Слайд 1Игра
как инструмент развития речи
Карташова Галина Ивановна,
учитель русского языка и
литературы
МАОУ СОШ № 12
Слайд 2
Игра — высшая форма исследования.
Альберт Эйнштейн
Игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
Толковый словарь С.И. Ожегова
Слайд 3Вопрос
на засыпку
Подбирается вопрос, требующий размышления, нестандартного подхода
- Кто владеет цветами?
Слайд 4Найди слова с буквосочетанием ИГРА
Миграция
Слайд 5Игра-путешествие
Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся
в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
- «Лето – это маленькая жизнь»
Цель – рассказать о том, как ты провёл лето, стараясь заинтересовать аудиторию. Использование наглядности приветствуется. Жюри выбирает самые интересные «путешествия», комментирует, оценивает.
Слайд 6Игра «Защита работы»
Хорошо подходит для проверки домашнего задания. Задаются вопросы по
выполненному заданию. Учащиеся задают вопросы отвечающему. Он защищает свои знания по теме.
Оценка обычно не вызывает вопросов – ученик сам понимает, как он защитился.
Слайд 7Переводчик
Суть игры: необходимо перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова.
•
Показать па портрете неизвестной красавицы (учащимся демонстрируют репродукцию картины с изображением человека в полный рост) указанные части тела и предметы:
Око - (глаз). Зеница - (глаз, зрачок).
Чело - (лоб). Рамо — (плечо, рамена - плечи).
Выя - (шея). Длань - (ладонь).
Чрево - (живот). Шуйца - (левая рука).
Перст - (палец). Десница - (правая рука).
Перси - (грудь). Чресла - (поясница, бедро).
Вежды - (веки). Челюсть - (лицо,
образовано от чело + уста).
Ланиты — (щёки). Рыло — (то же, что лицо).
Уста - (губы). Пясть - (ладонь с пальцами).
Слайд 8
Игра «Соедини слова»
Учебный предмет – литература,
тема – Устное
народное творчество
слова для соединения – пословица, поговорка
- пример возможного выполнения задания:
П_ _ П (Преподаватель)
О_ _ О (Окно)
С_ _ Г (Снег)
Л_ _ О (Плохо)
О_ _ В (Посев)
В_ _ О (Воробей)
И_ _ Р (Интрига)
Ц_ _ К (Оценка)
А_ _ А (Манка)
Слайд 9Анаграммы
Анаграммы — слова, состоящие из одних и тех же букв, но
в разном порядке: схема — смеха, коршун — шнурок, колос — сокол.
«Богатая дама может мгновенно превратиться в подневольное существо, если переставить буквы в слове» (барыня — рабыня).
Вот несколько слов для превращения в другие: заметка, парадокс, ревность, рогатка, атлас, спаниель, накал, карета, старина (каземат, распадок, верность, каторга, салат, апельсин, канал, ракета, санитар).
Слайд 10Загадки
Зимой бело, весной черно, летом зелено, осенью стрижено. Сильнее солнца, слабее
ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. Ты от нее — она за тобой, ты за ней — она от тебя. Кверху дном — полная, книзу дном — пустая. Днем обручем, ночью змеей. Всю жизнь обгоняют друг друга, а обогнать не могут. За тобою он плетется, хоть на месте остается. Я хожу, а он остается. Хожу на голове, хотя и на ногах, хожу я босиком, хотя и в сапогах. Два брюшка, четыре ушка. Пристала ко мне в лесу; искал-искал ее — не нашел, домой в ладошке принес. Бежит без ног, рукава без рук. Дом шумит, хозяева молчат; пришли воры, хозяев забрали, а дом в окошки ушел. Не слышно ее и не видно ее; стоит заговорить — она исчезает. Что было завтра и будет вчера? Когда он нужен, его выбрасывают, когда не нужен — поднимают. Овца в корове.
Ответы: поле; туча; тень; шапка; пояс; ноги; след; след; гвоздь в сапоге; подушка; заноза; река; вода, рыба, рыбаки, сети; тишина; сегодня; якорь; шерстяной носок в кожаном ботинке.
Слайд 11Найди пару
Из данных фразеологических оборотов нужно составить пары,
противоположные по смыслу.
Например: Ни
зги не видно - хоть иголки собирай.
Ни зги не видно Жить своим горбом
заварить кашу воспрянуть духом
коломенская верста от горшка два вершка
по чайной ложке на ночь глядя
чуть свет как кошка с собакой
повесить нос хоть иголки собирай
на чужой шее сидеть единым духом
душа в душу расхлёбывать кашу
сидеть сложа руки не покладая рук
Слайд 12Географические названия.
Учитель засекает время (2-3 мин.). Нужно подобрать как можно больще
фразеологических оборотов, в которых встречаются имена собственные.
Например: Авгиевы конюшни; ахиллесова пята; нить Ариадны; дамоклов меч; танталовы муки; сизифов труд; а Васька слушает, да ест; я ему про Фому, а он мне про Ерему; мели, Емеля, - твоя неделя; на Маланьину свадьбу; Фома неверующий; куда Макар телят не гонял; драть как сидорову козу; Федот, да не тот; двуликий Янус; мамаево побоище; иудин поцелуй; лавры Герострата и т. п.
Слайд 13Угадайте слово по его описанию.
-Объясните, как вам это УДАЛОСЬ сделать
«Глаз» автомобиля.
«Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. Родной или крёстный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.
-Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.
1) Не воробей. (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.)
2) На дворе, на траве. (На дворе трава, на траве дрова.)
3) Продукт, который маслом не испортишь. (Кашу маслом не испортишь.)
4) Она пущи неволи. (Охота пуще неволи.)
5) Суп, сваренный Демьяном. (Демьянова уха.)
6) Мельник, работающий неделями. (Мели, Емеля, твоя неделя)
Слайд 14«Составь текст и озвучь его»
Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять
какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - составить связный текст и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)
Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал. (Слова содержатся в словарике «Произносите правильно», под ред. А.Ю. Купаловой «Русский язык.. Практика. 5-й класс».)
Вариант текста, составленного из предложенных слов.
Помощ[шн]ник шофёра снял телефонную трубку:
- Ты чего звонишь?
- На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс. Помощ[шн]ник шофера положил трубку и начал сборы. Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в те[тэ]рмос украинский борщ, приготовленный женой, надел свите[тэ]р, шине[н'э]ль, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.
Слайд 15«Пригласи на обед»
Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего
друга (коллегу, знакомого).
В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).
Слайд 16Игры-микроисследования
- Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями
речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?
- Напишите сочинение на одну из тем ( в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. – в зависимости от формулировки темы).
Слайд 17«В эфире - новости»
Данный тип заданий предполагает составление текста со словами,
представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, по и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ.
Слайд 18
СУД
(сюжетно-ролевая
игра)
Тема урока (заседания) – «Ты интересный человек?»
Роли:
Прокурор
Судья
Адвокат
Подсудимый (каждый ученик)
Сюжет:
Представление всех участников, регламент «заседания»;
Вступительная речь прокурора;
Клятва на журнале «говорить правду и одну только правду»;
Заслушивание каждого обвиняемого, ответы на вопросы;
Решение суда
Оборудование соответствующее: мантия, молоток…
Слайд 19Я фотограф
Задание: описать свою или чью-то фотографию:
как появилась она?
чем
привлекла?
кто или что изображено на ней?
опишите пейзаж или портрет…
какие чувства вызывает у зрителей?
какое желание рождается у вас при виде этой фотографии?
- говорит Цветаева, - есть соучастие в творчестве». Это, конечно же, заявление поэта; Лев Толстой такого бы не сказал. В этом заявлении чуткое – по крайней мере, в меру настороженное – ухо различит чрезвычайно приглушённую авторской (и женской к тому же) гордыней нотку отчаяния именно поэта, сильно уставшего от всё возрастающего – с каждой последующей строчкой – разрыва с аудиторией. И в обращении поэта к … – к этой априорно «нормальной» форме общения с читателем – есть всегда некий мотив снижения темпа, переключения скорости, попытки объясниться, объяснить себя. _ _ _ без соучастия в творчестве нет постижения: что есть постижение как не соучастие? Как говорил Уитмен: «Великая поэзия возможна только при наличии великих … ». Обращаясь к прозе, Цветаева показывает своему читателю, из чего слово – мысль – фраза состоит; она пытается – часто против своей воли – приблизить читателя к себе: сделать его равно… .
(И. Бродский. Поэт и проза)
Ключ: чтение, прозе, ибо, читателей, равновеликим
Слайд 22Корректор
Найди лишнее слово.
1) Петя ушиб колено ноги. 2) Робинзоны ослабли от
недоедания пищи. 3) Собрание будет в декабре месяце. 4) Многие города были превращены в руины и развалины. 5) Путь кораблю преградил ледяной айсберг. 6) Он написал свою автобиографию.
Кто быстрее и точнее отредактирует заметки?
1) В первой четверти работа нашего класса шла плохо. Дисциплина в нашем классе тоже была плохая. Особенно плохо ведут себя на уроках рисования.
2) Сегодня на уроке биологии учитель говорил нам о Мичурине. Он много говорил о его жизни, а потом стал говорить о созданных ученым гибридах.
3) У меня были сильно страшные проблемы. Специалисты этой фирмы мне очень сильно помогли.
Слайд 23ТАНК
Т - Я считаю, что …
А - так как ...
Н - Например, …
К - Таким образом, …
1 группа – Нужно ли применять игровые технологии на уроке?
2 группа – Какова роль игры в обучении?
Слайд 24ТАНК
Т - Я считаю, что каждый педагог должен применять игровые технологии
в своей работе,
А - так как они мотивационны по своей природе, требуют и вызывают у школьников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность по отношению к познавательной деятельности.
Н - Например, еще в XV—XVII веках известный педагог Ян Амос Каменский призывал все «школы-каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр, потому что считал, что надо все осуществлять в играх и соревновании, сообразуясь с возрастом в школе детства, отрочества, юности.
К - Таким образом, игровые технологии – это эффективный способ побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Слайд 256 типов наглядности.
Тезис: Учащиеся должны посещать занятия в школьной форме
1) Авторитетная статистика Большинство
россиян (64%) считают, что в школах следует вводить форму одежды. Доля тех, кто придерживается противоположной точки зрения, вдвое меньше (31%). По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), чаще всего за введение школьной формы выступают женщины - 77%. Из них 39% считают, что «безусловно следует» ее ввести.
2) Афоризм, цитата Известный модельер Вячеслав Зайцев сказал: “Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие”.
3) Неопровержимый факт (удивительный, необычный) Местом, где впервые появилась школьная форма, считают Великобританию. Произошло это еще во времена правления короля Генриха VIII (1509 – 1547). Она была синяя, поскольку считалось, что ношение подобной расцветки должно было приучать детей к смирению, да и ткань такого цвета была самой дешевой. В этой стране к ученической форме относят не только верхнюю одежду, обувь, но и даже носки. Самая высокотехнологичная форма в настоящее время изобретена в Японии. Признанные мировые лидеры в области электроники додумались встроить в ученические куртки GPS передатчики, благодаря которым особо мнительные родители могут свободно отслеживать перемещение своих детей при помощи компьютера. Кроме того, в форме предусмотрена и специальная тревожная кнопка, при помощи которой школьник может в любой момент послать сигнал тревоги.
4) История из жизни Я, как ученица 80-90-х, пережила 3 вида школьной формы: с 1по 6 класс – коричневое платье с фартуком, с 7 по 8 класс – синий костюм (юбка, жилет и пиджак), а в старших классах началась сплошная анархия, кто во что горазд. Но самые тёплые воспоминания остались о той ПЕРВОЙ СОВЕТСКОЙ форме. И, наверное, не случайно 25 мая на праздник «Последний звонок» все девушки считают делом чести найти эту форму…
5) Неоспоримое умозаключение Школьная форма дисциплинирует и стирает социальные признаки.
6) Вопрос Вы, как родитель, голосуете «ЗА» школьную форму или «ПРОТИВ»?
Слайд 26Я писатель
Знакомьтесь – Ошибка!
Сегодня я расскажу вам про Ошибку. Кто она
такая, и как её живётся. Возможно, вы взглянете иначе на эту особу, а кто-то даже подружится, перестанет гнать из своей повседневности, а примет её такой, какая она есть.
Это был удивительный мир. Там всё было правильно. Всё было по линеечке. С первого раза. Исключительно умнО. Мир был похож на абсолютно грамотный чертёж. Ослепительно белый с чёткими чёрными линиями, под правильными углами и нужной ширины, выверенный по ГОСТам и нормативам. Но нередко случалось такое, что в этот идеальный мир закрадывалась ошибка. Она путала все карты и вводила тамошних обитателей в недоумение, порой гнев и просто по-человечески бесила.
Ошибку было легко заметить. Ещё бы! Её всегда выделяли красной пастой. Вела она себя из ряда вон. Она кокетничала, флиртовала, стреляла глазками и хихикала. Совершенно не так, как это делали все вокруг. Надо сказать, что остальные жители правильного мира вообще не позволяли себе таких вольностей, как смех. Даже улыбки, а уж тем более кокетство не умещались в рамки закона.
Слайд 27Жилось при всём при этом Ошибке несладко. В одни времена её
жгли на кострах, вешали или ножом могли по горлу… В другие – запирали под замок или отправляли в места, малопригодные для жизни. Так сказать, выносили за поля, где её старались не замечать и поскорее забыть.
Однако от ошибок этот мир был не застрахован. Поэтому вновь и вновь они появлялись и вытворяли такое, от чего у правильных современников волосы вставали дыбом.
Конечно, почти все её причуды и выходки были не по вкусу, но порой её очарование задевало сердца, что-то где-то внутри ёкало у каждого. И сердце отзывалось молчаливым согласием и тёплой улыбкой. Так в когда-то сухой и абсолютно правильный мир стали просачиваться новые знания, направления наук, произведения искусств, разного рода открытия, иной раз она просто входила в моду. Вчера ошибка - сегодня звезда.
Мир меняется от одной ошибки к другой. То тут, то там появляются краски и цвета. А на улицах и проспектах можно встретить улыбающихся и довольных жителей, а то и хихикание доносилось откуда-то из-за угла.
И по сей день великие мечтатели дружат с этими озорными созданиями. Ещё бы! Ведь чтобы сотворить что-то невообразимое, коснуться сердец, нужно собрать целую кучу эксклюзивных, своих собственных, ошибок!
Слайд 28Впечатление от картины
Выбирается
необычная картина или её фрагмент.
Задача: описать свои
мысли, сформулировать вопросы и передать ощущения.
Слайд 29Эндрю Уайет
«Мир Кристины», 1948 год
Слайд 30«Мир Кристины»
Женщина, изображенная на картине - это Кристина Олсон (Ольсен, Christina
Olson, годы жизни 1893 - 1968). Она страдала от полиомиелита, болезни, которая парализовала нижнюю часть ее тела. Уайет решил написать эту картину, когда увидел из окна своего дома, как эта женщина ползла по полю. После перенесенной в детстве болезни женщина не могла ходить и всю свою жизнь ползала по дому и усадьбе. Она, конечно же могла передвигаться в коляске, но тогда бы Кристине пришлось все время просить близких возить ее. А ей не хотелось их утруждать. Она хотела, пусть даже таким образом, но сохранить свободу передвижения, а значит, и определенную личную свободу. Художник восхищался целеустремленностью и силой духа этой женщины. Хотелось броситься ей помочь, но что-то словно сковало все тело Эндрю, словно бы парализовало. Картина была ирреальной: выжженное солнцем поле и на нем женская фигурка в розовом платье. Как раковина омара, на которую наступил безжалостный сапог. Но омар не погиб — он полз, влача за собой свою скорлупу. И этим уже выиграл борьбу за жизнь.
Если будешь небрежен и невнимателен, ты не заметишь, что за окном сельского дома - огромное море , что поза Кристины - не безмятежно-умиротворенная, а скорее, безысходная, и то, что в то же время эта женщина способна на проявление великой силы духа и самоотверженности одновременно и ради любви к ближним и к свободе, и просто, чтобы вернуться к себе домой...
Картина проникнута героизмом и трагичностью одновременно.
Слайд 31Художник Вавейкин
Виктор Викторович
родился 19 февраля 1974 г. в городе Пензе.
В
1997 году окончил Пензенское художественное училище имени К. Савицкого по классу “Живопись”. Мастер своего дела работает в реалистической манере, где приоритетными жанрами являются станковая композиция, портрет, пейзаж. Многие из работ находятся в частных собраниях России, Америки, Франции, Сирии и многих других странах.
Слайд 32Морган Вейстлинг, третий ребёнок в семье художников, родился в 1964г. в
США. С ранних лет он жил среди мольбертов и красок, и первые, самые важные книги по искусству из обширной семейной библиотеки он читал, сидя ещё на коленях отца. Однажды работы, ещё студента, увидел видный иллюстратор, зашедший в школу, где занимался Морган. На следующий день он оказался нанятым в одно из главных киноагентств в Голливуде. "Тогда единственное, что я хотел делать - это быть иллюстратором. И в один день это свершилось!" - говорил Морган В следующие 14 лет он иллюстрировал для всех киностудий Голливуда. А работы, которые он рисовал для души, были проданы до открытия выставки.
Слайд 34
Лидия Тимошенко, иллюстрация к "Евгению Онегину", 1950-1955.
Слайд 35«Виртуальный магазин» – деловая игра
Урок обобщающего повторения по темам: «Причастия» и
«Деепричастия». Оформление соответствующее. Победители получают звание «инспектора по грамотности»
Задания: составить рекламу товару, найти ошибки в объявлениях и ценниках, найти ошибки в реальных магазинах или рекламных газетах, объяснить правильное написание.
Слайд 36
Рассказы из 6 слов
Один раз Эрнест Хемингуэй заключил пари, что сможет
написать самый короткий трогательный рассказ в мире. Он выиграл спор: «Продаются детские ботиночки. Неношеные» («For sale: baby shoes, never worn»). С тех пор многие пытаются повторить его эксперимент и составить целую историю из 6 слов, способную тронуть и удивить читателя.
- «Вы ошиблись номером», – ответил знакомый голос.
- Пассажиры, сейчас с вами говорит не капитан.
- Это наша золотая свадьба. Столик на одного.
- Моя мама научила меня бриться.
- Я спрыгнул. А затем передумал.
- Извини, солдат, мы продаем ботинки парами.
- Воображал себя взрослым. Стал взрослым. Потерял воображение..
Слайд 37
Читательский дневник
Задание: в общей тетради записываются все произведения, прочитанные учеником. Дневник
желательно вести с 5 по 11 класс.
Слайд 38Письмо …
Задание: написать письмо герою, автору повести
М. Халфиной «Мачеха».
Слайд 39
Работа в группах и парах
Задания:
- составить вопросы по тексту;
- обсудить проблему
в группе;
- придумать продолжение …
Слайд 40Театр-экспромт
Дети показывают движениями то, что представлено в тексте. Ценность в эмоциях
и «закадровой» речи, которую будут выражать участники.
Слайд 41Домашнее задание:
придумать игру
Слайд 42Требования к подбору игр:
1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным
требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Слайд 43Системно-деятельностный подход в образовании как педагогическая практика означает:
- организацию, создание учителем
всех необходимых условий для включения учащихся в самостоятельную, мотивированную, индивидуальную или групповую деятельность, основанную на их собственных интересах, целях, предыдущем опыте и присущих им способностях;
- предполагает выбор учащимися темы, проблемы, материала, самостоятельный поиск недостающей информации и обращение к учителю за помощью по мере необходимости.
Слайд 44Компетентностный подход к изучению русского языка (достижение метапредметных и предметных целей
обучения)
Составляющие компетентностного подхода:
- Коммуникативная компетенция
- Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
- Культуроведческая компетенция
Слайд 45Условия формирования функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – способность человека максимально быстро
адаптироваться во внешней среде и активно
в ней функционировать.
- Коммуникативно-деятельностная направленность курса русского языка
- Нацеленность на метапредметные результаты обучения
Слайд 46
Виды УУД
1. Регулятивные - способы организации своей деятельности, в т. ч.
и учебной.
2. Познавательные - способы и методы научного познания в рамках естественнонаучного и гуманитарного исследования вместе с различного рода интеллектуальными операциями.
3. Коммуникативные - разного рода умения (компетенции), связанные с различными формами общения людей друг с другом.
4. Личностные - понимание русского языка как национально-культурной ценности
- осознание эстетической ценности русского языка
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств.
Литература - использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников информации
Слайд 47Стандарты 2 поколения
Литература – источник обогащения речи учащихся, формирования
их речевой культуры и коммуникативных навыков
Слайд 48
Лимерик
Веселая чепуха, особый поэтический жанр от названия ирландского города Лимерик.
Вот лимерики
английского поэта Эдварда Лира
(о правдоподобии ситуации автор не заботится)
Жила-была дама приятная,
На вид совершенно квадратная.
Кто бы с ней ни встречался,
От души восхищался:
«До чего ж эта дама приятная!»
Жил мальчик вблизи Фермопил,
Который так громко вопил,
Что глохли все тетки,
И дохли селедки,
И сыпалась пыль со стропил.
Слайд 49Слабо…
сочинить лимерик?
В лимерике всегда 5 строк, отвечающих на определенные вопросы:
1. Кто?
Откуда?
2. Какой? (Какая?)
3 – 4. Что произошло?
5. Чем закончилось?
1, 2 и 5 строки рифмуются между собой и совпадают ритмически.
3 и 4 рифмуются между собой, совпадают ритмически и отличаются от 1, 2 и 5:
1. _____________________ а
2. _______________________ а
3. ________________ б
4. _______________ б
5. _______________________ а
Обратите внимание: 3 и 4 строки короче, чем 1, 2 и 5!
Слайд 50Жила-была девочка Галя,
Всегда увлеченно играла.
А в школу пришла,
Игру принесла –
И
весело в школе той стало!
Школа зовёт!