создания сказки.
Определите в

нем особенности, которые вы хотите донести до слушателей (читателей)
Подберите персонажей сказки, наделите их положительными или отрицательными чертами характера.
Создайте черновик сказки по плану обычной фольклорной волшебной или социально-бытовой сказки, используя зачин – развитие сюжета – поучительный смысл.
Оцените, не допустили ли вы ошибки в трактовке термина или объяснении правила и при необходимости внесите изменения в сказку.
Отредактируйте стиль сказки, добавив средства художественной выразительности ( постоянные эпитеты, метафоры, сравнения, повторы, параллелизм и т. д.)
Проверьте текст и исправьте найденные ошибки, пользуясь словарем и обращаясь за разъяснением к учителю.
Перепишите сказку начисто и сдайте на проверку или для публикации.

Алгоритм создания  лингвистической сказкиВыберите термин или правило для создания сказки.Определите в нем особенности, которые вы хотите

Слайд 11Лингвистические сказки учащихся нашего класса
«Разделительный Ъ и Ь.»
Давным-давно в стародавние времена

жили-были Ь и Ъ. Голосок у них был такой слабый, что их почти не было слышно. И вот однажды звук Й, который поселился в буквах Е,Е,Ю,Я сказал: «Не буду стоять рядом с согласными! Нас надо разделить хотя бы на письме !» Согласные звуки очень на него из-за этого обиделись.
И решили тогда Ъ и Ь отделять от других согласных капризный Й. И договорились, что после приставок на согласный перед гласными е, е, ю, я будет стоять разделительный ъ: разъезд, съедобный, подъем, предъюбилейный, объяснить. А в других частях слова после согласных перед гласными е,е,ю,я и и будет стоять разделительный ь : здоровье, зимовье, крылья, ружье, воробьи, скамья.
Вот так Ь и Ъ помогли капризному й справляться со своими обязанностями. И все звуки были опять довольны.

Проблема – верное употребление разделительных ъ и ь. Учащиеся путают Ъ и Ь, так как они не обозначают звука, путают части слова, между которыми они должны стоять и перед какими буквами.
В сказке верно передано содержание правила, приведены примеры
Ъ и Ь выступают положительными героями, помогающими достичь порядка в споре между гласными и согласными, то есть сказка учит дружбе и взаимовыручке.

Лингвистические сказки учащихся нашего класса«Разделительный Ъ и Ь.»Давным-давно в стародавние времена жили-были Ь и Ъ. Голосок у

Слайд 12Лингвистические сказки учащихся нашего класса
Проблема – отличие предлогов от приставок. Раздельное

написание предлогов со словами.
В сказке верно передано содержание правила, отдельное написание объяснено как ссора предлогов со словами.
В финале сказки объяснено, как появилось правило.
Лингвистические сказки учащихся нашего классаПроблема – отличие предлогов от приставок. Раздельное написание предлогов со словами.В сказке верно

Слайд 13Сказка на примерах объясняет, что мягкий знак для обозначения мягкости согласных

пишется у существительных женского рода.

Лингвистические сказки учащихся нашего класса

Сказка на примерах объясняет, что мягкий знак для обозначения мягкости согласных пишется у существительных женского рода. Лингвистические

Слайд 14Результаты работы
Дети увлеклись сочинительством, в особенности лингвистических сказок и юмористических рассказов

их создали все 17 обучающихся нашего класса.
Большинство сказок было посвящено орфографическим правилам, а не морфологии или грамматике
Планируется издание сборника «Лингвистические сказки учащихся 5г класса»
Узнали много интересного о жанре сказки, создали алгоритм написания лингвистической сказки
Научились оценивать свои работы и работы одноклассников.
Русский язык теперь не кажется очень сложным предметом
Необходимость много писать не кажется такой пугающей, потому что писать сказку очень увлекательно.
У некоторых учащихся, которые имеют по русскому языку оценку «3», повысилась самооценка, так как созданные ими лингвистические сказки были высоко оценены одноклассниками.
Узнали много интересного о работе в текстовом редакторе при подготовке сказок к публикации.
Нашли в сети Интернет интересные сведения о лингвистических сказках, познакомились с лингвистическими сказками наших сверстников из школ разных городов России.
На основополагающий вопрос проекта мы ответили положительно – создание лингвистических сказок повышает интерес к предмету «русский язык».
Результаты работыДети увлеклись сочинительством, в особенности лингвистических сказок и юмористических рассказов их создали все 17 обучающихся нашего

Слайд 15Список использованной литературы:
1. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: кн. для внеклассного

чтения - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1987;
2. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В.П. Жуков. - М., 1980;
3. Реформатский А.А. Введение в языкознание/ А.А. Реформатский; под ред. В.А. Виноградова. - М.: Аспект Пресс, 1998;
4. Тихонов А.Н. Школьный фразеологический словарь русского языка / А.Н. Тихонов. - М., 1978;
5. Успенский Л.В. Слово о словах: очерки о языке/ Л.В. Успенский. - М., 1957;
6. Шанский Н.М. В мире слов/ Н.М. Шанский. - 3-е изд., испр. и доп. - М., 1985; Энциклопедический словарь юного филолога. - М., 1984;


Список использованной литературы:1. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: кн. для внеклассного чтения - 3-е изд., испр. -

Слайд 16Интернет – ресурсы, использованные в работе над проектом

Википедия, бесплатная энциклопедия www.en.Wikipedia.org

Цветочный

бордюр:
http://lisyonok.ucoz.ru/_ld/0/49013.png

Сказочный домик:
http://img-fotki.yandex.ru/get/9668/16969765.221/0_8e9d6_b4691ca7_orig.png

Сказочный домик-2:
http://www.jblog.fr/images/billets/0422/mini_500_422593.png

Картинка для фона:
http://ramki-vsem.ru/fon/raznocvetnyj-fon24.jpg
Интернет – ресурсы,  использованные в работе над проектомВикипедия, бесплатная энциклопедия www.en.Wikipedia.orgЦветочный бордюр:http://lisyonok.ucoz.ru/_ld/0/49013.png Сказочный домик:http://img-fotki.yandex.ru/get/9668/16969765.221/0_8e9d6_b4691ca7_orig.png Сказочный домик-2:

Слайд 17Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 18Вы можете использовать данное оформление
для создания своих презентаций,
но в

своей презентации
данный слайд не удалять!

Автор шаблона:

Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново


Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации данный слайд не удалять!Автор

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть