Слайд 1Отгадайте загадку.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет,
иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам …
(глагол).
Слайд 3Цель урока: актуализация уже имеющихся знаний о морфологических признаках глагола.
Задачи урока:
расширить представления
учеников о глаголе, его признаках;
развивать речь учащихся, активный словарный запас;
развивать умение работать коллективно.
Слайд 4Что такое глагол?
Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или
действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?.
Слайд 5Выберите глаголы.
бегать
биография
композитор
написал
принадлежит
учусь
дремать
Слайд 23Составьте видовые пары с приставками. Определите вид глагола.
писать –
говорить –
рисовать –
делать –
строить
–
читать –
гулять –
обедать –
бежать –
чинить –
Слайд 27Определите лицо глаголов.
Мы играем в футбол.
Вася играет в футбол.
Ребята бегают по
футбольному полю.
Вика клеит обои.
Слайд 30Назовите морфологические признаки глагола.
Слайд 31Игра «Образуйте глагол»
Образуйте от существительного глагол.
Лётчик – летает Будильник – будить
отдых – отдыхает деление – делить
грызун – грызёт дружба
– дружить
подкова – подковывает постель – постелить
свет – светит шалунья – шалить
шумный – шумит укус – укусить
чисто – чистит посылка – посылать
Слайд 32Игра «Я грамотей»
– Чтобы стать грамотным человеком, нужно много трудиться. Назовите глаголы,
которые описывают ваш труд в школе.
слушаю, думаю, запоминаю, учу, пишу, пересказываю, говорю, рассказываю, решаю, читаю, сочиняю…
Слайд 33О каком грамматическом признаке глагола говорится в следующем стихотворении?
Как начнёшь ты
меня гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки всё держать,
На меня начнёшь смотреть,
Будешь мною ты вертеть,
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть,
И тебя не буду видеть,
Лишь открыто ненавидеть.
Слайд 34Подберите к данным глаголам глаголы другого вида:
завершать -
вспахивать -
объединять -
посещать -
улыбаться
-
расти -
строить -
пить -
учить -
мыть -
Слайд 35Выпишите глаголы, а затем определите их время.
В пути много бед ждет перелетных птиц.
Вот стаю ласточек застал ураган над морем - далеко от берега. Свирепый ветер ломает перья, сбивает крылья, гонит птиц совсем не в ту сторону, куда им надо. Если бы показался какой-нибудь пароход! Птицы опустились бы прямо на палубу, прижались бы к ней, спрятались бы под брезентом. Летите, ласточки, к людям, они вам помогут.
(По В.Бианки)
Слайд 36Музыка весны
В каждое время года .... своя музыка. Снег .... разрывчатой
струйкой серебряные шарики торопливо ... с крыш. Мелодично поёт, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги ..., точно оброненный хрусталь. А в кустах словно .... серебряный колокольчик. Это заливаются сосульки. .... скрипки мороза, а ещё вчера они говорили полным голосом.
Солнечный луч всюду ... тихую музыку весны, а птицы, вода ... ей. .... дождём
деревья, а под корой берёз и клёнов тайно двинулся сок.
С л о в а д л я с п р а в о к : звучит, потемнел, скатываются, разбиваются, звенит, смолкли, подпевают, умылись, заводит.
Слайд 37Распределите глаголы в два столбика: глаголы совершенного и несовершенного вида.
Снять, идти,
адресовать, заплакать, трясти, казнить, наказать, информировать, помечтать, существовать, миновать.
Слайд 38Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы, выбирая из скобок видовую форму
глагола и расставляя недостающие знаки препинания.
Начали соб..рат..ся тучи. (Белела, побелела) на синеве неба дальняя (полу)разваленная церквушка. Над гребенчатым лесом по-стариковски (перевернулся, переворачивался) гром. (Притихла, притихала) рож.. на пр..дорожном клину. Еще назойливей стали мухи и вдруг все (стихло, стихало). Но вот (бежал, побежал) и (путался, запутался) в тр..ве ветреный холодок. И вот по-настоящему (задул, задувал) ветер. Едва-едва мы (бежали, прибежали) домой и хлес..нул дождь.
Слайд 39Перепишите, ставя глаголы из скобок в нужной форме настоящего времени.
Зрители (смотреть)
с интересом новый фильм. Казалось, пули (дробиться) в воздухе и люди (дышать) раскаленной свинцовой пылью. (Дуть) ветры яростные, (гнать) лодки парусные. Зной (палить) и (пыхать). Чуть (колыхаться) войлок юрты. Дворники на тротуаре (колоть) лед. Косой и назойливый дождик так и (хлестать) в лицо. Клубы дыма (стлаться) над рейдом. Море (дышать) бодрейшей свежестью. (Бороться) с волнами и ветром упорные моряки. (Ползти) (двигаться) белые призраки, (прятаться) в море. Руки мои крепко (держаться) за железный трап рубки. Море (грохотать). Какие-то шаги (слышаться). Твердое дерево плохо (пилиться). Солнце (резать) глаза. (Махать) крыльями мельница. Тревожно (плескаться) и (кричать) гуси и лебеди. (Дремать) бор сосновый. С шумом на белые камни черные волны (находить). (Веять) ветер. Сладко (таять) на поляне вешний снег. В сгущающихся сумерках (реять) снежинки.
Слайд 40Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Бежит тропинка стел..т..ся все в жизни
перемел..т..ся, добро с добром подел..т..ся а кривде ходу нет. Радость волну..т охватыва..т тревож..т. Мы (не) дорож..м воздух..м и (не) дума..м о нем, пока н..рмально и бе..пр..пятственно дыш..м. Все сия..т зелене..т дыш..т зноем утопа..т в небесной лазури. Целый мир живёт р..стит потомство шевел..тся поёт плач..т пряч..т..ся в плотно сомкнувшейся зелени огорода. Мир встаёт огромной птиц..й; свищ..т щелка..т звен..т. Утро брезж..т а дождик брызж..т.
Слайд 41
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Гон..т всадник коня держ..т..ся за поводья
смотр..т вперед вид..т: пустыня стел..т..ся перед ним. С..дит он на коне уверенно хотя и дыш..т т..жело. (Не) навид..т всадник эти пустыни а делать нечего – ехать надо. Слыш..т: тишина вокруг только конь верт..т головой то в одну то в другую сторону. Завис..т от него человек. Терп..т конь вместе с ним пыль жару жажду. Обид..ш.. коня – сам об этом пожале..ш.. .
Слайд 42Вставьте гласную букву перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени, расставьте
знаки препинания.
Чистое небо усе..лось миллионами звезд. Свежесть утра ве..ла над пр..будившимися Сорочинцами. Мать леле..ла и бал..вала его, как балуют единственное чадо. Точ..но он ка..лся ей в немного странной но забавной вых.дк.. . На дворе было хол..дно и ни..ко нависшие плотные тучи се..ли дождь. Заунывная песня на них наве..ла т..ску. Толпа нач..ла редеть потом ра..та..ла. . По син..му небу плыли и та..ли изорванные ветр..м белые обл..ка. Какой (нибудь) к..миссар и од..вался просто, как рядовой красноармеец, и питался с ними из одн..го к..тла и в п..ходах ма..лся рука об руку. Где (то) поблизости зала..ли с..баки. Снегирев почти об..зум..л от страха что его мал..чик умрет.
Слайд 43Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Кто много зна..т тот вид..т как
осторожно надо высказывать своё суждение чтобы (не) ошибит..ся. Молодость время года когда человека тян..т за г..ризонт. С другом вдвоём (не) устан..ш.. от ноши. Кто отдаёт тот много получа..т. Каждое п..коление внос..т в сл..варь свои находки. Мы все завис..м друг от друга на этом жизненном пути. Труд буд..т в ч..ловеке творческие силы. Мы люб..м отечество это воздух которым мы дыш..м.
Слайд 44Вставьте пропущенные буквы Е-И в глаголах изъявительного и повелительного наклонений, объясните
графически выбор гласной, укажите наклонение глаголов.
Вынес..те из комнаты лишние вещи. Когда вынес..те, комната буд..т казат..ся просторней. Как только выйд..те из леса, увид..те деревню. Выйд..те из класса: его надо проветрить. Выпиш..те из текста однокоренные слова. Если выпиш..те правильно, их будет четыре. Выб..р..те из данных брош..р материал для сообщения. Когда выб..р..те, начинайте его оформлять. Вышл..те нужную мне справку заказным письмом. Если вышл..те в ближайшие дни, я получу её своевременно. Когда выб..р..те подходящие для себя книги, библиотекарь запиш..т их в ваш абонемент. Выб..р..те не больше трех книг. Вытр..те пыль с письменного стола. Когда вытр..те, возьмете лист почтовой бумаги и напиш..те ответное письмо.
Слайд 45Вставьте пропущенные буквы в окончания глаголов, расставьте знаки препинания.
Ноч.. стел..т тень
и влажный бер..г стел..т ноч.. тян..т вдаль свой невод з..л..той – и скоро блеск померкн..т и убуд..т. На Альпы к сумеркам ни..ход..т обл..ка. Целый день печ..т д..рожки солнце. Ветер вдаль меня влеч..т звонко песнь мою разнос..т. За дверью у соседа стуч..т часы и капл..т с окон лёд. Проходят обл..ка все выше и нежней а вет..р суш..т сад и мягко в окна ве..т. Скоро гром сильнее грян..т жутким блеском даль зажж..т..ся.
Слайд 46Вставьте нужную гласную в суффиксы глаголов.
Воспит..вать детей, загад..вать желание, не опазд..вать
на занятие, запис..вать лекции, рассказ..вать о занятиях, расспраш..вать о творческих планах, погляд..вать на часы, повяз..вать галстук, проветр..вать класс, доклад..вать об успеваемости, бесед..вать с родителями, совет..ваться с друзьями, экзамен..вать учащихся, завед..вать кабинетом, команд..вать парадом, проповед..вать взгляды, пропаганд..ровать юридические законы, стабилизир..вать, честв..вать юбиляра, участв..вать в субботнике.
Слайд 47Почва под ногами покач..валась.
Несколько дней буш..вала стихия.
Мы с любопытством рассматр..вали автографы.
Облака
вытяг..ваются по небу длинными прядями.
Гор..вала Евдокия как-то по-особенному.
Ему было совестно высказ..вать свои мысли.
Он завид..вал всем, кто ведет боевые машины.
Из-за ее плеча выгляд..вало любопытное лицо.
За годы жизни человек накапл..вает ощущения неповторимости прожитого им.
Снег летел хлопьями, будто канонада стрях..вала с неба обильный черемуховый цвет.
Пришлось корч..вать длинные сосны.
Лизу тоже допраш..вали.
Ты все реже, реже расшевел..ваешь пламень уст.
Она разгляд..вала меня с любопытством.
Здесь трудно было рассчит..вать на встречу с человеком.
Тучи окут..вали горы.
Алексей почувств..вал близкий конец скитаниям.
Чайковский сквозь сон схват..вал мелодию.
Красоте ее рук позавид..вали бы многие девицы.
И у меня стала склад..ваться сказка про красавицу царевну.
Он стал опять команд..вать.
Вы очень обрад..вали меня своим приездом.
Слайд 48ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»
Марс – ближайший сосед нашей Земли. Что бы
вы увидели, если б побывали там? Глубокие долины, кратеры потухших вулканов, русла сухих рек, которые тянутся на многие километры. Когда над Марсом поднимается ветер, начинаются страшные пылевые бури. Ученые посылают к нему автоматических разведчиков, чтобы они узнали о жизни на этой планете.
Составьте схемы предложений 1-3.
Укажите номера сложноподчиненных предложений.
Выпишите из текста глаголы, укажите их спряжение, вид, наклонение, время, лицо, число, род.
Выполните морфологический разбор – поднимается.
Разберите по составу – узнали.
Слайд 49 Художник Илья Репин рассказывал, как в детстве он выпрашивал у матери
огарки восковых свечей и из воска выделывал фигурки лошадок. Когда кто-то из друзей подарил мальчику краски, он обрадовался и сказал: «Теперь я сам попробую рисовать». Мальчик очень горевал, когда первый рисунок не удался.
Составьте схему последнего предложения и произведите полный синтаксический разбор этого предложения.
Выпишите глаголы в два столбика: совершенного и несовершенного вида.
Выпишите глаголы с орфограммой «Суффиксы –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-). Объясните выбор гласной: советовать – советую.
Выполните морфологический разбор – выделывал.
Выполните словообразовательный разбор – рассказывал.