Слайд 1Тема: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и
литературы и во внеурочной деятельности»
Автор: Екатерина Андреевна Швец, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 10 города Татарска, Новосибирской области
Слайд 2Опрос: «В свободное время вы отдадите предпочтение компьютеру или книге?»
Слайд 3
В варианте государственного образовательного стандарта по русскому языку определены три задачи
школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций.
Слайд 4
Языковая компетенция - способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в
соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры и средства в соответствии с нормами литературного языка благодаря изучению лексики, фразеологии, усвоению морфологических норм согласования, управления, построения предложений разных видов.
Слайд 5
Коммуникативная компетенция
предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области
четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты.
Слайд 6
Лингвистическая компетенция
обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения
учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.
Слайд 7“Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
Слайд 8Алгоритм составления загадок
С помощью признаков и действий
можно придумывать загадки про разные предметы
По признакам
На доске заранее начерчена таблица КАКОЙ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ ?
1) выбрать объект (например, динозавр)
2) заполнить левую часть таблицы, ответить на вопрос «Какой?» (динозавр какой? – страшный, опасный, дикий, огромный и т.д.)
3) заполнить правую часть таблицы «Что такое же? (Страшным может быть привидение, опасным может быть огонь, дикими могут быть кабаны, огромным можно назвать небо ….).
4) вставить слова – связки «…но не».
5) прочитать готовую загадку по таблице КАКОЙ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?
Страшный, но не привидение,
Опасный, но не огонь,
Дикий, но не кабан,
Огромный, но не небо.
Слайд 91.Написание сочинения по единому началу
* Мне нравится всматриваться в лица прохожих,
пытаясь понять, что они за люди, чем увлекаются, чему радуются или огорчаются. Быть может, кто-то из них смотрит на меня, стараясь угадать: какой я. И действительно, а какой я?..
* В нашем мире еще есть вещи, способные удивить любого скептика. Чудеса можно встретить даже в обыденной жизни. Недавно такое чудо произошло и со мной…
Слайд 102.Сочинение от лица неодушевленного предмета
- «Я карандаш в пенале первоклассника…»
- «Сейчас
я тряпка, которой стирают со школьной доски, а когда-то была нарядным платьем, но однажды…»
- «Я пуговица, заменяющая глаз на старом плюшевом зайце…»
Слайд 113. Трансформировать текст в новый, написанный в другом стиле
Например, был художественный
текст, а его необходимо преобразовать в научный текст. Так художественное описание природных явлений можно предложить представить в виде доклада работника Гидрометцентра.
Слайд 12Примеры заданий
1.Представьте себе, что вы работодатель. Какие вопросы вы будете задавать
тому, кто пришел устраиваться на работу.
2.Мини-сценки «Я звоню», «Мне звонят».
3.Подобрать синонимы к данным словам: ходАтайство, удостовЕрить, засвидЕтельствовать, информАция…
4.Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите лексические ошибки, определите их характер и исправьте.
Пишите ваши инициалы полностью.
Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи
Слайд 13
Варламова Алина, обучающаяся МБОУ СОШ № 10 заняла II место
в районном литературном конкурсе «До востребования», в номинации
«Это самое светлое чувство…»
Стихотворение
«Любовь имеет дар природный…»,
вошло в
Сборник литературных работ победителей районного конкурса
«До востребования»
Слайд 14Группа учащихся награждена Грамотой МБОУ ДОД – ЦДТ за II место
в районном этапе Сибирских поэтических чтений в номинации «Художественно-поэтическая композиция» в 2014году.
Команда «Вдохновение» МБОУ СОШ № 10 награждена Грамотой МБОУ ДОД – ЦДТ за III место в районной интеллектуальной игре «Великие имена в литературе» в 2014 году.
Слайд 15Обучающиеся являются активными участниками различных конкурсов, предметных олимпиад и мероприятий различных
уровней
Игра – конкурс
«Русский медвежонок – языкознание для всех»
Тарасенко Дмитрий набрал 83 балла
Горбачев Дмитрий набрал 82 балла
Игровой конкурс «Пегас»
Горбачев Дмитрий набрал 40 баллов (90,85%)
31 место в регионе
Слайд 16
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку:
Жукова Александра - призёр
в 2013- 2014 учебном году;
Мартыненко Валерия – призёр
в 2014-2015 учебном году.
Слайд 17 В текущем учебном году начали работу над созданием сборника
детских творческих работ, приуроченных к году литературы в России.
Слайд 18Обучающиеся самостоятельно работают с электронной литературой, тестами, словарями и другими ресурсами
*
grammagramma.gramma.ru - сайт "Культура письменной речи". Русский язык (справа список тем): Морфология, Орфография, Синтаксис, Лексикология, Фразеология. Ликбез от "Gramma.ru". Учителю. Экзамены. Стиль документа. Справочный раздел, словари.
* gramotagramota.gramota.ru - справочно-информационный портал "Грамота.ру". Словари, ссылки, материалы к уроку, игра. Новости, журнал, олимпиады.
* learning-russian.gramota.ru - "Класс". Интерактивные диктанты (около 100); Учебник грамоты; Правила русской орфографии и пунктуации. Другие интересные материалы.
* slovari.gramota.ru - "Словари" (online). Поиск слова по 9 словарям. Ссылки на словари русского языка и др. словари online (более 50).
naexamen.ru - Учебник по орфографии и пунктуации
* gumfakgumfak.gumfak.ru - "Грамматический разбор. Словообразовательный, морфемный и морфологический анализ слова." Рябушкина С.В.
Слайд 19Мероприятия по русскому языку «Сильное звено»
Чтение стихотворений о Великой Отечественной войне
Создание
стенгазеты, посвященной неделе русского языка и литературы
Слайд 20
«Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и
развиться».
Ф. Бэкон