Презентация, доклад Интеллектуальная викторина В мире русского языка и литературы

Содержание

Какой фонетический процесс происходит в словах:ГардеробПовозкаПереходМорозПароходС береговПересказответ оглушение

Слайд 1Интеллектуальная викторина «В мире русского языка и литературы»
Для студентов 1 курса

СПО

2

Интеллектуальная викторина «В мире русского языка и литературы» Для студентов 1 курса СПО2

Слайд 2Какой фонетический процесс происходит в словах:

Гардероб
Повозка
Переход
Мороз
Пароход
С берегов
Пересказ



ответ
оглушение

Какой фонетический процесс происходит в словах:ГардеробПовозкаПереходМорозПароходС береговПересказответ оглушение

Слайд 3-Я знаю два удивительных русских слова, - сказал Хоттабычу однажды Буратино.

В одном из них семь одинаковых гласных, а в другом сорок.
О мудрейший из юношей! – воскликнул Хоттабыч – Ты не можешь быть мудрее меня, старого волшебника и мага. Знай же, что я отыскал в русском языке четыре слова более удивительных: в каждом из них сто одинаковых согласных!
О КАКИХ СЛОВАХ ИДЁТ У НИХ РЕЧЬ?

Сток, стог, стон, стол

ответ

2

Семья, сорока

-Я знаю два удивительных русских слова, - сказал Хоттабычу однажды Буратино. В одном из них семь одинаковых

Слайд 4Сосчитайте количество букв и звуков в словах
Предъюбилейная
Языкознание
Разъединять
11 букв
10 звуков

11 букв
13 звуков

14

букв
15 звуков

ответ

2

Сосчитайте количество букв и звуков в словахПредъюбилейнаяЯзыкознаниеРазъединять11 букв10 звуков11 букв13 звуков14 букв15 звуковответ2

Слайд 5Найти лишнее слово
Съёмка
Подъезд
Вьюнок
Полью
Заяц
Поём
Плюшка
Юла
Вьюга
Пьеса

ответ
ПЛЮШКА

Найти лишнее словоСъёмкаПодъездВьюнокПольюЗаяцПоёмПлюшкаЮла Вьюга ПьесаответПЛЮШКА

Слайд 6Узнайте писателя на следующем слайде по его портрету и названию его

книги

2

Узнайте писателя на следующем слайде по его портрету и названию его книги 2

Слайд 7Кругосветное путешествие и «Фрегат «Паллада»
2

Кругосветное путешествие и «Фрегат «Паллада»2

Слайд 8Трилогия «Детство. Отрочество. Юность»

Назовите автора по портретам на следующем слайде
2

Трилогия «Детство. Отрочество. Юность»Назовите автора по портретам на следующем слайде 2

Слайд 10Чья это теория? Назовите роман, писателя и героя
Совершающие преступление

2

Чья это теория? Назовите роман, писателя и героя Совершающие преступление2

Слайд 11К какой группе лексики относятся слова:
ЗОДЧИЙ

БРАНЬ
ВНИМАТЬ
ЛЕКАРЬ БЛАГОУХАНИЕ
Подберите синонимы к ним из современного русского языка

ответ

Устаревшие слова

Строитель битва слушать врач аромат

К какой группе лексики относятся слова:     ЗОДЧИЙ     БРАНЬ

Слайд 12Как вы объясните слово «ошеломить»? От какого слова оно произошло? Подберите

синоним к этому слову

ответ

2

Удивить
От слова «шлем»

Как вы объясните слово «ошеломить»? От какого слова оно произошло? Подберите синоним к этому словуответ2УдивитьОт слова «шлем»

Слайд 13Дремлет старушка в кресле.
Дремлет чуткий камыш

В каком значении употреблено слово дремлет?

Укажите художественное средство(троп) в литературе , основанное на разных значениях одного слова

ответ

1- прямое значение 2 –переносное МЕТАФОРА

Дремлет старушка в кресле.Дремлет чуткий камышВ каком значении употреблено слово дремлет? Укажите художественное средство(троп) в литературе ,

Слайд 14Как называются слова, которые
являются отгадкой в следующем
четверостишии:
Со мной ходи

стрелять учиться
И на гряде меня ищи.
Могу попасть я метко в птицу,
А часто попадаю в щи.

Лук. Омонимы

ответ

Как называются слова, которые являются отгадкой в следующемчетверостишии: Со мной ходи стрелять учитьсяИ на гряде меня ищи.Могу

Слайд 15Объясните значение и происхождение фразеологизма
«Не солоно хлебавши»
2
ответ
Разочароваться в приёме

Объясните значение и происхождение фразеологизма «Не солоно хлебавши»2ответРазочароваться в приёме

Слайд 16Объясните значение фразеологизмов:


ТЯНУТЬ КАНИТЕЛЬ
КОНЦЫ В ВОДУ
ЛЯСЫ ТОЧИТЬ
ответ
МЕДЛЕННО ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ
СКРЫТЬ, УТАИТЬ
БОЛТАТЬ


Объясните значение фразеологизмов:ТЯНУТЬ КАНИТЕЛЬ   КОНЦЫ В ВОДУ  ЛЯСЫ ТОЧИТЬответМЕДЛЕННО ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУСКРЫТЬ, УТАИТЬБОЛТАТЬ

Слайд 17Докажите, что данные слова не одного корня. Подберите к каждому из

них
Хотя бы по одному родственному слову

ВВОДНЫЙ – ВОДНЫЙ; ВИННЫЙ – ОБВИНИТЕЛЬ; ВРЕДОНОСНЫЙ – ДЛИННОНОСЫЙ; НОЖНИЦЫ – ТРЕНОЖНИК; МОЩНЫЙ – МОЩЁНЫЙ; РОСПИСЬ – ЗАРОСЛЬ; ГОДОВАЛЫЙ - ВЫГОДНЫЙ

2

ответ

Вводить – вода- вино –вина – носить- нос-ножи- нога- мощь – мостить – писать- росли- год- выгода

Докажите, что данные слова не одного корня. Подберите к каждому из нихХотя бы по одному родственному словуВВОДНЫЙ

Слайд 18Поставьте данные слова во множественное число
Человек, судно, курица, лист (бумаги), лист

(дерева), зуб (волка),
зуб (пилы) ,зелень, порт, фронт, якорь, слесарь

2

Люди, суда ,куры , листы, листья, зубы, зубья, зеленя, порты, фронты, якоря, слесари

ответ

Поставьте данные слова во множественное числоЧеловек, судно, курица, лист (бумаги), лист (дерева), зуб (волка),зуб (пилы) ,зелень, порт,

Слайд 19Какой частью речи являются выделенные слова?
На тротуаре много прохожих.
На обед подали

жаркое.
Слепой палкой нащупывал дорогу.
Стану я слушать всякого встречного
-поперечного!
В посёлке открыли новую чайную.
Дверь эта вела в прихожую.
Чужих у нас не любят.

2

ответ

Существительные, перешедшие из прилагательных

Какой частью речи являются выделенные слова?На тротуаре много прохожих.На обед подали жаркое.Слепой палкой нащупывал дорогу.Стану я слушать

Слайд 20Отгадайте загадку-каламбур


И с буквой г - лечу,
И с буквой, в –

лечу.

2

Грач, врач

ответ

Отгадайте загадку-каламбурИ с буквой г - лечу,И с буквой, в – лечу.2Грач, врачответ

Слайд 21НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО
Приготовить
Прискакать
Придумать
прилететь
Пример
Придел
Приём

ответ
2
пример

НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВОПриготовитьПрискакатьПридуматьприлететьПримерПриделПриёмответ2пример

Слайд 22Найдите ошибки в тексте
стихотворения С. Маршака
Дама здавала в багаш
Диван,
Чимодан, сакваяш,
Картину,
Карзину
Картонку
И маленькую

собачёнку

ответ

2

Сдавала, багаж,
чемодан , сакво-
яж , корзину,
собачонку

Найдите ошибки в текстестихотворения С. МаршакаДама здавала в багашДиван,Чимодан, сакваяш,Картину,КарзинуКартонкуИ маленькую собачёнкуответ2Сдавала, багаж, чемодан , сакво-яж ,

Слайд 23Стояла поздняя осень. По утрам изморозь серебристым налётом покрывала опавшие листья,

землю и крыши домов. А по временам
Из мрачных свинцовых туч падала изморось.

Почему пишутся по – разному одинаково звучащие слова?

ответ

2

Эти слова обозначают разные понятия
Изморозь – рыхлые снегообразные кристаллы льда

Изморось – мелкий дождик

Стояла поздняя осень. По утрам изморозь серебристым налётом покрывала опавшие листья, землю и крыши домов. А по

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть