Слайд 1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Васькинская основная общеобразовательная школа - детский сад»
Интеллектуальная игра
по русскому языку
для учащихся 7-9 классов
«Знатоки слова»
ФИО учителя: Афонасьева Надежда Валентиновна
Слайд 2Цели: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Обобщить знания,
полученные во время изучения русского языка.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.
Слайд 41 команда
1.Сколько букв в русском алфавите?
2. Часть слова, которая стоит перед
корнем.
3. Главные члены предложения.
4. Сколько гласных звуков в нашем языке?
5. Сколько слогов в слове ракета.
6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?
7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию?
8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения?
9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека?
10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу.
11. Значок – обозначение звуков на письме.
12. Общая часть родственных, или однокоренных, слов.
Слайд 52 команда
1. Принятый порядок расположения букв в азбуке.
2. Часть слова, которая стоит
после корня и служит для образования новых слов .
3. В предложении есть главные члены предложения и …
4. Сколько гласных букв в нашем языке?
5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке?
6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное?
8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки?
9. Как называются слова противоположные по смыслу?
10. Какая часть речи обозначает действие?
11. Подберите синоним к слову верный.
12. Буквы мы пишем, а звуки …
Слайд 6Конкурс - Лексикографический марафон
1. Он дает лексическое значение слова
Слайд 82.Он содержит информацию об истории возникновения слова
Слайд 103. Содержит информацию о морфемном составе слова
Слайд 12Конкурс полиглотов
*Табу – это:
1.сокращенно табуретка
2.порода медведей
3. запрет
Слайд 13*Лорнет – это:
1.очки
2. кабинет
3. предмет врача ЛОРа
Слайд 14*Ассорти – это:
1. вид цветов
2.смесь
3. шорты
Слайд 15Конкурс «Угадай слово»
1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает
именно это. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него.
Слайд 161. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это.
Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)
Слайд 172. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет
на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя.
Слайд 18Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на
них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)
Слайд 19Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали
этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться.
Слайд 20Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали
этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)
Слайд 21Конкурс «Ералаш»
Переставьте буквы и вы узнаете, какие профессии у каждого из
носителей данных фамилий .
Задача: узнать слова.
Старужлин
Кохуджин
Терапальпедов
Алербина
Цепрадов
Слайд 22Старужлин (журналист)
Кохуджин (художник)
Терапальпедов (преподаватель)
Алербина (балерина)
Цепрадов (продавец)
Слайд 23Конкурс «Собери слово»
Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в
слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ.
Слайд 25Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание
– в слове ТРАВЫ
Слайд 27 Конкурс «ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ»
Не в свои
Жизнь
Гусь
Слайд 28Не в свои сани не садись
Жизнь дана на добрые дела
Гусь свинье
не товарищ
Слайд 29 Конкурс «Говорите правильно»
А как надо говорить?
Вылазь
Ездию
Лигет
Нагинаться
хочем
Слайд 30Вылезай, езжу, ляжет, нагибаться, хотим.
Слайд 31
Блиц- опрос.
На 10 баллов
Какое лексическое средство использовано в этом стихотворении:
Ты
богат, я очень беден,
Ты прозаик, я поэт,
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ, и бледен.
Слайд 33Блиц- опрос.
на 20 баллов
Как переводится на русский язык слово апельсин?
Слайд 35Блиц- опрос.
на 30 баллов
Мертвец, покойник, кукла, дерево.
Какое из этих
существительных является неодушевленными?
Слайд 36Ответ:дерево (винительный падеж множественного числа у одушевленных существительных совпадает с родительным:
вижу покойников, мертвецов, кукол, но деревья).
Слайд 37 "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние,
переданное нашими предшественниками!" - призывал в одной из своих статей замечательный знаток и мастер языка Иван Сергеевич Тургенев.
Мы должны относиться к родному языку бережно, любовно, думать о нём, изучать его, страстно любить, и тогда нам откроется мир безграничных радостей, так как безграничны сокровища русского языка.