Слайд 1Использование элементов технологии коллективной мыследеятельности (КМД)
Слайд 2
Автор этой дидактической системы — профессор К. Я. Вазина, заведующая кафедрой
«Деятельность» Нижегородского межобластного института повышения квалификации работников профтехобразования Технология коллективной мыследеятельности — непрерывный процесс управления развитием потребностей, способностей обучаемых. Применяя в своей практике эту технологию, заметила, что наиболее эффективный результат достигается в классе, где основная масса-читающие ребята. Их интеллектуальный уровень, самоорганизация, пытливость, интерес к учению подтягивает и ребят со слабыми знаниями. В связи с этим задача педагога – стимулировать детей к поиску, помочь им овладеть технологией творчества, повысить интерес к предмету. Решению данной задачи способствуют инновационные технологии, одной из которых является технология КМД.
Слайд 3..Технология состоит из системы проблемных ситуаций, которая обеспечивается системой моделей обучения,
направленных на личностно-орентированное обучение, цель которого состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации ,саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа». Стержнем модели КМД является как раз управление процессом усвоения учеником культуры, в ходе которого развиваются внутренние потребности, способности, сознание каждого. Цели, содержание, способы развития определяются педагогом и учащимся совместно, с учётом их интересов и способностей.
Слайд 4Разработка технологии обучения деятельности потребовала, прежде всего, создания инвариантной модели деятельности,
содержание которой состоит из трёх основных блоков:
Слайд 6Ввод в проблемную ситуацию:
постановка проблемы, коллективное обсуждение целей, способов их
достижения. Функция: актуализация противоречий, определение внутренних целей, реальных способов деятельности. Начальная точка выращивания внутренних целей.
Слайд 7 Работа по творческим микрогруппам
Он включает в себя самоопределение творческих групп,
коррекцию коллективных целей, принятие решения, составление и реализацию программы коллективной деятельности, выработку личных, групповых позиций, общественного мнения о работе каждого и группы в целом.
На этом этапе обучаемые, разделённые на творческие микрогруппы (5—7 человек), вторично, уже самостельно, через общение в микрогруппах, актуализируют (уточняют, проясняют) свою внутреннюю цель, осознавая поставленную педагогом учебную проблему, вырабатывают способ совместной деятельности для её решения. В процессе поиска (реализации цели) вырабатывают и отстаивают свои позиции при общем решении учебной проблемы
Слайд 8Обсуждая в режиме коллективной мыследеятельности учебную проблему, слушатели творческой группы упражняются
в демократическом типе общественных отношений: в равноправном сотрудничестве, в выработке собственной позиции и т. д. Для этого соблюдается ряд новых правил взаимодействия: необходимость выслушать и понять другого, доброжелательность, терпимость, уважение к иному мнению, чёткая формулировка своей позиции с обязательной её аргументацией, в случае несогласия — аргументированная оппозиция. Можно ошибиться — это естественно в процессе поиска, важно увидеть и исправить ошибку. Прав тот, кто может научно обосновать позицию. При организации учебного процесса я стараюсь формировать творческие группы так, чтобы в них были лидер-руководитель, лидер-генератор идей, функционеры, оппозиционеры, исследователи и т. д. Микрогруппы подвижны, их подбор определяется каждый раз целями, потребностями педагога и обучаемых.
Слайд 9Общее обсуждение разрешаемой проблемы, защита позиций
Функция: формирование коллективных и личных
позиций на основе сравнения их с научной (окончание выращивания внутренних целей), выработка общественного мнения о работе творческих групп, отдельных личностей, коллектива в целом.
На этом этапе педагог нацеливает творческие группы на доказательство истинности своего решения учебной проблемы. Каждая группа объявляет и активно отстаивает свою позицию перед всем классом. Возникает дискуссия, высказываются разные, порой противоположные точки зрения, проверяются на основательность аргументы сторон. Требованием обоснованной, логичной аргументации педагог приводит обучаемых к верному решению учебной проблемы
Слайд 10. Возникает дискуссия, высказываются разные, порой противоположные точки зрения, проверяются на
основательность аргументы сторон. Требованием обоснованной, логичной аргументации педагог приводит обучаемых к верному решению учебной проблемы. На этом же этапе ребята обмениваются своими ассоциативными рисунками, затем анализируют их, делают выводы.
Слайд 12Перед каждым уроком лежит «Лист защиты», куда каждый ученик без объяснения
причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Подшивая листы, учитель может держать ситуацию под контролем. Положительный эффект заключается в том, что как и в приеме «Лови вопрос», исключается возможность спрашивать того человека, который не знает ответа или неуверен сегодня. Следовательно, у ученика будет отсутствовать СТРАХ, он будет чувствовать себя комфортно и сможет раскрыться при выполнении других заданий. Такая деятельность, при которой не надо бояться ошибиться, можно высказать свое мнение, отношение, выполнить задание на выбор, которое доступно в зоне ближайшего развития, захватывает всю личность, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства - удовлетворение от сделанной работы, повышается мотивация к учебе.
Прием «Лист защиты».
Слайд 13Определение новой проблемы, направления процесса дальнейшего познания.
Определение новой проблемы, направления процесса
дальнейшего познания.
Рефлексия
На этом этапе я предлагаю ребятам обратиться к их совместной индивидуальной деятельности и рассказать о своих неудачах и затруднениях в решении проблемы, выявить причины своих ошибок не только по содержанию, но и, что важно, по способу общения, наметить пути их исправления. Это, по существу, и является вводом группы и каждого обучаемого в новую учебную проблему — проблему осознания средств собственной и совместной умственной деятельности. Рефлексия постоянно ведёт обучаемого к осознанию его конкретных способов деятельности, к систематизации, обобщению их, отказу от ошибочных приёмов и подходов, что в итоге развивает его как личность.
Рефлексия включается на любом такте деятельности при «сбоях», производится внутри творческих групп или специально организуется педагогом со всеми обучаемыми после общей деятельности.
Все технологические такты последовательно связаны между собой. Ни один из них не может быть пропущен или переставлен местами в рабочем процессе.
Слайд 14Меня привлекает данная технология тем, что здесь не задается параметров мыслительной
деятельности – ученики сами определяют все, что надо сказать в рамках заданного вопроса или задания. И снова установка – не давать знания в готовом виде. Но прием другой - методика успеха:
Слайд 15Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы
Вивчаренко В.П.,
ГУ «Новорыбинская средняя
школа – сад»,
Аккольского района, Акмолинской области
2015 год.