Слайд 1ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВФЕМИЗМОВ В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ МОАУ «КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ №2»
Выполнила: Кордубан Ульяна,
ученица 9 «В» класса
Руководитель Коваленко С.А.,
учитель русского языка и литературы
Слайд 2В НАШИ ДНИ ПОВЫСИЛСЯ УРОВЕНЬ АГРЕССИИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ЛЮДЕЙ. ПОМОЛОДЕЛО РЕЧЕВОЕ
БЕСКУЛЬТУРЬЕ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ. ДАЖЕ В КРУГУ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ЗВУЧАТ НЕЦЕНЗУРНЫЕ СЛОВА. ОБРАЗОВАННЫЕ, ВОСПИТАННЫЕ ЛЮДИ В СИЛУ ЭТИЧЕСКИХ, КУЛЬТУРНЫХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ПРИЧИН ОБЯЗАНЫ ПОДБИРАТЬ ВЫРАЖЕНИЯ, СМЯГЧАЮЩИЕ ГРУБЫЙ, НЕТАКТИЧНЫЙ СМЫСЛ ВЫСКАЗЫВАНИЯ. В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ТАКИЕ СЛОВА НАЗЫВАЮТСЯ ЭВФЕМИЗМАМИ.
Слайд 3 ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Речь учащихся
МОБУ
Слайд 4ЦЕЛЬ РАБОТЫ
определить место эвфемизмов и особенности их использования в речи
учащихся школы №6
Задачи
Изучить литературу по теме исследования.
Выявить, какие эвфемизмы употребляют ученики школы и на каком уровне.
Определить условия, ситуации, при которых используются эвфемизмы.
Систематизировать полученные результаты и проанализировать их.
Составить методические рекомендации и буклет.
Слайд 5МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Работа с
первоисточниками
наблюдение
эксперимент
систематизация
опрос
обобщение
Слайд 6ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Умение учащихся использовать эвфемизмы в речи нельзя считать сформированными, но
эвфемизмы необходимо изучать на уроках русского языка, так как при использовании эвфемизмов уровень речевой культуры школьников повысится, использование эвфемизмов способствует созданию коммуникативного комфорта, предупреждению и устранению проявлений агрессии в общении школьников.
Слайд 7СУЩНОСТЬ ЭВФЕМИЗМА
Словарь лингвистических терминов О.С. Ахмановой дает такое объяснение: «Эвфемизм англ.
Троп, состоящий в непрямом, прикрытом, вежливом, смягчающем обозначении какого-л. предмета или явления. ср. Русск. «Он в почтенном возрасте» вместо «Он стар»
Более кратко понятие «эвфемизм» раскрывается в «Словаре русского языка» Ожегова: «Эвфемизм - слово или выражение, заменяющее другое, неудобное для данной обстановки или грубое, непристойное, напр. «уснул последним сном» вместо «умер», «неумён» вместо «глуп»».
Слайд 8ЦЕЛЬ ЭВФЕМИЗАЦИИ РЕЧИ
Вступая в диалог, поприветствую, поблагодарю, дам совет, попрощаюсь.
Стремление
избегать конфликтов, не создавать у собеседника ощущение коммуникативного дискомфорта:
незрячий > слепой, неправда >ложь или враньё.
Проявление вежливости, уважения к собеседнику.
Слайд 9ВИДЫ ЭВФЕМИЗМОВ
бытовые
иронические
политкорректные
экономические
шутливые
маскирующие
профессиональные
Социально значимые
этикетные
псевдоэвфемизмы
Слайд 10ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Опрос Что такое эвфемизмы?
Анкетирование №1
Слайд 11ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Анкетирование №2
Проверить умение учащихся применять эвфемизмы в общении, убедиться,
что эвфемизм – явление коммуникативное.
Ты такой тугодум!
Медленно думаешь, тебе больше времени требуется для осмысления темы; не понимаешь; до тебя доходит, как до утки, на третьи сутки; медленно мыслишь; тебе нужно время обмозговать; до тебя долго доходит; ты медлительный; ты трудный; не совсем догадливый, у тебя темп работы свой, собственный, но нужно стремиться работать быстрее (сдача ЕГЭ, ОГЭ)
Слайд 12ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Анкетирование №2
Кто-то украл у меня деньги?
Кто-то у меня
взял деньги; может, кто-нибудь видел, куда я положила свои деньги? Не брал ли кто мои деньги? Кто-то одолжил у меня деньги, у меня пропали деньги.
Ты много врёшь.
Лукавишь, обманываешь, ты что-то не договариваешь; сочиняешь, фантазируешь, говоришь неправду; не хочу это слышать; что-то скрываешь; лучше говорить правду, она человека украшает.
Ты списал работу.
Сомневаюсь в том, что это твоя работа; скопировал работу; у нас одинаковые работы; не выполнил сам; кто-то помог; это не твоя работа, выполнил работу не самостоятельно
Слайд 13ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Анкетирование №2
Ты жирный, толстый.
Поправился, ты стал
много весить; ты очень изменился; стал упитанным; крупный, очень полный.
Ты психически больной. Нездоровый, не понимаешь других; так нельзя говорить; ты очень эмоциональный, неуравновешенный, шалят нервишки; неадекватный; не соответствуешь данному обществу; тебя надо перевести в спецшколу, душевно-больной, слабоумный, умственно отсталый, не совсем нормальный, не от мира сего, странный, имеет отклонения, не вполне здоров, не все дома, живет в собственном мире.
Ты глупый.
Ты ленивый.
Слайд 14ВЫВОДЫ
1. Говорящий оценивает слова с точки зрения уместности/неуместности, тактичности, бестактности, допустимости,
этичности/неэтичности.
2.Использование эвфемизма рассчитано на слушающего.
3.Говорящий использует эвфемизмы в речи ради успешной коммуникации.
4.Ученики проявляют слабые умения в использовании эвфемизмов в речи.
Слайд 15ЭКСПЕРИМЕНТ.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ОТВЕТОВ УЧ-СЯ
Слайд 17 Выводы
Эксперимент показал, что умение использовать эвфемизмы в речи нельзя считать
сформированными.
2. Существенным в использовании эвфемизмов мы считаем представление об эвфемизме как коммуникативном явлении, ориентированном на бесконфликтное, уважительное общение
Слайд 18 Маскирующие эвфемизмы
учеников школы №6
Причины опоздания на урок:
была в больнице,
сдавала анализы, записывался на приём к врачу, проходил ЭКГ, забрал справку, проспал, мама не разбудила; не было автобуса; автобус пришёл не по расписанию, не нашла кабинет, утром стало плохо, живот заболел, сестрёнку в детсад отводила, задержали учителя, помогал библиотекарю, я дежурил, убирался в столовой, был в столовой, кушал; был в медпункте, у фельдшера; застрял в лифте.
.
Слайд 19 Маскирующие эвфемизмы
учеников школы №6
Слова, помогающие избежать наказания за невыполнение
домашнего задания:
забыл тетрадь дома, закончилась тетрадь, завёл новую; выполнил домашнее задание в другой тетради; сделал не то задание – перепутал; болел, забыла сделать домашнее задание; не записал д/з; не было времени для д/з; меня не было, никто не сказал, что задано; нет страниц в учебнике; свет отключили
.
Слайд 20 Ученики используют маскирующие
эвфемизмы в следующих целях:
Слайд 21 Ученики используют маскирующие
эвфемизмы в следующих целях:
ш
Слайд 22 Выводы
1. Умение учащихся использовать эвфемизмы в речи нельзя считать
сформированными, но эвфемизмы необходимо изучать на уроках русского языка, так как при использовании эвфемизмов уровень речевой культуры школьников повысится, использование эвфемизмов способствует созданию коммуникативного комфорта, предупреждению и устранению проявлений агрессии в общении школьников.
2. Эвфемизмы делают наш язык, как и другие выразительные средства, богаче, а человека, владеющего языком, вежливым и культурным
Слайд 23
3.Необходимо стремиться к повышению культуры речи (изучение эвфемизмов) учащимся
5 – 11-классов, чтобы быть образованными, воспитанными учениками и развивать свои творческие способности.
4. Изучение теории эвфемизма, влияния эвфемизмов на успешность коммуникации и их роль в общении, а также результаты эксперимента позволили составить методические рекомендации, буклет по использованию эвфемизмов в общении.