Слайд 1Художественное своеобразие лирики С.Есенина.
Слайд 2Цели:
Определить особенности лирики Есенина; отметить богатство поэтического языка как характерную особенность
произведений Есенина.
Развить творческое воображение , мышление учащихся.
Воспитать чувство прекрасного.
Слайд 3Эпиграф:
«Ой, ты, Русь, моя родина кроткая
Лишь к тебе я любовь берегу,
Весела
твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу»
Слайд 4Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов
рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи -
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Слайд 5Задание:
О чем стихотворение?
Докажите примерами из текста, что Есенин испытывал острую и
болезненную любовь к России.
Слайд 6Ответы учащихся:
Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» написано в форме любовного послания,
в котором автор не только признается в своих чувствах главной героине, которая является прообразом всех восточных женщин, но и рассказывает ей о себе, своих мыслях и желаниях. Героиня – школьная учительница Шаганэ Тальян, с которой Есенин познакомился в Батуми.
При всем своем восхищении Востоком Сергей Есенин отмечает, что «как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий». Но, находясь далеко от дома, поэт просит Шаганэ не волновать его память воспоминаниями, которые причиняют боль. В финале автор признается, что там, на севере, тоже есть девушка, которая удивительно похожа на Шаганэ и, возможно, в эту минуту думает о поэте.
Слайд 7До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в
груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Слайд 8Своеобразие лирики:
1. Глубокая любовь к Родине.
(Чем наполнили вашу душу стихи Есенина
о родине?)
Слайд 9Ответы учащихся:
Стихи Сергея Есенина о Родине наполнили мою душу любовью к
России, чувством патриотизма, чувством гордости за свою страну.
Слайд 102. Любовь к природе.
«Отговорила роща золотая»
Слайд 11
Задание: заполните таблицу!
Из стихотворений «Топи да болота» и «Запели тесаные дроги»
выпишите все растения, названия птиц и животных, цвета. Отметьте выразительные средства.
Слайд 12 Берёза
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На
пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Слайд 13Найдите ошибку в анализе стихотворения.
«Белая береза» относится к любовной лирике.
Главный образ
произведения – береза. Дерево предстает перед нами в весеннем своем наряде, украшая собой весенний пейзаж, который можно видеть из окна. Автор восторгается природой, но стихотворение пронизано скорбью и нежностью.
Эпитеты: белая береза, белой бахромой (белый – грустный).
Олицетворение: на пушистых ветках снежною каймой.
Слайд 14Еще одна особенность лирики С.Есенина – это ее песенность!
«Песнь о собаке»
«Далекая
вечная песня»
«Песня старика разбойника»
«Песнь о великом походе» и т.д
Почему же народ так любит стихи Сергея Есенина?
Слайд 15Ответы учащихся:
Народ любит произведения Сергея Есенина, т.к его стихи просты, понятны,
близки народу (потому что он сам выходец из деревни). Лирика Есенина трогает наши сердца своей искренностью; любовь к Родине, глубиной чувств.
Слайд 17Сергей Есенин – талантливейший поэт земли русской. Его творчество неотделимо от
духовной жизни нашей страны.
Любовь к Родине и природе, песенность его стихотворений – это и есть главные отличительные черты его лирики.
Выводы учащихся: