Слайд 1Проект
«Прилагательные в загадках»
Выполнили ученики 3 –А класса ГБОУ ЛНР
«
Беловская гимназия»
Руководитель: Коваленко Е.А.
Слайд 2Цель проекта
Узнать, как возникли загадки и какую роль играют имена прилагательные
в загадках.
Слайд 3Содержание
1. Введение
2. Как возникли загадки
3. Примеры литературных загадок
4. Собственные загадки
5. Заключение
Слайд 4Введение
В загадках часто используются имена прилагательные. При помощи имён
прилагательных в загадках описываются признаки загаданного предмета.
Слайд 5Прилагательное.
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой
предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
Слайд 6Что называется прилагательным
Именем прилагательным называется часть речи, которая обозначает признак
предмета и отвечает на вопросы какой? или чей? Например: белый (снег) , огромная (страна) , сильное (желание) , железная (кровать) , медвежья (берлога) , дядин (голос) , материнская (любовь). Имена прилагательные отображают самые важные признаки слов – существительных, такие, как: цвет, вкус, запах, размер, форма, качество, внешний вид и другие.
Слайд 7Что называют загадкой?
Загадка- это один из жанров фольклора.
Загадкой называют краткое образное описание (иногда в стихотворной форме) какого-то- предмета или явления, по которому надо понять, о каком предмете или явлении говорится.
Слайд 8Как возникли загадки
Первые загадки появились очень давно.
В древности они носили мифическое и символическое значение. Загадки часто использовались в древнерусских сказках. Они считались неким испытанием, прохождение которого приводит к исполнению желаний. Правильно отгадать загадку для героев сказок означало найти ключ решения многих проблем. Неумелое и ошибочное разгадывание загадок приводило к самых ужасным последствиям. В Древней Греции существовали оракулы, предсказывающие судьбы. Загадки очень тесно связаны с древнегреческими оракулами. Дело в том, что в предсказаниях оракулов были зашифрованные загадки, разгадав которые можно было узнать свою судьбу .
Слайд 9Загадки на Руси
Зимними вечерами, когда переделаны все
дела по хозяйству, собирались, бывало, и стар и мал в какой-нибудь избе. И начинали старики молодым мудреные вопросы задавать. А загадывали старики не просто, как вздумается, а строго порядка держались. Начинали с загадок о человеке, о том, что к нему ближе всего, - об одежде, о доме. Потом про огород, сад, поле, пасеку. А потом уже о снеге, громе, молнии, о звездах и месяце.
Постепенно, с веками, сильнее да умнее человек становился, меньше стал "темных сил" бояться. Не нужны стали и "обманные" названия, забылись они постепенно.
А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Главное стало, чтобы человек смекалку свою испытал, лишний раз вокруг оглянулся - пусть видит, в каком интересном мире живет.
И везде, в самом будничном, загадка умеет что-нибудь интересное подметить, самое привычное сделать необычным, загадочным. Вот, например: "Вниз смеется, кверху - плачет". Разгадка проста: ведро в колодце. Но так тонко подмечено, что пустое ведро идет вниз поскрипывает, как бы смеется, а вверх поднимаясь - воду расплескивает, как будто плачет.
Позже загадка перешла в мир детства, стала учить ребенка узнавать мир, видеть его по-новому. Для ребенка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. И разгадывание загадок доставляет ребенку удовольствие, отгадка - радует и удивляет.
Слайд 10Литературные загадки
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза.)
Я стою
на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой. (Гриб.)
Слайд 11Литературные загадки
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый
тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки. (Земляника.)
Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис - ирис.)
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает,
Голосисто поет. (Петух.)
Слайд 12Литературные загадки
Как на нашей грядке
Выросли загадки -
Сочные
да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
А осенью краснеют. (Помидоры.)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок,
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка.)
Сам с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь - гладко,
А откусишь - сладко. (Яблоко.)
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только желтые лучи
У него негорячи. (Подсолнух.)
Слайд 13Собственные загадки
1.Белый, черный, серый, красный
Он рычит и не напрасно
В каждом доме
он стоит
Пищу вашу он хранит
Вы туда ее кладете
И от туда же берете.( Холодильник)
2.Маленькая, шустренькая
Что на пути найдет
Все сметет. ( Ластик.)
3. Круглый, полосатый
Зеленый и пузатый
На солнце вызревает
Вкусом удивляет.( Арбуз)
4. Вязанные, шерстяные
Угадайте кто такие
В день морозный и холодный
Не забудьте их сегодня. ( Варежки)
Слайд 14Собственные загадки
5. В синем море проживает
Струйкой воду подает.( Кит)
6.
Маленькая, красненькая
С черненькими точками
Она по полю летает,
Тлю с листочков собирает.( Божья коровка)
7.Домик прозрачный
В домике вода
Не бывает мрачный домик никогда
Рыбки и улитки обитают в нем.
даже дети знают
Как зовется дом. (Аквариум)
8. Бусины красные висят
Из кустов на нас глядят
Ароматом манят
Любят их ребята. (Малина)
9.Бывает мелкий, белый
Вот крупный, пушистый
Он падает с неба
Его чистят лопатой
Заключение
В ходе выполнения проекта мы узнали, что признаки загаданного предмета описываются при помощи имён прилагательных. По ним можно легко отгадать сам предмет. А описывая загаданный предмет при помощи имён
прилагательных. можно легко составить загадку самому. Благодаря прилагательным , мы представляем предмет, про который нам говорят.
Имена прилагательные делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна.
.