Презентация, доклад Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Содержание

««Конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем образованности, страна, не умеющая развивать знания в ХХI веке, обречена на провал»

Слайд 1ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Байбатырова Сая

Шокимовна
учитель русского языка и литературы
КСШ №2 города Кокшетау

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫБайбатырова Сая Шокимовнаучитель русского языка и литературыКСШ №2

Слайд 2 «

«Конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем образованности, страна, не умеющая

развивать знания в ХХI веке, обречена на провал»

Н.А. Назарбаев
««Конкурентоспособность

Слайд 3Знание только тогда знание,
когда оно приобретено
усилиями своей мысли,
а не памятью.

Л.Н. Толстой
Знание только тогда знание,когда оно приобретено усилиями своей мысли,а не памятью.

Слайд 4

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание

под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Цель проблемной технологии - приобретение знаний, умений и навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.








Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и

Слайд 5ОБЩАЯ СХЕМА УРОКА В ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Целеполагание
Создание проблемной ситуации
Анализ проблемной ситуации
Поиск

способов решения

Решение проблемной ситуации

Применение знаний и рефлексия

Итоговый контроль

ОБЩАЯ СХЕМА УРОКА В ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯЦелеполаганиеСоздание проблемной ситуацииАнализ проблемной ситуацииПоиск способов решенияРешение проблемной ситуацииПрименение знаний и

Слайд 6
Познавательная проблема - противоречие между знанием и незнанием, которое разрешается путем

поиска ответов на возникающие вопросы.
Приемы создания проблемной ситуации
проблемное изложение
проблемная демонстрация
мыслительный проблемный эксперимент
игровая проблемная ситуация
практическое задание на «ошибку»
проблемный вопрос
Познавательная проблема - противоречие между знанием и незнанием, которое разрешается путем поиска ответов на возникающие вопросы. Приемы

Слайд 7ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ВЫВОДА ИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ МОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ

СЛЕДУЮЩИХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ:

подвести школьников к противоречию и предложить
им самим найти способ его разрешения
излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос
побуждать сделать сравнение, обобщение, выводы из ситуации
ставить проблемные задачи с неопределенностью постановке вопроса, с противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками
побуждать к исследовательской деятельности, самостоятельному изучению информации

ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ВЫВОДА ИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ МОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ СЛЕДУЮЩИХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ:подвести школьников к противоречию

Слайд 8ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Фронтальная работа возможна при актуализации прежних знаний, являющихся

опорой для изучения нового материала.
Групповая работа может иметь целью выработать продуктивное решение, необходимое для понимания темы; высказать точку зрения на языковое явление, обосновать её; обеспечить долевое участие в решении вопроса, требующего большого количества времени урока.
Индивидуальная работа организуется с учётом уровня обученности детей, их возможностей, интересов.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИФронтальная работа возможна при актуализации прежних знаний, являющихся опорой для изучения нового материала. Групповая

Слайд 9ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Проверьте работу ученика, которому надо расставить знаки препинания в

предложениях. Что вы ему посоветуете?
1) Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
2) Машина ехала по лесной дороге, под колесами шуршали листья, булькала вода, в радиаторе дремали пассажиры.
(проблемная ситуация создается практическим «заданием на ошибку»)
ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙПроверьте работу ученика, которому надо расставить знаки препинания в предложениях. Что вы ему посоветуете? 1)

Слайд 10ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Слова в каком столбце записаны верно? Ответ аргументируйте.
ожег

ожог
впустую в пустую
по-моему по моему
в течение в течении
зато за то
туш тушь
ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙСлова в каком столбце записаны верно? Ответ аргументируйте.ожег

Слайд 11ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Жить – Родине служить.
Я хочу хорошо учиться.
Желание уехать

было сильным.
Друг помог мне решить задачу.
Она вышла проводить гостей.
А царица хохотать да плечами пожимать…
(проблемная демонстрация)
ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙЖить – Родине служить. Я хочу хорошо учиться.Желание уехать было сильным. Друг помог мне решить

Слайд 12МЫШЛЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. (С.Л.РУБИНШТЕЙН.)

Проблемное обучение – это тип развивающего

обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.
МЫШЛЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.  (С.Л.РУБИНШТЕЙН.)Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая

Слайд 13ЗАДАЧИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ:
Учить мыслить логично, научно, творчески.

Сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания-убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения.
ЗАДАЧИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ:   Учить мыслить логично, научно, творчески.   Сделать учебный материал более доказательным

Слайд 14
Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно

сохраняются в памяти, а если забываются, то их легко восстановить, повторив ход рассуждения, доказательства, аргументации.
Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности.
Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти, а если забываются,

Слайд 15
Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.
Формировать и развивать положительное отношение,

интерес как к данному учебному предмету, так и к учению вообще
Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.Формировать и развивать положительное отношение, интерес как к данному учебному предмету,

Слайд 16 МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПОИСКОВАЯ БЕСЕДА САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОИСКОВАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ:  ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Слайд 17ЭТАПЫ, УРОВНИ И МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
1. Подготовка к восприятию проблемы.
2. Создание

проблемной ситуации.
3. Формулирование проблемы.
4. Процесс решения проблемы.
5. Доказательство правильности избранного решения.
ЭТАПЫ, УРОВНИ И МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ1. Подготовка к восприятию проблемы.2. Создание проблемной ситуации.3. Формулирование проблемы.4. Процесс решения

Слайд 18ГЛАВНАЯ МОЯ ЦЕЛЬ – НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, ИСКАТЬ И НАХОДИТЬ ИСТИНУ

ГЛАВНАЯ МОЯ ЦЕЛЬ – НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, ИСКАТЬ И НАХОДИТЬ ИСТИНУ

Слайд 19ТЕМА УРОКА: «ФОРМА СЛОВА»
Актуализация знаний
1. Что такое окончание?
2. Что такое

суффикс?
3. Что такое приставка?

Формулировка проблемы:
Форма слова и другое слово – это одно понятие или разные?
ТЕМА УРОКА: «ФОРМА СЛОВА»Актуализация знаний1. Что такое окончание? 2. Что такое суффикс? 3. Что такое приставка?Формулировка проблемы:Форма

Слайд 20ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА




1. Друг 2. друг
Другом

подруга
Друзья дружеский
дружить
Чем отличается принцип подбора слов 1-го столбика от 2-го?
Дополнительные вопросы и задания
Выделите морфемы в словах в 1-м и 2-м столбике.
Отличается ли морфемный состав слов 1-м столбике? Во 2-м?
Отличается ли слова по значению в 1-м столбике? Во 2-м?
По какой морфеме мы определяем число и падеж?
1-й вывод: Изменение окончания ведет изменению формы слова
2-й вывод: Изменение приставок и суффиксов ведет к изменению значения слова
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА1. Друг    2. друг  Другом     подруга

Слайд 21МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
Сравнение
Тема «Возвратные глаголы»
Причешу – причешусь
Одену – оденусь
Извиню - извинюсь

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫСравнениеТема «Возвратные глаголы»Причешу – причешусьОдену – оденусьИзвиню - извинюсь

Слайд 22 ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ: ОБРАЗУЙТЕ НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ ОТ ДАННЫХ ГЛАГОЛОВ: ВСТРЕЧАТЬ - ВСТРЕЧАЮ,

…. . ВСТРЕТИТЬ - …. , ВСТРЕЧУ ЗАПИСАТЬ - …. , ЗАПИШУ ЗАПИСЫВАТЬ – ЗАПИСЫВАЮ, …. . ЧТО ВЫЗВАЛО ЗАТРУДНЕНИЕ? КАК ЭТО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ?
ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ:   ОБРАЗУЙТЕ НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ ОТ ДАННЫХ ГЛАГОЛОВ:  ВСТРЕЧАТЬ

Слайд 23ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 6-Й КЛАСС: ПОДГОТОВИТЬ РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС: ЧТО МЫ ЗНАЕМ

О СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ. РЕШИТЬ ЛОГИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ: ЧЕМ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО, А ЧТО МЕЖДУ НИМИ ОБЩЕГО. СРАВНИТЬ СЛОВА ЗЕЛЕНЫЙ И ЗЕЛЕНЕЮЩИЙ НАЙТИ: ЧЕМ ПОХОЖИ И ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 6-Й КЛАСС: ПОДГОТОВИТЬ РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ. РЕШИТЬ ЛОГИЧЕСКУЮ

Слайд 24 ЛИТЕРАТУРА Д.И.МЕНДЕЛЕЕВ КОГДА-ТО ОЧЕНЬ ТОЧНО ЗАМЕТИЛ: «ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ВОСПИТАНИЯ – МЕЧ В

РУКАХ СУМАСШЕДШЕГО» ПРОБЛЕМНОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ ДЛЯ МЕНЯ – ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕВРАТИТЬ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ЭТИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ, РЕШАЯ КОТОРУЮ НА УРОКЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ, УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕПОДАТЬ УРОК НРАВСТВЕННОСТИ
ЛИТЕРАТУРА   Д.И.МЕНДЕЛЕЕВ КОГДА-ТО

Слайд 25
Связь с современностью


Почему Евгений Базаров не очень вежлив со своими родителями?

Плохо к ним относится? А плохо ли? Почему они не понимаю друг друга? А вас всегда понимают родители? А вы их? Как вы думаете, почему так происходит? А как это объясняет автор романа?


Кто из героев Л.Н.Толстого вам нравится больше: Андрей Болконский или Пьер Безухов? Обоснуйте свое мнение. А кого из вас поддержал бы господин Толстой?


Как вы считаете, Раскольников – положительный герой или отрицательный? А как считал сам Достоевский? Как вы относитесь к теории Раскольникова? Свое мнение обоснуйте.
Связь с современностьюПочему Евгений Базаров не очень вежлив со своими родителями? Плохо к ним относится? А плохо

Слайд 26СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ


1. Сравнительный анализ образов Данко и Ларры /«Старуха Изергиль»/
2. Сравнительная

характеристика Раскольникова и Разумихина.

Либо сравнение героев разных произведений

Базарова и Печорина
Базарова и Раскольникова
Пьера Безухова и Обломова
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ1. Сравнительный анализ образов Данко и Ларры /«Старуха Изергиль»/2. Сравнительная характеристика Раскольникова и Разумихина.Либо сравнение героев

Слайд 27 УРОКИ, КОТОРЫЕ Я ЛЮБЛЮ

УРОКИ, КОТОРЫЕ Я ЛЮБЛЮ

Слайд 28УРОКИ ПО ТВОРЧЕСТВУ ОСТРОВСКОГО
Урок-диалог с использованием компьютерных слайдов
1.Почему Островского называют «Колумбом

Замоскворечья?»
2.Какие проблемы поднимаются в его пьесах?
УРОКИ ПО ТВОРЧЕСТВУ ОСТРОВСКОГОУрок-диалог с использованием компьютерных слайдов1.Почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья?»2.Какие проблемы поднимаются в его пьесах?

Слайд 29 ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

1.КАК БЫ ВЫ ЗАКОНЧИЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЕ 2.ВСТРЕЧАЮТСЯ ЛИ КАТЕРИНЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ?
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:           1.КАК БЫ ВЫ ЗАКОНЧИЛИ

Слайд 30РАЗМЫШЛЯЯ НАД СТРОКОЙ ПИСАТЕЛЯ… (ПО ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)
1. Драмой или комедией

представляется вам пьеса Островского «Гроза»?
2. Кто виновен в гибели Катерины?
3. О чем заставляет сожалеть, и какие надежды вызывает «Гроза» Островского?
РАЗМЫШЛЯЯ НАД СТРОКОЙ ПИСАТЕЛЯ… (ПО ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)1. Драмой или комедией представляется вам пьеса Островского «Гроза»? 2.

Слайд 31( ТЕМА: «НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ, ДОБРА И ПРАВДЫ» УРОК -

ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РОМАНУ «ВОЙНА И МИР» ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ, ПО МНЕНИЮ ТОЛСТОГО, НИЧТОЖНЫ ТЕ, КТО ЖИВЕТ СОБОЙ, ПОСТРОЕННОМ НА НЕСЧАСТЬЕ ДРУГИХ?


(  ТЕМА: «НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ, ДОБРА И ПРАВДЫ» УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РОМАНУ

Слайд 32 ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИЗВАНО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ 3 ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕЙ: 1.СФОРМИРОВАТЬ У УЧАЩИХСЯ НЕОБХОДИМУЮ

СИСТЕМУ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ. 2.ДОСТИГНУТЬ ВЫСОКОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К САМООБУЧЕНИЮ, САМООБРАЗОВАНИЮ. 3.СФОРМИРОВАТЬ ОСОБЫЙ СТИЛЬ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ АКТИВНОСТЬ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИЗВАНО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ 3 ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕЙ:  1.СФОРМИРОВАТЬ У УЧАЩИХСЯ НЕОБХОДИМУЮ

Слайд 33
Достоинства проблемного обучения:
обеспечивает

особый тип мышления,
глубину убеждений, прочность усвоения
знаний и творческое их применение в
практической деятельности. Кроме того,
оно способствует формированию
мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности
обучающихся.
Достоинства проблемного обучения: обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность

Слайд 34Три пути ведут к знанию: путь размышления –это путь самый благородный,

путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький.
Конфуций
Три пути ведут к знанию: путь размышления –это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть