Презентация, доклад интеллектуального конкурса Своя игра

Презентация на тему Презентация интеллектуального конкурса Своя игра, предмет презентации: Русский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 68 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Интеллектуальная
Текст слайда:

Интеллектуальная викторина по русскому языку «Своя игра»

Стефанова Л. М. ,
учитель русского языка и литературы ГВ(с)ОУ «РЦО»,
г. Сыктывк


Слайд 2
КатегорииФинал
Текст слайда:

Категории

Финал


Слайд 3
ВОПРОСЧто изучают лексика и фразеология?ОТВЕТ
Текст слайда:


ВОПРОС

Что изучают лексика и фразеология?



ОТВЕТ


Слайд 4
ОТВЕТЛексика (гр. lexikуs – «относящийся к слову», logos – «учение») - это раздел науки о языке, который
Текст слайда:


ОТВЕТ

Лексика (гр. lexikуs – «относящийся к слову», logos – «учение») - это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

Фразеология (от греч. phrásis – «выражение» и logos – «учение») - раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка.



Слайд 5
ВОПРОС «Чудесный квадрат»        По горизонтали запишите:   1) вид
Текст слайда:

ВОПРОС

«Чудесный квадрат»
По горизонтали запишите:
1) вид топлива;
2) упрямое животное;
3) корнеплод,
4) синоним к слову знамя.




ОТВЕТ


Слайд 6
ОТВЕТА теперь прочитайте слова по вертикали. Получились те же слова!
Текст слайда:


ОТВЕТ

А теперь прочитайте слова по вертикали. Получились те же слова!



Слайд 7
ВОПРОСНазовите антонимы в пословицах: Ученье – свет, а неученье – тьма. Сытый голодного не разумеет. Мир строит
Текст слайда:

ВОПРОС

Назовите антонимы в пословицах:
Ученье – свет, а неученье – тьма. Сытый голодного не разумеет. Мир строит – война разрушает. Старый друг лучше новых двух. Друг спорит, а недруг поддакивает.

ОТВЕТ


Слайд 8
ОТВЕТАнтонимы в пословицах: Ученье – неученье, свет – тьма. Сытый – голодный. Мир – война, строит –
Текст слайда:

ОТВЕТ



Антонимы в пословицах:
Ученье – неученье, свет – тьма. Сытый – голодный. Мир – война, строит – разрушает. Старый – новый. Друг – недруг, спорит –поддакивает.


Слайд 9
ВОПРОСВспомните фразеологизмы со словом голова.ОТВЕТ
Текст слайда:


ВОПРОС

Вспомните фразеологизмы со словом голова.

ОТВЕТ


Слайд 10
ОТВЕТФразеологизмы со словом голова:   Человек с головой.        Горячая
Текст слайда:

ОТВЕТ





Фразеологизмы со словом голова:


Человек с головой. Горячая голова.
Быть на голову выше. В певую голову.
Выдать с головой. Голова кругом идёт.
Повесить голову. Из головы вон.
Как снег на голову. Ломать голову.
Поднять голову. Сложить голову.
С ног до головы. Потерать голову.
Разбить наголову. С больной головы на
здоровую.


Слайд 11
ВОПРОСОТВЕТПодберите к каждому из данных слов        синоним и антоним.
Текст слайда:


ВОПРОС


ОТВЕТ

Подберите к каждому из данных слов синоним и антоним.

Жара – ... , ... .
Работа – ... , ... .
Грусть – ... , ... .
Аккуратный – ... , ... .
Бранить – ... , ... .


Слайд 12
ОТВЕТЖара – зной, холод.Работа – дело, безделье.Грусть – печаль, радость.Аккуратный – опрятный, неряшливый.Бранить – ругать, хвалить.
Текст слайда:

ОТВЕТ





Жара – зной, холод.
Работа – дело, безделье.
Грусть – печаль, радость.
Аккуратный – опрятный, неряшливый.
Бранить – ругать, хвалить.


Слайд 13
ВОПРОСЧто изучает фонетика?ОТВЕТ
Текст слайда:

ВОПРОС




Что изучает фонетика?


ОТВЕТ


Слайд 14
ОТВЕТФонетика (греч. phonetikos – «звуковой», от phone – «звук»)– раздел языкознания, изучающий звуки речи.
Текст слайда:


ОТВЕТ

Фонетика (греч. phonetikos – «звуковой», от phone – «звук»)– раздел языкознания, изучающий звуки речи.



Слайд 15
ВОПРОСЗагадки – шутки1. Чем кончаются день и ночь?2. Что стоит посередине земли?3. Чем кончается лето и начинается
Текст слайда:

ВОПРОС

Загадки – шутки

1. Чем кончаются день и ночь?
2. Что стоит посередине земли?
3. Чем кончается лето и начинается осень?

ОТВЕТ


Слайд 16
ОТВЕТ         1. Мягким знаком.
Текст слайда:


ОТВЕТ


1. Мягким знаком.
2. Буква М.
3. Буквой О.



Слайд 17
ВОПРОСРешите народную скороговорку-загадку.Летели галки и сели на палки. Если на каждой палке сядет по галке, то для
Текст слайда:

ВОПРОС

Решите народную скороговорку-загадку.

Летели галки и сели на палки. Если на каждой палке сядет по галке, то для одной галки не хватит палки. Если на каждой палке сядет по две галки, то одна из палок останется без галок. Сколько было палок? Сколько было галок?

ОТВЕТ


Слайд 18
ОТВЕТТри палки и четыре галки.
Текст слайда:

ОТВЕТ

Три палки и четыре галки.



Слайд 19
ВОПРОСКак называется наука, изучающая нормы произношения?ОТВЕТ
Текст слайда:

ВОПРОС


Как называется наука, изучающая нормы произношения?

ОТВЕТ


Слайд 20
ОТВЕТОРФОЭПИЯ (от греч. orthos – «правильный» и epos – «речь») - правильное произношение.
Текст слайда:

ОТВЕТ

ОРФОЭПИЯ (от греч. orthos – «правильный» и epos – «речь») - правильное произношение. Слово орфоэпия употребляется в двух значениях: 1) система единых норм произношения в литературном языке;
2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.



Слайд 21
ВОПРОСВо что превратятся башня, борт, бочка, быль, жар, жалость, если заменить в них начальные звонкие согласные парными
Текст слайда:

ВОПРОС


Во что превратятся башня, борт, бочка, быль, жар, жалость, если заменить в них начальные звонкие согласные парными им глухими?

ОТВЕТ


Слайд 22
ОТВЕТбашня – пашня борт - порт, бочка - почка, быль - пыль, жар - шар, жалость –
Текст слайда:

ОТВЕТ

башня – пашня
борт - порт,
бочка - почка,
быль - пыль, жар - шар, жалость – шалость.



Слайд 23
ВОПРОСЧто изучает морфология?ОТВЕТ
Текст слайда:


ВОПРОС


Что изучает морфология?

ОТВЕТ


Слайд 24
ОТВЕТМорфология (от греч. morphe - «форма»,        logos - «учение») -
Текст слайда:

ОТВЕТ

Морфология (от греч. morphe - «форма», logos - «учение») - это раздел науки о языке, изучающий грамматические формы и грамматические значения частей речи.



Слайд 25
ВОПРОСПеречислите известные Вам части речи.ОТВЕТ
Текст слайда:


ВОПРОС


Перечислите известные Вам части речи.

ОТВЕТ


Слайд 26
ОТВЕТ
Текст слайда:

ОТВЕТ











Слайд 27
ВОПРОСНазовите литературные произведения, в названиях которыхвстречаются числительные. ОТВЕТ
Текст слайда:


ВОПРОС

Назовите литературные произведения, в названиях которых
встречаются числительные.

ОТВЕТ


Слайд 28
ОТВЕТС. Маршак «Двенадцать месяцев»,А. Дюма «Три мушкетёра»,М. Ю. Лермонтов «Три пальмы»,А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне
Текст слайда:

ОТВЕТ

С. Маршак «Двенадцать месяцев»,
А. Дюма «Три мушкетёра»,
М. Ю. Лермонтов «Три пальмы»,
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,
В. Каверин «Два капитана»,
Д. Лондон «Сердца трёх» и т. д.



Слайд 29
ВОПРОСОтветьте на шуточные вопросы:1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?2. Какие два местоимения мешают
Текст слайда:

ВОПРОС

Ответьте на шуточные вопросы:
1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?
2. Какие два местоимения мешают автотранспорту?
3) Какие три местоимения самые чистые?



ОТВЕТ


Слайд 30
ответ1. ОНО, ТОТ2. Я – МЫ3. ВЫ – МЫ – ТЫ
Текст слайда:


ответ


1. ОНО, ТОТ
2. Я – МЫ
3. ВЫ – МЫ – ТЫ



Слайд 31
ВОПРОСК каким частям речи относятся слова:быт – быть, ел – ель,
Текст слайда:

ВОПРОС


К каким частям речи относятся слова:
быт – быть, ел – ель, жал – жаль, плач – плачь, шест – шесть, ясен – ясень?

ОТВЕТ


Слайд 32
ОТВЕТбыт (сущ.) – быть (глагол),        ел (глагол) – ель (сущ.),
Текст слайда:

ОТВЕТ


быт (сущ.) – быть (глагол), ел (глагол) – ель (сущ.), жал (глагол) – жаль (наречие), плач (сущ.) – плачь (глагол), шест (сущ.) – шесть (числ.), ясен (кр. прил) – ясень (сущ.).



Слайд 33
Что изучает орфография? ВОПРОС - АУКЦИОНОТВЕТ
Текст слайда:

Что изучает орфография?

ВОПРОС - АУКЦИОН

ОТВЕТ


Слайд 34
ОТВЕТ Орфография (греч., от orthós - «правильный» и gráphõ – «пишу») - правописание, система правил, определяющих единообразие
Текст слайда:

ОТВЕТ

Орфография (греч., от orthós - «правильный» и gráphõ – «пишу») - правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме.



Слайд 35
ВОПРОСОпределите, в какой последовательности пропущены гласные в словах:Ф..соль, с..наторий, ярм..рка, мак..роны. 1) а, а, а, а. 2)
Текст слайда:

ВОПРОС

Определите, в какой последовательности пропущены гласные в словах:
Ф..соль, с..наторий, ярм..рка, мак..роны.

1) а, а, а, а.
2) а, о, о, а.
3) а, а, о, о.


ОТВЕТ


Слайд 36
ОТВЕТ1) а, а, а, а.
Текст слайда:

ОТВЕТ

1) а, а, а, а.



Слайд 37
ВОПРОСНазовите орфограмму и           слова - исключения.1. Ц
Текст слайда:

ВОПРОС

Назовите орфограмму и слова - исключения.

1. Ц . рк, ц . фра, панц . рь.

2. Ц . ган, ц . плёнок, ц . ц.

ОТВЕТ


Слайд 38
ОТВЕТОрфограмма «Гласные и и ы после ц».Слова – исключения:  цыган, цыплёнок, цыц.
Текст слайда:

ОТВЕТ

Орфограмма «Гласные и и ы после ц».

Слова – исключения:
цыган, цыплёнок, цыц.



Слайд 39
ВОПРОС ОТВЕТВставьте пропущенные буквы. Сформулируйте правило написания согласных на конце приставок.Бе . шумный, ра . дать, бе
Текст слайда:

ВОПРОС

ОТВЕТ

Вставьте пропущенные буквы. Сформулируйте правило написания согласных на конце приставок.
Бе . шумный, ра . дать, бе . ударный (гласный).


Слайд 40
ОТВЕТ Бесшумный, раздать, безударный (гласный).Правописание приставок раз - (рас -), без- (бес-), из- (ис-), воз- (вос-) зависит
Текст слайда:

ОТВЕТ

Бесшумный, раздать, безударный (гласный).


Правописание приставок раз - (рас -), без- (бес-), из- (ис-), воз- (вос-) зависит от их произношения:
З – произносится и пишется перед звонким согласным в корне;
С – произносится и пишется перед глухими согласными в корне.


Слайд 41
ВОПРОС Что изучают синтаксис и пунктуация?ОТВЕТ
Текст слайда:

ВОПРОС

Что изучают синтаксис и пунктуация?

ОТВЕТ


Слайд 42
ОТВЕТСинтаксис (от греч . syntaxis – «построение, порядок») – раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний,
Текст слайда:

ОТВЕТ

Синтаксис (от греч . syntaxis – «построение, порядок») – раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста.
Пунктуация (от лат. punctum – «точка») - система знаков препинания, правила их употребления, их расстановка в тексте.



Слайд 43
ВОПРОС Расшифруйте схемы предложений, назовите пунктуационные правила, приведите примеры.[ ], и [ ].А: «П».«П», - а.[О, …]!ОТВЕТ
Текст слайда:

ВОПРОС

Расшифруйте схемы предложений, назовите пунктуационные правила, приведите примеры.

[ ], и [ ].
А: «П».
«П», - а.
[О, …]!

ОТВЕТ


Слайд 44
ОТВЕТ 1. Запятая в сложном предложении:    [  ], и [  ].2, 3.
Текст слайда:

ОТВЕТ

1. Запятая в сложном предложении: [ ], и [ ].
2, 3. Пунктуация в предложениях с прямой речью: А: «П». «П», - а.
4. Знаки препинания при обращении: [О, …]!



Слайд 45
«КОТ В МЕШКЕ»Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая
Текст слайда:

«КОТ В МЕШКЕ»

Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: « »
Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?

ОТВЕТ


Слайд 46
ОТВЕТОтвет издателя: «  »
Текст слайда:

ОТВЕТ

Ответ издателя: « »



Слайд 47
Текст слайда:

вопрос

Расскажите об однородных членах предложения, найдите ошибки в схемах:


ОТВЕТ

[ О и О ].

[ - = ] и [ - =].

[ О а О].

[ О , О].


Слайд 48
ОТВЕТ[О и О].[ - = ], и [ - =].[О, а О].Однородные члены предложения — это члены
Текст слайда:

ОТВЕТ


[О и О].

[ - = ], и [ - =].

[О, а О].

Однородные члены предложения — это члены предложения, которые являются одинаковыми членами предложения, связаны между собой сочинительной связью (при помощи сочинительных союзов и интонации или только интонационно) и зависят от одного и того же слова или подчиняют его себе (одинаково относятся к одному и тому же члену предложения).

[О , О].


Слайд 49
ВОПРОСЧто изучают морфемика и словообразование?ОТВЕТ
Текст слайда:

ВОПРОС

Что изучают морфемика и словообразование?

ОТВЕТ


Слайд 50
ВОПРОСМорфемика (греч. morphe – «форма») – это раздел языка, изучающий значимые структурные части слова и его формы.
Текст слайда:

ВОПРОС

Морфемика (греч. morphe – «форма») – это раздел языка, изучающий значимые структурные части слова и его формы.
Словообразование – раздел языка, изучающий способы образования слов.



Слайд 51
ВОПРОС  Назовите значимые части слова. Какие из них служат для образования новых слов? А какие образуют
Текст слайда:

ВОПРОС


Назовите значимые части слова. Какие из них служат для образования новых слов? А какие образуют формы одного и того же слова.

ОТВЕТ


Слайд 52
ОТВЕТЗначимые части слова:Приставки, суффиксы служат для образования новых слов, окончание служит для изменения слова и выражения его
Текст слайда:

ОТВЕТ

Значимые части слова:

Приставки, суффиксы служат для образования новых слов, окончание служит для изменения слова и выражения его грамматического значения.



Слайд 53
ВОПРОС Игра «Третий лишний»1. Рисунок, рисовать, рисовая (каша).2. Водитель, вода, водить.3. Запах, пахать, пахарь.4. Море, измор, морской
Текст слайда:

ВОПРОС

Игра «Третий лишний»

1. Рисунок, рисовать, рисовая (каша).
2. Водитель, вода, водить.
3. Запах, пахать, пахарь.
4. Море, измор, морской (берег).

ОТВЕТ


Слайд 54
ОТВЕТ 1. Рисунок, рисовать, рисовая (каша).2. Водитель, вода, водить.3. Запах, пахать, пахарь.4. Море, измор, морской (берег).
Текст слайда:

ОТВЕТ

1. Рисунок, рисовать, рисовая (каша).
2. Водитель, вода, водить.
3. Запах, пахать, пахарь.
4. Море, измор, морской (берег).



Слайд 55
ВОПРОС Назовите основные способы образования слов в русском языке.ОТВЕТ
Текст слайда:

ВОПРОС

Назовите основные способы образования слов в русском языке.

ОТВЕТ


Слайд 56
ОТВЕТ
Текст слайда:

ОТВЕТ



Слайд 57
ВОПРОСОТВЕТСоставьте слово!Приставка такая же, как в слове полёт.Корень такой же, как в слове дарить.Суффикс такой же, как
Текст слайда:

ВОПРОС

ОТВЕТ

Составьте слово!

Приставка такая же, как в слове полёт.
Корень такой же, как в слове дарить.
Суффикс такой же, как в слове дружок.
Окончание такое же, как в слове лес.


Слайд 58
ОТВЕТ ПОДАРОК
Текст слайда:

ОТВЕТ

ПОДАРОК



Слайд 59
ВОПРОССоединив буквы ходом шахматного коня, вы прочитаете русскую народную пословицу, которую следует всем помнить. Первый ход надо
Текст слайда:

ВОПРОС

Соединив буквы ходом шахматного коня, вы прочитаете русскую народную пословицу, которую следует всем помнить. Первый ход надо сделать с белого поля в левом верхнем углу. Какой знак препинания отсутствует на шахматной доске?

ОТВЕТ



Слайд 60
ОТВЕТ Повторение – мать учения.
Текст слайда:

ОТВЕТ

Повторение – мать учения.



Слайд 61
ФИНАЛЗадача - шуткаЗагадочные кругиВолшебная буква Вопрос и ответИз двух слов - одно
Текст слайда:

ФИНАЛ

Задача - шутка

Загадочные круги

Волшебная буква

Вопрос и ответ

Из двух слов - одно



Слайд 62
ВОПРОС
Текст слайда:

ВОПРОС 10 БАЛЛОВ

В какую букву и какое число надо вписать,
чтобы это число увеличилось на единицу?



ОТВЕТ
Задача имеет два решения: в букву О можно вписать в 7 или в 17, получится в-о-семь или в-о-семнадцать.


Слайд 63
ВОПРОС
Текст слайда:

ВОПРОС 10 БАЛЛОВ

По кругу написано шесть букв. Сколько слов – имён существительных – можно прочитать?
К
О О

С Л
Е



ОТВЕТ: сок, кол, око, село, осёл, сокол, лес, лесок, колесо.



Слайд 64
ВОПРОС
Текст слайда:

ВОПРОС 10 БАЛЛОВ

Старик Хоттабыч и Буратино занялись изучением русского языка. Взял Хоттабыч согласную букву и прибавил к ней часть лица – у него получилось животное. Прибавил к этой же букве полевое растение – и перед ним лиственное дерево.
Не выдержал тогда Буратино:
- Дай-ка и я попробую.
Прибавил он к этой букве морское животное – оно превратилось в насекомое. Удивился Буратино.
А старик Хоттабыч говорит:
- Эта волшебная буква обладает ещё свойством делать кожаный пояс камнем, а речных рыб – столярным инструментом.
Назовите эту волшебную букву!




ОТВЕТ: буква к (к-рот, к-лён, к-омар, к-ремень, к-лещи).


Слайд 65
ВОПРОС
Текст слайда:

ВОПРОС 10 БАЛЛОВ

1. Что можно видеть с закрытыми глазами?
2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это?
3. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. Что это?



ОТВЕТЫ: 1) сон, 2) тень, 3) яма.


Слайд 66
ВОПРОС
Текст слайда:

ВОПРОС 10 БАЛЛОВ

К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова.
вол рак
приз овод
сено рис
кипа вал
сад окно





ОТВЕТ: волокно, призрак, сеновал, кипарис, садовод.


Слайд 67
Игра закончена!Поздравляем победителей!
Текст слайда:

Игра закончена!
Поздравляем победителей!



Слайд 68
Текст слайда:

Список использованной литературы и Интернет-источников: 1) Морозова М. М. Виды внеклассной работы по русскому языку. М, «Просвещение», 1968. 2) Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. Издательство «Народная Асвета», Минск, 1964. 3) http://images.yandex.ru (иллюстрации) 4) http://www.bosonogoe.ru/blog/peredachi-na-radio/89.html (аудиофайлы «Радионяня. Весёлые уроки»)


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть