Слайд 1ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Байбатырова Сая
Шокимовна
учитель русского языка и литературы
КСШ №2 города Кокшетау
Слайд 2
«
«Конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем образованности, страна, не умеющая
развивать знания в ХХI веке,
обречена на провал»
Н.А. Назарбаев
Слайд 3Знание только тогда знание,
когда оно приобретено
усилиями своей мысли,
а не памятью.
Л.Н. Толстой
Слайд 4
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание
под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Цель проблемной технологии - приобретение знаний, умений и навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.
Слайд 5ОБЩАЯ СХЕМА УРОКА В ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Целеполагание
Создание проблемной ситуации
Анализ проблемной ситуации
Поиск
способов решения
Решение проблемной ситуации
Применение знаний и рефлексия
Итоговый контроль
Слайд 6
Познавательная проблема - противоречие между знанием и незнанием, которое разрешается путем
поиска ответов на возникающие вопросы.
Приемы создания проблемной ситуации
проблемное изложение
проблемная демонстрация
мыслительный проблемный эксперимент
игровая проблемная ситуация
практическое задание на «ошибку»
проблемный вопрос
Слайд 7ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ВЫВОДА ИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ МОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ
СЛЕДУЮЩИХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ:
подвести школьников к противоречию и предложить
им самим найти способ его разрешения
излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос
побуждать сделать сравнение, обобщение, выводы из ситуации
ставить проблемные задачи с неопределенностью постановке вопроса, с противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками
побуждать к исследовательской деятельности, самостоятельному изучению информации
Слайд 8ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Фронтальная работа возможна при актуализации прежних знаний, являющихся
опорой для изучения нового материала.
Групповая работа может иметь целью выработать продуктивное решение, необходимое для понимания темы; высказать точку зрения на языковое явление, обосновать её; обеспечить долевое участие в решении вопроса, требующего большого количества времени урока.
Индивидуальная работа организуется с учётом уровня обученности детей, их возможностей, интересов.
Слайд 9ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Проверьте работу ученика, которому надо расставить знаки препинания в
предложениях. Что вы ему посоветуете?
1) Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
2) Машина ехала по лесной дороге, под колесами шуршали листья, булькала вода, в радиаторе дремали пассажиры.
(проблемная ситуация создается практическим «заданием на ошибку»)
Слайд 10ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Слова в каком столбце записаны верно? Ответ аргументируйте.
ожег
ожог
впустую в пустую
по-моему по моему
в течение в течении
зато за то
туш тушь
Слайд 11ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Жить – Родине служить.
Я хочу хорошо учиться.
Желание уехать
было сильным.
Друг помог мне решить задачу.
Она вышла проводить гостей.
А царица хохотать да плечами пожимать…
(проблемная демонстрация)
Слайд 12МЫШЛЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
(С.Л.РУБИНШТЕЙН.)
Проблемное обучение – это тип развивающего
обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.
Слайд 13ЗАДАЧИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ:
Учить мыслить логично, научно, творчески.
Сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания-убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения.
Слайд 14
Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно
сохраняются в памяти, а если забываются, то их легко восстановить, повторив ход рассуждения, доказательства, аргументации.
Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности.
Слайд 15
Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.
Формировать и развивать положительное отношение,
интерес как к данному учебному предмету, так и к учению вообще
Слайд 16
МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ:
ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА
ПОИСКОВАЯ БЕСЕДА
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОИСКОВАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Слайд 17ЭТАПЫ, УРОВНИ И МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
1. Подготовка к восприятию проблемы.
2. Создание
проблемной ситуации.
3. Формулирование проблемы.
4. Процесс решения проблемы.
5. Доказательство правильности избранного решения.
Слайд 18ГЛАВНАЯ МОЯ ЦЕЛЬ – НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, ИСКАТЬ И НАХОДИТЬ ИСТИНУ
Слайд 19ТЕМА УРОКА: «ФОРМА СЛОВА»
Актуализация знаний
1. Что такое окончание?
2. Что такое
суффикс?
3. Что такое приставка?
Формулировка проблемы:
Форма слова и другое слово – это одно понятие или разные?
Слайд 20ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Друг 2. друг
Другом
подруга
Друзья дружеский
дружить
Чем отличается принцип подбора слов 1-го столбика от 2-го?
Дополнительные вопросы и задания
Выделите морфемы в словах в 1-м и 2-м столбике.
Отличается ли морфемный состав слов 1-м столбике? Во 2-м?
Отличается ли слова по значению в 1-м столбике? Во 2-м?
По какой морфеме мы определяем число и падеж?
1-й вывод: Изменение окончания ведет изменению формы слова
2-й вывод: Изменение приставок и суффиксов ведет к изменению значения слова
Слайд 21МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
Сравнение
Тема «Возвратные глаголы»
Причешу – причешусь
Одену – оденусь
Извиню - извинюсь
Слайд 22
ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ:
ОБРАЗУЙТЕ НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ ОТ ДАННЫХ ГЛАГОЛОВ:
ВСТРЕЧАТЬ - ВСТРЕЧАЮ,
…. .
ВСТРЕТИТЬ - …. , ВСТРЕЧУ
ЗАПИСАТЬ - …. , ЗАПИШУ
ЗАПИСЫВАТЬ – ЗАПИСЫВАЮ, …. .
ЧТО ВЫЗВАЛО ЗАТРУДНЕНИЕ?
КАК ЭТО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ?
Слайд 23ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
6-Й КЛАСС:
ПОДГОТОВИТЬ РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС: ЧТО МЫ ЗНАЕМ
О СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ.
РЕШИТЬ ЛОГИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ: ЧЕМ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО, А ЧТО МЕЖДУ НИМИ ОБЩЕГО.
СРАВНИТЬ СЛОВА ЗЕЛЕНЫЙ И ЗЕЛЕНЕЮЩИЙ
НАЙТИ: ЧЕМ ПОХОЖИ И ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ
Слайд 24
ЛИТЕРАТУРА
Д.И.МЕНДЕЛЕЕВ КОГДА-ТО ОЧЕНЬ ТОЧНО ЗАМЕТИЛ: «ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ВОСПИТАНИЯ – МЕЧ В
РУКАХ СУМАСШЕДШЕГО»
ПРОБЛЕМНОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ ДЛЯ МЕНЯ – ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕВРАТИТЬ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ЭТИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ, РЕШАЯ КОТОРУЮ НА УРОКЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ, УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕПОДАТЬ УРОК НРАВСТВЕННОСТИ
Слайд 25
Связь с современностью
Почему Евгений Базаров не очень вежлив со своими родителями?
Плохо к ним относится? А плохо ли? Почему они не понимаю друг друга? А вас всегда понимают родители? А вы их? Как вы думаете, почему так происходит? А как это объясняет автор романа?
Кто из героев Л.Н.Толстого вам нравится больше: Андрей Болконский или Пьер Безухов? Обоснуйте свое мнение. А кого из вас поддержал бы господин Толстой?
Как вы считаете, Раскольников – положительный герой или отрицательный? А как считал сам Достоевский? Как вы относитесь к теории Раскольникова? Свое мнение обоснуйте.
Слайд 26СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
1. Сравнительный анализ образов Данко и Ларры /«Старуха Изергиль»/
2. Сравнительная
характеристика Раскольникова и Разумихина.
Либо сравнение героев разных произведений
Базарова и Печорина
Базарова и Раскольникова
Пьера Безухова и Обломова
Слайд 28УРОКИ ПО ТВОРЧЕСТВУ ОСТРОВСКОГО
Урок-диалог с использованием компьютерных слайдов
1.Почему Островского называют «Колумбом
Замоскворечья?»
2.Какие проблемы поднимаются в его пьесах?
Слайд 29 ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
1.КАК БЫ ВЫ ЗАКОНЧИЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
2.ВСТРЕЧАЮТСЯ ЛИ КАТЕРИНЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ?
Слайд 30РАЗМЫШЛЯЯ НАД СТРОКОЙ ПИСАТЕЛЯ… (ПО ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)
1. Драмой или комедией
представляется вам пьеса Островского «Гроза»?
2. Кто виновен в гибели Катерины?
3. О чем заставляет сожалеть, и какие надежды вызывает «Гроза» Островского?
Слайд 31(
ТЕМА: «НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ, ДОБРА И ПРАВДЫ»
УРОК -
ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РОМАНУ «ВОЙНА И МИР»
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ, ПО МНЕНИЮ ТОЛСТОГО, НИЧТОЖНЫ ТЕ, КТО ЖИВЕТ СОБОЙ, ПОСТРОЕННОМ НА НЕСЧАСТЬЕ ДРУГИХ?
Слайд 32
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИЗВАНО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ 3 ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕЙ:
1.СФОРМИРОВАТЬ У УЧАЩИХСЯ НЕОБХОДИМУЮ
СИСТЕМУ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
2.ДОСТИГНУТЬ ВЫСОКОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К САМООБУЧЕНИЮ, САМООБРАЗОВАНИЮ.
3.СФОРМИРОВАТЬ ОСОБЫЙ СТИЛЬ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ АКТИВНОСТЬ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
Слайд 33
Достоинства проблемного обучения:
обеспечивает
особый тип мышления,
глубину убеждений, прочность усвоения
знаний и творческое их применение в
практической деятельности. Кроме того,
оно способствует формированию
мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности
обучающихся.
Слайд 34Три пути ведут к знанию: путь размышления –это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький.
Конфуций