Слайд 1ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОТРАБОТКУ ОРФОЭПИЧЕСКИХ НОРМ
Обучение русскому языку подразумевает не
только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. В каких формах можно предложить задания детям?
Слайд 2ОРФОЭПИЧЕСКИЕ РАЗМИНКИ
Они предназначены для того, чтобы помочь детям овладеть нормами
ударения и произношения. Можно начинать урок с чтения небольших предложений, в которых встречается слово, требующее знания орфоэпических норм. Систематическое включение разминок развивает орфоэпический слух учеников, расширяет словарный запас, заставляет более внимательно и требовательно относиться и к своей речи.
Слайд 3ОРФОЭПИЧЕСКИЕ РАЗМИНКИ
Мать решила больше не баловать ребёнка. Я часто балую малыша.
Зачем балуешь внука? Дети любят баловаться.
Лучше звонить после шести вечера. Родителям звоню только по выходным. Что ты так рано звонишь.
Мой рюкзак красивее твоего. Красивейший цветок распустился рано утром.
Самые вкусные торты готовят только в России. Сколько же тортов было представлено от разных мастеров на кулинарной выставке
Слайд 4ПРОВЕРКА
не баловать, балую, балуешь, баловаться, звонить, звоню, звонишь, красивее, красивейший, красивее,
торты, тортов, мастеров.
Слайд 5СОСТАВЬ ТЕКСТ И ОЗВУЧЬ ЕГО
Учащимся предлагается набор слов , которые могут
представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся за 3-4 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы.
Слайд 6 СОСТАВИТЬ ТЕКСТ И ОЗВУЧЬ ЕГО
Даны слова: помощник, звонишь, километр, шоферов,
положил, начал, средство, щавеля, термос, украинский, свитер, шинель, с инструментами
(Слова содержатся в словарике «Произносите правильно» Практика 6 класс
Слайд 7ВАРИАНТ ТЕКСТА, СОСТАВЛЕННОГО ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ СЛОВ
Помощник шофера снял телефонную трубку:
-
Ты чего звонишь?
- На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс. Помощник шофера положил трубку и начал сборы. Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в термос украинский борщ, надел свитер, шинель, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.
Слайд 8ПРИГЛАСИ НА ОБЕД
Озвучь меню обеда, на который вы хотите пригласить своего
друга. В меню должны оказаться слова тефтели, щавель, рожки, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот, бутерброд с маслом, бульон гороховый с гренками, салат из свеклы, салат из свежих фруктов( яблоки, бананы, помидоры, томаты), суп рыбный с фрикадельками.
Слайд 9ПРИГЛАСИ НА ОБЕД
Учащиеся должны озвучить заказ.
Тефтели(ей), щавель, рожки, пирожки с творогом,
сливовый или грушевый компот, бутерброд (тэ) с маслом, бульон гороховый с гренками, салат из свеклы, салат из свежих фруктов( яблоки, бананы, помидоры, томаты), суп рыбный с фрикадельками. (дэ)
Слайд 10КАК ВЫ ОЗВУЧИТЕ СВОЙ ЗАКАЗ В КАФЕ, ЕСЛИ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ В
МЕНЮ БЛЮД ВЫ ВЫБРАЛИ (РАССТАВЬТЕ УДАРЕНИЯ):
Суп из щавеля;
Салат из свеклы;
Тефтели;
Блинчики с творогом и сливовым вареньем.
Слайд 11ИЗБАЛОВАННАЯ ТАНЦОВЩИЦА
Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включен. На столах стояли
торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных бантами и шарфами. Только один грустный бармен у стойки переставлял ополоснутые бокалы.
Слайд 12ИЗБАЛОВАННАЯ ТАНЦОВЩИЦА
И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с
ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.
Слайд 13ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Начался, жалюзи, включен, торты, откупоренные, завсегдатаи, по средам, джентльмены, в
щегольских, в декольтированных, бантами и шарфами, бармен, ополоснутые, в тунике из атласа, с ирисами в руках, танцовщица, красивее, закружатся, избалованная, мельком.
Слайд 14КОНКУРС ДИКТОРОВ
Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в
рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегченному варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировать. Для мониторинга и контроля должна была создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована с 3-ей декады текущего месяца до конца квартала. Дебаты прошли без инцидентов.
Слайд 15КОНКУРС ДИКТОРОВ
Ходатайство, средства, премировать, создана, квартала.
Слайд 16МНЕМОНИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Удобны для запоминания группы слов со сходным ударением.
Договор – приговор
– разговор.
Каталог – диалог – некролог.
Шофёр – монтёр. Облегчить – полечить.
Звонит – говорит. Столяр – маляр.
Документ – инструмент – медикамент.
Портфель – щавель. Средства для детства. Баловаться - улыбаться.
Включит - трещит.
Слайд 17ЕЩЁ ОДИН ПРИЁМ – СТИХОТВОРНЫЕ ТЕКСТЫ С ИНТЕРЕСНЫМ
СЮЖЕТОМ, КОТОРЫЕ МНОГИЕ
ДЕТИ ЗАПОМИНАЮТ И ХОРОШО ПРИМЕНЯЮТ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ ПО ОРФОЭПИИ.
Слайд 18МНЕМОНИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство
аэропОрта.
Пусть неду'г
Обойдет твоих подруг.
Слайд 19МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ
Учащиеся строят сетку для магического квадрата на 16 клеток. Учитель
диктует слова, а ученик вписывает только ударную гласную. Затем одинаковые буквы соединяются , и получается какой-либо рисунок.
Слайд 20МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ
Слова для справок: баловень, балованный, баловство, оторвала, засветло, диалог, анатом,
атомный, акробат, баловать, каталог, мачтовый, запломбировать, распродал, дремота, наскоро.
За 3-4 минуты учащиеся прорабатывают 16 слов – это неплохой результат и экономия времени.
Слайд 22ОРФОЭПИЧЕСКИЕ РАЗМИНКИ
Подобные упражнения позволяют не только закрепить и развить конкретные орфоэпические
умения и навыки, но и значительно усовершенствовать языковой слух, выработать у учащихся внимательное и требовательное отношение к звучащей речи, её особенностям.
Слайд 23В БУТИКЕ:
ПАЛЬЦАМИ НЕ ТРОГАТЬ
Пуловер, туника, детские платья с гвоздиками, нарядные
платья с ирисами, свитер, рашгард, котлы, прикид, желтую органзу, маркетинг, блузка с кружевами, лента из атласа, балетки
слиперы, ботфорты, сникеры ,хайратник, портьерная ткань, джеггинсы, тенниска, бижутерия, портмоне, сандалии, кроссовки, кеды, кардиган.
Слайд 24
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОРФОЭПИЧЕСКИМИ СЛОВАРЯМИ
Работа с тестами
Орфоэпический словник 2017
Слайд 25
Система работы, направленная на повышение орфоэпической грамотности, должна быть последовательной, регулярной,
что способствует высокому качеству подготовки обучающихся к государственному экзамену.
Самое сложное не запомнить, а сохранить запомненное!