дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства,
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
«Волшебная палочка» (Букатов В.М.)
Тема домашнего задания «Падежные окончания существительных».
Эстафету с «волшебной палочкой» начинает учитель. Произносится словосочетание, в котором есть существительное. Чтобы получить палочку нужно определить падежную форму существительного и объяснить выбор гласной в его падежном окончании.
Получивший «волшебную палочку» выбирает новое словосочетание и того, кому передать эстафету, если тот даст правильный ответ.
Неожиданные вопросы
Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.
«Найдите слог с нужной гласной».
Цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными.
Ход игры.
Словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-ленкор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия, ма-кароны, ма-лина – мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому игроку выдаются разрезанные части слов (5–10 слов).
Задание: кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.
• Игра «Дуэль». Например, один ученик называет слово, другой должен быстро назвать антоним.
Ученик берет чистый лист и книжку – лучше ту, которую в данный момент читает. Из книжки выбирает на свой вкус кусочек текста – полстранички. И, переписывая эти полстранички на свой тетрадный лист, сооружает «дырявый текст».
Условия:
Во-первых, не меньше одной дырки в слове (односложные слова и очевидные случаи не в счет).
Во-вторых, текст должен быть написан разборчиво. Аккуратность – это уважение к читателю твоей тетрадки.
В-третьих, дырки должны быть достаточно вместительны – ведь их же штопать кому-то предстоит.
В-четвертых, пропуск знаков препинания приветствуется в любом количестве.
И, наконец, в-пятых: книжка, из которой “дырявили” текст, прилагается.
«Обучая – учусь», «Задание для соседа».
Учащиеся по тексту, предложенному учителем, или выбранному по учебнику готовят задания для своих одноклассников. Ответы к заданиям записывают в тетрадь. Затем происходит обмен заданиями, решение и проверка. Эффективность игры состоит в том, что происходит актуализация знаний, умений навыков. Каждый ученик получает 2 оценки: за задание и решение.
Числительные счет любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая. А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи?
К сожалению, мы попали к концу их разговора.
- Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал Председатель.
– Существительное, подсчитайте количество голосов.
Кто-то крикнул: «Много!», и Существительное подхватило: - Много! - Вы же не считали! Или вы не хотите считать? - Товарищ Председатель, - вступился Глагол.
Существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества. - Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился председатель. - Числительное!!! – хором выдохнул зал. Вот оказывается, какая важная часть речи — это Числительное.
«Отсроченная отгадка».
В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку (удивительный факт) можно дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.
«Может ли приставка оказаться в середине слова?»
При изучении темы «Фонетика» можно предложить ребятам вот такую метаграмму:
Как инструмент, меня ты ценишь
В искусной плотничьей руке,
Но если Д на Б заменишь, -
Во мне утонешь, как в реке.
«Микрофон»
Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме.
По классу пускают предмет, имитирующий микрофон.
Каждый, получивший микрофон обязан кратко, чётко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.
«Аукцион»
Побеждает в соревновании тот, кто назвал последнее слово. Игру можно проводить при изучении частей речи, синонимов. Нужно назвать слова по одной из тем:1) одежда, обувь;2) посуда;3) средства передвижения и т.д.
Варианты: «Кто точнее?», «Кто правильнее?», «Кто больше?», «Кто образнее?»
Команды поочерёдно дают друг другу задания.
Соперник его выполняет.
Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна ответить на него.
Одновременно с этим фирма наниматель оценивает, например, по 5- ти балльной системе каждое задание и по 10-ти балльной системе каждый ответ.
Наниматели совещаются и принимают решение - кто принят на работу, кто - нет.
Пока наниматели совещаются, учитель делает краткий «разбор полёта», обращает внимание на ошибки, делает выводы.
Учитель даёт второе задание. Например: допишите по слову (по прилагательному, существительному, глаголу), чтоб получилось словосочетание.
Повторяется пункт 1.
Учитель дает третье задание. Например, с одними из словосочетаний составьте и запишите предложение (предложения)
Повторяется пункт 1.
Попробуйте найти в предложение грамматическую основу.
Повторяется пункт 1.
Допишите еще 1,2 предложения, которые будут связаны с предыдущим (предыдущими) по смыслу.
Повторяется пункт 1.
Перечитайте все. Проверьте все. Поставьте общую оценку.
Задания на первых этапах работы дает учитель, а потом придумывать и давать задания могут ведущие из детей, а учитель только в случае необходимости корректирует или направляет их в нужное русло.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть