Презентация, доклад и опорный лист урока Основнные мотивы творчества М.Ю. Лермонтова. Романтизм и реализм

Содержание

Жажда свободы, вольности, борьбы разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром любовь-страдание критика самодержавия и светского общества осмысление судьбы своего поколения положение народа и Родины трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии Основные темы

Слайд 1М.Ю.Лермонтов
3 октября 1814-15 июля 1841

М.Ю.Лермонтов3 октября 1814-15 июля 1841

Слайд 2Жажда свободы, вольности, борьбы
разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с

окружающим миром
любовь-страдание
критика самодержавия и светского общества
осмысление судьбы своего поколения
положение народа и Родины
трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии

Основные темы и мотивы лирики

Жажда свободы, вольности, борьбы разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром любовь-страдание критика самодержавия и

Слайд 3 Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни

и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Миропонимание поэта строится на понятиях личности и Судьбы, а духовный мир и внешний поражают своей раздробленностью, нарушением взаимосвязей. Противоборство сил добра и зла в душе человека — основной конфликт лирического героя Лермонтова. Именно поэтому одного из ранних своих автобиографических героев назвал он «странным человеком».

«странный человек»

Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в

Слайд 4Основной творческий принцип поэта сформулирован в произведениях «Герой нашего времени»: «История

души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...» Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро и зло находятся не вне человека, но внутри него, в его душе.

Основной творческий принцип

Основной творческий принцип поэта сформулирован в произведениях «Герой нашего времени»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой

Слайд 5О, как мне хочется смутить веселость их,  И дерзко бросить им в

глаза железный стих,  Облитый горечью и злостью!..
К добру и злу постыдно равнодушны,  В начале поприща мы вянем без борьбы…
О, как мне хочется смутить веселость их,  И дерзко бросить им в глаза железный стих,  Облитый горечью

Слайд 6В России 30-х годов Лермонтов был одним из немногих поэтов, который

открыто бросил вызов правящему обществу. Ярким примером тому служит стихотворение “Как часто, пестрою толпою окружен...”. Вынужденный жить среди светской черни, поэт глубоко презирает интригу, ложь, пустоту и бездушие этих людей. Очень большое место в творчестве Лермонтова занимает тема инертности молодого поколения. Даже лучшие представители молодежи того времени не знали, как и куда приложить свои силы. В конце концов многие из них стали безразличны ко всему, стали “лишними людьми”. Стихотворение “Дума” — это гражданский суд над своим поколением. Автор показывает его пассивность и пустоту жизни в эпоху, когда борьба необходима..
В России 30-х годов Лермонтов был одним из немногих поэтов, который открыто бросил вызов правящему обществу. Ярким

Слайд 7Я жить хочу! хочу печали Любви и счастию назло; Они мой ум избаловали И

слишком сгладили чело. Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман; Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет.

Я жить хочу! хочу печали Любви и счастию назло; Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело.

Слайд 8“Только страдание – обязательное условие формирования настоящего поэта”
Нет, я не Байрон,

я другой, Ещё неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой.
“Только страдание – обязательное условие формирования настоящего поэта”Нет, я не Байрон, я другой, Ещё неведомый избранник, Как

Слайд 9Лирическое "я" ранней лирики Лермонтова -- это романтический герой, мечтающий переделать мир

по "книжным" образцам; избранник судьбы, сын рока, разочарованный демон.
. Исповедальность сменяется холодной иронией и отрицанием более крупного масштаба. Иногда лирическое "я" даже отодвигается на второй план, уступая место "объективным" персонажам.

Лирическое

Слайд 10В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На

злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье?
Бывало, мерный звук твоих могучих слав Воспламенял бойца для битвы; Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы.
 
Твой стих, как божий дух, носился над толпой; И отзыв мыслей благородных Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных.
 
Но скучен нам простой и гордый твой язык; — Нас тешат блестки и обманы; Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны...
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?

В наш век изнеженный…

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть,

Слайд 11 Лермонтов - продолжатель традиций poмантизма Дж. г. Байрона, В. А.

Жуковского, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, декабристской поэзии
Вопрос о соотношении романтизма и реализма в твоpчестве Лермонтова не является окончательно решенным в силу eгo сложности и до сих пор активно обсуждается в литературоведении. 

Романтизм и реализм в творчестве

Лермонтов - продолжатель традиций poмантизма Дж. г. Байрона, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Е. А.

Слайд 12В сознании романтического героя лермонтовских произведений идет борьба добра и зла,

земного и небесного начал, возникает двоемирие. Разочарование является следствием повышенной требовательности к людям, миру, самому себе, и от этого в творчестве Лермонтова усиливается стремление к идеалу, укрепляется «вера гордая в людей и жизнь иную».
В сознании романтического героя лермонтовских произведений идет борьба добра и зла, земного и небесного начал, возникает двоемирие.

Слайд 13В 1835-1841 годах происходит кризис романтичеcкoгo миросозерцания Лермонтова. Романтизм позднего периода

лишен активно протестующего характера, он приобретает все более трагический оттенок. Всякое прикосновение лирического героя к миру оказывается конфликтным и даже гибельным для нeгo .
В 1835-1841 годах происходит кризис романтичеcкoгo миросозерцания Лермонтова. Романтизм позднего периода лишен активно протестующего характера, он приобретает

Слайд 14Нарастание реализма затронуло все жанры творчества Лермонтова в целом. Особенно ярко

это литературное направление проявилось в «гepoe нашего времени». В поздних произведениях поэта произошло, по мнению литературоведа А. И. Журавлевой, соединение черт paннeгo реализма и зрелого романтизма в органическое единство.
Нарастание реализма затронуло все жанры творчества Лермонтова в целом. Особенно ярко это литературное направление проявилось в «гepoe

Слайд 15Средством протеста, орудием борьбы с ненавистным ему обществом Лермонтов выбирает Слово.

Это Слово он сравнивает с острым кинжалом («Кинжал»). Судьба поэта, его назначение становятся одной из ведущих тем творчества Лермонтова.
Средством протеста, орудием борьбы с ненавистным ему обществом Лермонтов выбирает Слово. Это Слово он сравнивает с острым

Слайд 16Спасибо за внимание!!! Над проектом трудились учащиеся 10 «Б» класса ФГБ ОУ ВПО«МГУПС»

МИИТ (гимназия) Савелькина Мария Кирина Анастасия Сафонова Ольга Работа над презентацией Шалеников Кирилл Учитель Сенчакова Екатерина Геннадьевна
Спасибо за внимание!!! Над проектом трудились учащиеся 10 «Б» класса  ФГБ ОУ ВПО«МГУПС» МИИТ  (гимназия)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть