Слайд 1Готовимся к итоговому собеседованию
по русскому языку в 9 классе
Макарова Е.П.,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №15 г. Коломна
Слайд 2структура
Устная часть по русскому языку состоит из четырех
заданий.
Задание 1 – чтение небольшого текста вслух. Тексты для чтения будут содержать информацию о выдающихся людях прошлого и современности. Время на подготовку – 2 минуты.
Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты).
Задание 3 - необходимо построить связное монологическое высказывание по одной из выбранных тем с опорой на план. Время на подготовку – 1 минута.
Задание 4 - диалог с экзаменатором-собеседником. Время на подготовку - без подготовки. Экзаменатор предложит ответить на три вопроса.
Слайд 3Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут.
Каждое
последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.
Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».
Общее количество баллов за всю работу –
19 баллов.
Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.
Слайд 4Задание 1 – чтение вслух небольшого текста.
Выразительное чтение - один из аспектов навыка
чтения. Чтение, правильно передающее идейное содержание художественного произведения или статьи.
Признаки выразительного чтения:
1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора;
2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.
Слайд 5Задание 1. Чтение текста
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой
фотографии. Это Иван Сергеевич Тургенев - русский писатель- реалист.
Выразительно прочитайте текст о И.С.Тургеневе вслух.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Слайд 6
Иван Сергеевич Тургенев - великий русский романтист, первый из русских писателей,
чьи произведения получили мировую известность, были переведены на многие языки. Он первый вошел в круг выдающихся европейских писателей, много жил за границей, преимущественно в Париже, был знаком с Жорж Санд, Гюставом Флобером, Эмилем Золя, Альфонсом Доде. Его отец, красавец, гвардейский офицер, был человеком неглупым, слабовольным и эгоистичным, рано умер и никакого положительного влияния на характер сына не оказал ( некоторые его черты потом отразились в тургеневской повести «Первая любовь»).Мать будущего писателя, богатейшая орловская помещица , отличалась тяжелым, деспотическим характером, жестоко наказывала мальчика, угнетала и обижала уже взрослого сына( она умерла в 1850 году),не давала ему денег, все время грозила лишить наследства. До весьма зрелых лет он был в полной власти самодурства волевой крепостницы, потом описанной в знаменитом рассказе «Муму». Все это вызвало протест против крепостничества и повлияло на характер юноши, мягкий и ранимый, сентиментальный, лишенный сильной мужской воли и самостоятельности, поддающийся любому энергичному нажиму и влиянию и обреченно видевший в важных событиях своей жизни некий рок, трагическую неизбежность.
Слайд 7Тем не менее он получил великолепное образование в нескольких пансионах, учился
в Московском, Петербургском и Берлинском университетах. Тургенев много путешествует. По возвращении из-за границы поселился в своем родовом имении Спасское-Лутовиново, затем познакомился с Лермонтовым, а потом с Белинским, Некрасовым, Достоевским .Будущий знаменитый романист начинал как поэт, печатал поэмы и стихотворения, да и по своей натуре был лириком, учеником Жуковского. В 1844 году написал свою первую повесть – «Андрей Колосов», где в эскизах уже появились главные герои и обозначился сам стиль романов Тургенева. К началу 1847 года Тургенев сотрудничает с журналом «Современник», публикует свои произведения: романы «Рудин» 1856 год, «Дворянское гнездо» 1859 год. В «Русском вестнике» - романы «Накануне»1859 год, «Отцы и дети» 1861 год, «Дым» 1867 год. Завершается литературная деятельность Тургенева циклом лирических миниатюр «Стихотворения в прозе» и речью о Пушкине.
( по В.И.Сахарову)
Слайд 8Задание 2. Пересказ текста
Подумайте, где лучше использовать слова о И.С.Тургеневе в
пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования
« И. С. Тургенев - один из самых удивительных русских писателей, который с гениальной прозорливостью и чуткостью видел Русь, как даровитейший народ, обладающий высокой нравственной силой.»
Ф. В. Гладков. Из письма в музей. 1958 г.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Слайд 9Задание 3. Монологическое высказывание
Слайд 10
Задание 3. Монологическое высказывание
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не
более 3 минут.
Слайд 11 Монологическое
высказывание
1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о своем хобби (увлечении).
Не
забудьте рассказать,
почему Вы увлеклись именно этим занятием;
о незабываемом моменте, связанном с хобби;
разделяет ли Ваш друг Ваше увлечение;
есть ли польза для Вас (или окружающих) от данного рода увлечения.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.
Слайд 12Задание 4. Условный диалог
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов.
Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.
Слайд 13Задание 4. Диалог
Как готовиться к диалогу?
Прочитайте вопросы. В каждом выделите ключевые
слова, которые будут использованы в вашем ответе.
Избегайте односложных ответов: да, нет, конечно и т.п.
Чтобы избежать односложных ответов, используйте СПП с придаточными причины, условия, следствия.
Смягчайте категоричность своих утверждений вводными словами: я думаю, как мне кажется, по-видимому и т.п
Слайд 14
Вопросы для диалога
1. Есть ли у Вас друг (подруга)?
Ответ: ________________________________________________________
2. Почему
Вы подружились? Что у вас общего?
Ответ: ________________________________________________________
3. Чем Ваш товарищ (подруга) отличается от Вас?
Ответ: ________________________________________________________
4. Как Вы думаете, Вы хороший (-ая) друг (подруга)? Почему Вы так считаете?
Ответ: ________________________________________________________5. Посоветуйте своим сверстникам, как найти настоящего друга (подругу).
Ответ: _______________________________________________
Слайд 15Интернет-источники
Егораева Г.Т. ОГЭ Тренажёр: подготовка к устной части. Раздел «Говорение».
– М., 2018
ФИПИ Образцы контрольных измерительных материалов для раздела «Говорение» в Государственной итоговой аттестации по русскому языку.
http://kartinki.info/uploads/posts/2017-01/1484221567_2742-pero-i-chernila.gif