Слайд 1Формирование условий для создания эмоционального и психологического комфорта на уроках русского
языка и литературы
Ткаченко Елена Ивановна –
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «Сакская СШ №4 им. Героя Советского Союза
Ф. И. Сенченко города Саки Республики Крым
Слайд 2 Создание ситуации
успеха –
путь к
формированию
жизненных
компетентностей
учеников
Слайд 3Успех придает силы, веру и возможность преодоления любых препятствий, создает основу
для формирования адекватной самооценки.
Успех – удача в достижении чего-нибудь», «общественное признание», «хорошие результаты в работе, учебе.
Стремление к успеху – уровень мотивации, который можно определить большим желанием ребенка выполнить какой-либо вид деятельности.
«Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, в безжизненную мумию, если нет детского желания учиться. Оно приходит только вместе с успехом в учении». В. А. Сухомлинский
Слайд 4Ситуация успеха:
установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной
задачи)
содержательное, технологическое и ресурсное обеспечение деятельности, операции (создание условий для успешного решения задачи)
сравнение полученных результатов с предлагаемыми (осознанное отноше-ние к результату своего учебного труда).
Слайд 5Компетентность основывается на знаниях и умениях, но ими не исчерпывается, обязательно
охватывая личностное отношение к ним человека, а также его опыт, который позволяет эти знания «вплести» в то, что он уже знал, и его способность понять жизненную ситуацию, в которой он сможет их применить.
Слайд 6Каждая компетентность построена на сочетании:
знаний и умений,
познавательных действий и практических навыков,
ценностей, эмоций, ощущения успеха,
деятельностных компонентов.
Слайд 7Переход к компетентностному подходу в образовании означает:
а) переориентацию с процесса
обучения на результат в деятельностном измерении;
б) смещение акцента с накопления нормативно определенных знаний, умений и навыков на формирование и развитие у учащихся способности практически действовать, применять опыт успешных действий в конкретных ситуациях.
Слайд 8Дать детям радость труда, радость успеха в обучении, пробудить в их
сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь обучения и воспитания.
У нас не должно быть несчастных учеников, душу которых угнетает мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, которые порождают энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
В. А. Сухомлинский.
Слайд 9Успех
Умения
Старания
Познания
Интерес
Похвала
Слайд 10Цель и задачи учителя:
Создание ситуации успеха для развития личности ребёнка, предоставление
каждому воспитаннику возможности почувствовать радость достижения успеха, осознания своих способностей, веры в собственные силы.
Слайд 11Ситуация
Успех
Ситуация успеха
Целенаправленная, организованная учителем деятельность учеников, помогающая достичь значительных результатов.
Это испытание
радости от того, что результат совпадает с ожиданиями или же превосходит его.
Результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики учителя, семьи.
Слайд 12Приёмы создания ситуации успеха
Помощь
друга
Умышлен-ная ошибка
Эврика
Невмеша-тельство
Исповедь
Холодный
душ
Эмоциональное поощрение,
поглаживание, всплеск
Следи за нами
Ступеньки к успеху
Даю шанс
Обмен ролями
Анонсиро-вание
Слайд 13«Невмешательство» —
Максимальное предоставление
самостоятельности ученикам
в решении проблем.
«Холодный душ» —
учитель оттягивает время улучшения оценок, не сразу «поливает бальзамом» задетое самолюбие, ущемленные амбиции, а иногда и «подсыпает соли».
Слайд 14«Эмоциональное поглаживание» — вселить ученику веру в себя, похвалить за что-нибудь,
даже незначительное, улыбкой, взглядом .
«Анонсирование» — сначала обговорить с учеником, что ему необходимо будет сделать, создать психологическую установку на возможный успех, дать уверенность в собственных действиях.
Слайд 15«Своевременная помощь» - ученики попали в сложную ситуацию, но не перестают
бороться за победу, и необходимо вовремя прийти на помощь, поддержать, вселить уверенность в собственные силы, показать ученику, что учитель видит в нём личность, которая способна преодолеть трудности.
«Ступеньки к успеху» -учитель ведёт воспитанника постепенно вверх, поднимаясь по ступенькам самоопределения, утверждения веры в себя и окружающих.
Слайд 16
«Даю шанс» — создание такой ситуации, при которой ученик имеет возможность
неожиданно для самого себя раскрыть собственные возможности, способности.
«Исповедь» — правильно прогнозируя реакцию учеников, искренне обратиться к их наилучшим чувствам.
Слайд 17«Эврика» — активизировать учеников пусть на маленькое, но собственное открытие уже
известных фактов.
«Умышленная ошибка» — используется уже на известном ученикам материале, при проверке знаний для активизации внимания учеников.
Слайд 18«Эмоциональный всплеск — дать эмоциональный заряд уверенности, освободить от психологической зажатости
энергию, мысль, знания.
«Обмен ролями» — даёт возможность ученикам проявить себя. Учитель показывает ученикам, что они способны сделать намного больше, чем от них ожидают.
Слайд 19Неуверенные
Надёжные
Отчаявшиеся
Уверенные в себе
Почти утраченные
Категории учеников
Слайд 20Надёжные
ученики, имеющие хорошие способности, работают самостоятельно, добросовестно относятся к своим обязанностям,
уверены в себе, в группе такие ученики чувствуют себя спокойно, уверенно, защищённо.
Слайд 21Уверенные в себе
Способности таких учеников могут быть и выше, чем у
"надежных", однако система их работы не совсем отлажена. Периоды успеха, взлета сменяются расслаблением, упадком. Дети очень эмоционально реагируют и на достижение, и на неудачу.
Слайд 22Неуверенные
Это успешные ученики, познавательные интересы которых связаны обычно с учебой. Они
более – менее ответственно относятся к делу. Главная их отличительная черта - неуверенность в своих силах.
Слайд 23Отчаявшиеся
Это преимущественно учащиеся, имеющие плохую подготовку, способности. Однако после почувствованной когда-то
радости надежд, что осуществились, по разным причинам потеряли ее.
Слайд 24Почти утраченные
Это ученики с большими пробелами в знаниях, имеют способности разного
уровня, но чаще всего - среднего или низкого. Они потеряли надежду на успех, открыто заявляют о своем нежелании учиться.
Слайд 25Главным критерием оценки деятельности школы является то, чего достигают ее выпускники.
Именно поэтому школы, которые заботятся о своем педагогическом имидже и стремятся к развитию, пытаются создать модель выпускника как идеальную модель, которая должна быть ориентиром школьной деятельности. Модель выпускника - это обозначение уровня движения учащихся в рамках основных направлений деятельности школы. Прежде всего это определение компонентов компетентности выпускника, уровня, за который школа вместе с родителями несет ответственность.
Слайд 26Выпускник
Успешная личность
Коммуника-тивные компетенции
Социальные компетенции
Поликультур-ные компетенции
Инновационные компетенции
Компетенции стремления к продуктивному творчеству
Компетенции саморазвития
Слайд 27Надежда на успех живет в каждом человеке. Но, к сожалению, не
каждая надежда оправдывается, потому что успех гарантирован только для тех, кто прилагает для его осуществления собственные усилия.
Учителям, учащимся и родителям необходимо прилагать совместные усилия, чтобы успех каждого и успех всех был гарантированным.
Слайд 28Советы для тех, кто хочет добиться успеха:
Успех не придет к
Вам. Вы сами должны идти к нему.
Марса Коллинз
Действия не всегда приносят успех, но без действий успеха не бывает. Марк Твен
Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.
Оноре де Бальзак
Успех приходит к тем, кто верит в свои силы.
Уинстон Черчилль.
Если вы не пойдете за успехом, у вас никогда не будет его.
Если вы не спросите, ответ всегда будет "нет".
Если вы не сделаете шаг вперед, вы будете всегда находится на том же месте. Нора Роберт