Презентация, доклад Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Содержание

Цель: обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность методаЗадачи:1. Раскрыть особенности педагогических игр;2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;3. Определить, какое место игровые

Слайд 1Тема. «Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках

русского языка и литературы»
Тема.  «Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Слайд 2Цель: обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать

эффективность метода

Задачи:
1. Раскрыть особенности педагогических игр;
2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;
3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.

Цель: обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность методаЗадачи:1.   Раскрыть особенности

Слайд 3Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или

иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету.

Актуальность:

Гипотеза:
Игровые технологии способствуют воспитанию
познавательных интересов и активизации
деятельности учащихся.

Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных

Слайд 4Преимущества игровых технологий
Игровые технологии как одна из составляющих инновационных технологий делают

деятельность детей интересной, творческой. Игровые приемы обучения разнообразят формы проведения урока, делают урок более занимательным и интересным, поддерживают дух соревновательности, который присущ учащимся всех возрастов, активизируют познавательную деятельность.

Преимущества игровых технологийИгровые технологии как одна из составляющих инновационных технологий делают деятельность детей интересной, творческой. Игровые приемы

Слайд 5Ожидаемый результат: ♦ положительная динамика состояния эмоциональной сферы учащихся; ♦ положительная динамика состояния

мотивационной сферы деятельности учащихся; ♦ положительная динамика состояния интеллектуальной сферы учащихся. "Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процессы воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искры мысли..." И.А. Сикорский. "Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса". Ш.А. Амонашвили.
Ожидаемый результат: ♦ положительная динамика состояния эмоциональной сферы учащихся; ♦ положительная динамика состояния мотивационной сферы деятельности учащихся;

Слайд 6«Игра-путь детей к познанию

мира, в котором они живут и который призваны изменить» М. Горький «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский
«Игра-путь детей к познанию

Слайд 7Условия применения игровых технологий:
1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока; 2)

доступность для учащихся данного возраста; 3) умеренность в использовании игр на уроках.

Условия применения игровых технологий:1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока; 2) доступность для учащихся данного возраста;

Слайд 8Требования к подбору игр:
1 Игры должны соответствовать определенным
учебно-воспитательным задачам, программным
требованиям к

знаниям, умениям, навыкам,
требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому
материалу и строиться с учетом подготовленности
учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном
дидактическом материале и методике его применения.


Требования к подбору игр:1 Игры должны соответствовать определеннымучебно-воспитательным задачам, программнымтребованиям к знаниям, умениям, навыкам,требованиям стандарта. 2. Игры

Слайд 9Обычные и необычные уроки
 
Уроки с измененными способами организации:
урок-лекция, лекция-парадокс,

защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок встреча.
Уроки, опирающиеся на фантазию:
урок-сказка, урок-творчество: урок-сочинение, урок-изобретательство, урок-творческий отчет, комплексно-творческий отчет, урок-выставка, урок изобретательства, урок-«удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об ученых, урок-бенефис, урок-портрет, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.
Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ:
экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, поездка на поезде, урок-экспедиция, защита туристических проектов.

Обычные и необычные уроки Уроки с измененными способами организации:  урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоем,

Слайд 10Уроки с игровой состязательной основой:
урок-игра, урок-«домино», проверочный кроссворд, урок

в форме игры «Лото», урок типа: «Следствие ведут знатоки», урок-деловая игра, урок-обобщение, урок типа КВН, урок: «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, игра, дуэль, соревнование.

Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации:
парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения, урок-общественный смотр знаний, урок-консультация, итоговое собеседование, ученическая конференция.
 

Уроки с игровой состязательной основой:  урок-игра, урок-«домино», проверочный кроссворд, урок в форме игры «Лото», урок типа:

Слайд 11К игровым формам урока относят ролевые, имитационные, деловые и т.д. игры.

В каждой из них учащиеся выступают в различных ролях. Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс. Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени.
К игровым формам урока относят ролевые, имитационные, деловые и т.д. игры. В каждой из них учащиеся выступают

Слайд 12Основные особенности учебных игр: - моделирование определенных видов практической деятельности; - моделирование

условий, в которых протекает деятельность; - наличие ролей, их распределение между участниками игры; - различие ролевых целей участников игры; - взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли; - наличие общей цели у всего игрового коллектива; - групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников
Основные особенности учебных игр: - моделирование определенных видов практической деятельности;  - моделирование условий, в которых протекает

Слайд 13 ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Игры-упражнения Проводятся как на уроке, так и

во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки.
ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Игры-упражнения 	Проводятся как на уроке, так и  во внеурочной учебной

Слайд 14 Игры-путешествия Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в

процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях. Сюжетная (ролевая) игра Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.
Игры-путешествия  Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат,

Слайд 15


Игра-соревнование
Может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая
ценность и преимущество перед другими
видами дидактических игр.


Слайд 16Рефлексия может проходить и в ходе игры, в так называемые аналитические

паузы. Уровни рефлексии: эмоциональный (комфортность, владение ситуацией и т.д.); исполнительский (мастерство: самоанализ и анализ другими участниками игры); качественно-прогнозирующий (Что получилось? Что нет? Почему? Варианты решения проблемы). По влиянию на познавательные интересы (по доминирующему признаку): Развивающие восприятие; мышление; познавательные интересы; внимание.
Рефлексия может проходить и в ходе игры, в так называемые аналитические паузы. Уровни рефлексии:  эмоциональный (комфортность,

Слайд 17 Уроки, которые побуждают ребят к созданию собственных шедевров, считаю наиболее удавшимися.

После изучения былин ребятам было предложено дом. задание попробовать написать свою былину, учитывая её особенности.
Уроки, которые побуждают ребят к созданию собственных шедевров, считаю наиболее удавшимися. После изучения былин ребятам было предложено

Слайд 18Интересны задания, где ребятам предлагается проявить свою фантазию. Когда изучаем отрывок

с описанием степи, они готовят дома шпаргалки, в которые можно подсматривать при ответе.
Интересны задания, где ребятам предлагается проявить свою фантазию.  Когда изучаем отрывок с описанием степи, они готовят

Слайд 19В младших классах интересно начинается урок, если в его начале попросить

кого-то из старшеклассников принести телеграмму от Незнайки. Текст раздаётся на каждую парту. У ребят сразу появляется интерес, а потом улыбка, потому что сразу замечают ошибки. (Способы образования существительных)

Телеграмма
Мы атправились встрану слоф раскрывать новую тайну слова.
Можем не справится. Требуеться помощ.
знайка и незнайка.
-Как вы думаете, текст писал Знайка или Незнайка? Почему?

В младших классах интересно начинается урок, если в его начале попросить кого-то из старшеклассников принести телеграмму от

Слайд 20Положительные стороны игры.
1.Игра – это средство познания

ребёнком действительности.
2.В играх учащиеся учатся анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности, умение действовать в коллективе.
3.Повышается активность детей.
4.В игре закрепляются и применяются в нестандартной обстановке знания, полученные на уроках.
5.Игра носит обучающий характер.
Положительные стороны     игры.1.Игра – это средство познания ребёнком действительности.2.В играх учащиеся учатся анализировать

Слайд 21Отрицательные стороны игры.


1.Трудно поддерживать дисциплину на уроке.
2.Игра – это потеря времени

на уроке, т. к. на объяснение правил игры и заданий уходит много времени.
3.Трудно оценить работу каждого ученика на уроке при игровом способе обучения.
4.Нарушение детьми правил.
5.Игра отвлекает от учебного материала.
6.Возникновение конфликтных ситуаций.
7.Часть детей вообще не хотят играть, считая, что это не учёба, а развлечение, а часть включаются в игру слишком поздно.
Отрицательные стороны игры.1.Трудно поддерживать дисциплину на уроке.2.Игра – это потеря времени на уроке, т. к. на объяснение

Слайд 22 Литература
1. Никитенко Г.Ю. Игра как

средство повышения интереса к уроку русского языка., РЯШ, № 6, 1991, С. 8
2. Михайлова С.Ю. Сценарий вечера-игры «По морям, по волнам», РЯШ, № 6, 1995, С. 51
3. Милованова Н.Н., Львова О.Н. Интегрированный урок-игра «Сказка и речевой этикет»., РЯШ, № 2, 1995, С. 55
4. Шоков Н.Н. Дидактические игры на занятиях по культуре речи, РЯУШ, № 10, 1991, С.74
5. Савенкова Н.П. Деловая игра как средство активизации учащихся в процессе преподавания русского языка., РЯШ, № 3, 1988, С.8
6. Дмитриева З.И., Федосеева С.А. Ролевая игра на уроке подготовки к сочинению., РЯШ, № 3, 1988, С.3
7. Мандель Б.Р. Игры в процессе изучения лексики., РЯШ, № 4, 2001, С. 38
8. Пирогова Л.И. Игры., РЯШ, № 3, 1996, С. 56
9. Мандель Б.Р. Элементы игры и неожиданности при работе с учебником., РЯШ, № 5, 2002, С. 38
10. Беседина Н.К. Учебная игра по русскому языку «Я деловой человек»., РЯШ, № 6, 1999, С. 44
11. Ерецкая Н.А. Деловая игра «Редакция»., РЯУШ, № 4, 1988, С. 22, 25, 28
12. Баханов К.А., Кравец А.В. Путь к книге. Театрализованные игры на уроках литературы., РЯУШ, № 9, 1990, С. 21
13. Гридина Т.А. Языковая игра в детской речи., РЯШ, № 4, 1993, С. 61
14. Бессмольная Е.В. Игра «Проверь безударную гласную!»., РЯШ, № 2, 1998, С. 31
15. Галимова Л.М. Язык – игра – творчество., РЯШ, № 5, 2001, С. 8

Литература1. Никитенко Г.Ю. Игра как средство повышения интереса к уроку русского

Слайд 23 Проект подготовила

учитель русского языка и литературы
МБОУ

«Михайловская СОШ»
Найдён Е.В.



Благодарю
за внимание!
Проект подготовилаучитель русского языка и литературы МБОУ «Михайловская СОШ»Найдён Е.В. 		Благодарю 	за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть