Презентация, доклад Интегрированный урок русского языка и литературы Синтаксис БСП

Содержание

ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ(записать в строчку без запятых номера бессоюзных предложений)Он и теперь жил у богатой помещицы, Дарьи Михайловны Ласунской, в качестве приемыша или нахлебника.Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую

Слайд 1ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

«БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Учитель русского языка

и литературы
первой категории
Лукьянова Надежда Сергеевна

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. П.П.Грицая ст.Солдатской»
Прохладненского муниципального района
 

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ «БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»Учитель русского языка и литературы первой категорииЛукьянова Надежда СергеевнаМуниципальное

Слайд 2ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ
(записать в строчку без запятых номера бессоюзных предложений)
Он и теперь

жил у богатой помещицы, Дарьи Михайловны Ласунской, в качестве приемыша или нахлебника.

Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. 

3. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

4 .Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу.

5.Он заслонил собою свое детище- всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

6. В 19 веке в высшем свете не нашлось бы , пожалуй, ни одного человека, который бы не слышал имени Полины Виардо.
 

25

ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ(записать в строчку без запятых номера бессоюзных предложений)Он и теперь жил у богатой помещицы, Дарьи Михайловны

Слайд 4ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

«БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
ЦЕЛЬ УРОКА: На

материале произведений И.С.Тургенева систематизировать , закрепить и обобщить знания о синтаксисе бессоюзного сложного предложения.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ «БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»ЦЕЛЬ УРОКА: На материале произведений И.С.Тургенева систематизировать , закрепить

Слайд 5РАБОТА С ТЕОРИЕЙ
Дайте определение бессоюзного сложного предложения.
Это такое сложное предложение, в

котором простые предложения связаны на письме бессоюзной связью, а в устной речи – интонацией и по смыслу
РАБОТА С ТЕОРИЕЙДайте определение бессоюзного сложного предложения.Это такое сложное предложение, в котором простые предложения связаны на письме

Слайд 6РАБОТА С ТЕОРИЕЙ
Какие знаки препинания встречаются в бессоюзном сложном предложении?
Запятая
Точка с

запятой
Двоеточие
Тире
РАБОТА С ТЕОРИЕЙКакие знаки препинания встречаются в бессоюзном сложном предложении?ЗапятаяТочка с запятойДвоеточиеТире

Слайд 7Опираясь на полученные ранее знания и материал учебника § 98, составьте

развернутое лингвистическое высказывание
1-я группа – «Запятая в БСП»
2-я группа – «Точка с запятой в БСП»
3-я группа – «Тире в БСП»
4-я группа – «Двоеточие в БСП »

РАБОТА С ТЕОРИЕЙ

«Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов; русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас»
(Собрание сочинений и писем И.С.Тургенева т. XII, № 4171).

«А знаете ли Вы, что Вы очень хорошо пишете по-русски? Не робейте только и решайтесь бить грамматику и синтаксис по носу - выйдет очень хорошо.»
(Собрание сочинений и писем И.С.Тургенева т. IV, № 862).

«Сама повесть мне не понравилась: она не додумана, язык её слишком небрежен и испещрен малороссиянизмами»
(Собрание сочинений и писем И.С.Тургенева т. IV, № 892).

«Я никогда ни одной строки не написал для печати не по-русски, как это писать не на своем языке?!»
(Собрание сочинений и писем И.С.Тургенева т. XI, № 3658).

«Не могу не заметить, что Вы еще довольно слабы в орфографии; старайтесь обратить больше внимания на этот предмет» (Собрание сочинений и писем И.С.Тургенева т. VIII, № 2326).

«А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»  

Иван Сергеевич Тургенев

Опираясь на полученные ранее знания и материал учебника § 98, составьте развернутое лингвистическое высказывание 1-я группа –

Слайд 8РАБОТА С ТЕКСТОМ
Ознакомьтесь со стихотворением И.С.Тургенева
Определите проблему
Обсудите, какие литературные произведения можно

подобрать для аргументации.

1 группа «Мы ещё повоюем»

2 группа «Дурак»

3 группа «Щи»

4 группа «Памяти Ю. П. Вревской»



РАБОТА С ТЕКСТОМОзнакомьтесь со стихотворением И.С.ТургеневаОпределите проблемуОбсудите, какие литературные произведения можно подобрать для аргументации.1 группа «Мы ещё

Слайд 9РАБОТА С ТЕКСТОМ
конструирование
Опустив союзы, превратите данные предложения в сложные бессоюзные. Перепишите

и расставьте знаки препинания.

Группа 1. Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся, и грустные думы тотчас отлетели прочь.

Группа 2. Но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца.

Группа 3. - И вспомнила тут барыня, как, потеряв несколько лет тому назад девятимесячную дочь, она с горя отказалась нанять прекрасную дачу под Петербургом и прожила целое лето в городе!

Группа 4. - Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу 
РАБОТА С ТЕКСТОМконструированиеОпустив союзы, превратите данные предложения в сложные бессоюзные. Перепишите и расставьте знаки препинания. Группа 1.

Слайд 10РАБОТА С ТЕКСТОМ
поисковая деятельность с анализом
Отметьте в своих стихотворениях другие БСП

и определите смысловые отношения между их частями

Стихотворение «Мы ещё повоюем»

1)Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною. (предложения отдалены по смыслу )
2)Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся, и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я. (причина)

Стихотворение «Дурак»

1)Никуда эта книга не годится; все на нее давно махнули рукою . (предложения отдалены по смыслу )
2)Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, — сам авторитет — юноши перед ним благоговеют и боятся его. ( противопоставление)


Стихотворение «Щи»
1)Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и опухли…(предложения отдалены по смыслу )
2) Тихо проговорила баба, и наболевшие слезы снова побежали по ее впалым щекам. (перечисление фактов)
3)Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли голову.(пояснение)
4) А щам не пропадать же: ведь они посолённые.
(причина)

Стихотворение «Памяти Ю. П. Вревской»

1)Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники.( предложения отдалены по смыслу)
2)Мужчины за ней волочились,два-три человека тайно и глубоко любили ее. ( перечисление фактов)
3) Жертва принесена - дело сделано.(быстрая смена событий)

РАБОТА С ТЕКСТОМпоисковая деятельность с анализомОтметьте в своих стихотворениях другие БСП и определите смысловые отношения между их

Слайд 11САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Дайте орфографический и пунктуационный комментарий текста
С кем спорить

1)Спорь с

человеком умнее тебя он тебя победит.

2) Но из самого твоего пор..жения ты можеш(?) извлеч(?) пользу для себя.

3)Спорь с человеком ума равного за кем бы (не,ни) осталась победа ты по крайней мере испыта..ш (?) уд..вольствие борьбы.

4) Спорь с человеком ума слабейшего… спорь (не,ни) из желания победы ты можешь быть ему полезным.

5)Спорь даже с глупцом (не,ни) славы (не,ни )выгоды ты (не,ни) д..буд..ш(?); но отчего иногда и не поз..бавиться?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТАДайте орфографический и пунктуационный комментарий текста С кем спорить1)Спорь с человеком умнее тебя он тебя победит.

Слайд 12САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Дайте орфографический и пунктуационный комментарий текста
С кем спорить

1)Спорь с

человеком умнее тебя :он тебя победит.

2) Но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.

3)Спорь с человеком ума равного : за кем бы ни осталась победа  - ты по крайней мере испытаеш ь удовольствие борьбы.

4) Спорь с человеком ума слабейшего… спорь не из желания победы - ты можешь быть ему полезным.

5)Спорь даже с глупцом : ни славы , ни выгоды ты ни добудешь; но отчего иногда и не позабавиться?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТАДайте орфографический и пунктуационный комментарий текста С кем спорить1)Спорь с человеком умнее тебя :он тебя победит.

Слайд 13ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
верю - не верю
Смысловые отношения в БСП зависят от содержания

входящих в них простых предложений?

ВЕРНО

В БСП простые предложения в устной речи связываются интонацией?

ВЕРНО

Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями?

НЕВЕРНО

В БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее четко, чем в союзных?

ВЕРНО

Знак тире, двоеточие могут разделять только части БСП?

НЕВЕРНО

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВверю - не верюСмысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений? ВЕРНОВ

Слайд 14ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1)Повторить теоретический материал п.98,

2) упр. 467, упр.465 (по выбору)

3) Придумать

продолжение заветов И.С.Тургенева, касающихся спора .( 3-4 БСП)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ1)Повторить теоретический материал п.98,2) упр. 467, упр.465 (по выбору)3) Придумать продолжение заветов И.С.Тургенева, касающихся спора .(

Слайд 15Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть