Слайд 1«Первый шаг в науку - 2017»
«ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,
ИЗУЧАЕМЫХ В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ»
Работу выполнила ученица 8 класса
Николаева Анастасия
МБОУ «Первомайская СОШ»
Слайд 2Введение.
Семья как ячейка общества является неотделимой составной
частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи.
Слайд 3 Зачастую даже полные семьи неблагополучны: родители нигде не работают,
злоупотребляют алкоголем. Безнравственная атмосфера в семье, потеря уважения к родителям не только приводят к замкнутости и озлобленности подростка, но и явственно отражаются на его социальной позиции, взглядах, мотивах поведения, обусловливают особую подверженность сторонним, дурным влияниям, формируя ориентацию на антиобщественное поведение и правонарушения, тягу к алкоголю, половую распущенность.
Дети из неполных семей отношения в своих будущих семьях выстраивают по аналогии с семьёй своих родителей, поэтому очень важно показать, что безнравственные отношения – это не эталон поведения. Семья не будет полноценной без взаимного уважения, понимания, сострадания, любви.
Слайд 4 Объект исследования: художественные произведения.
Предмет исследования: формирование семейных
ценностей на примере произведений художественной литературы, изучаемых в 6-8 классах.
Методы исследования: анализ художественной литературы, анкетирование, обработка данных.
Целью моего исследования было изучение возможности
формирования семейных ценностей у обучающихся через
изучение и анализ художественных произведений.
Слайд 5 Для достижения цели исследования необходимо было решить комплекс задач:
1.Проанализировать отрывки
художественных произведений, в которых поднимается проблема семейных отношений;
2.На основе материала художественных произведений выработать у учащихся стойкое убеждение в необходимости уважительного отношения к семейным ценностям;
В соответствии с целью и задачами разработана гипотеза: если мы проведём изучение и анализ художественных произведений, в которых раскрываются характеры героев через семейные отношения, то сумеем сформировать у обучающихся семейные ценности.
Слайд 6Методика проведения исследования: работа выполнялась в октябре 2016 года и в
январе 2017года. Мной были опрошены учащиеся 6-8 классов до изучения художественных произведений (Повесть М.Горького «Детство», повесть В.Г.Короленко «Дети подземелья», сказка-быль «Кладовая солнца» М.М.Пришвина), и учащиеся 8 классов после.
Слайд 7Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека?
Каково её значение для развития у детей духовного начала? Какой она должна быть, чтобы дать людям счастье? Эти вопросы давно и неизменно волнуют философов, писателей, социологов, психологов, да и всех людей на земле. Все сходятся на том, что именно хорошая семья больше всего способствует воспитанию у ребёнка нравственных качеств, высокого стремления к идеалам.
Слайд 8.
Жизнь в семье требует от человека любви к ближнему, душевности, взаимопонимания,
доверия, постоянного самопожертвования, способности заботиться о другом человеке, жить его интересами. В хорошей, сплочённой семье не стоит остро вопрос о родительском авторитете: отцы и матери – чуткие, вдумчивые воспитатели, готовые во всё вникнуть, помочь, знающие, как поощрить хорошее и наказать за плохое.
В такой семье полезные навыки усваиваются в силу постоянно действующих добрых влияний, семейных традиций и обычаев, редкое слово требования или порицания становится особенно веским, запоминающимся.
Слайд 9Повесть Максима Горького «Детство»
(1868-1936 гг.)
Слайд 10Сцена «Обед в доме Кашириных» (М.Горький «Детство»)
Слайд 11Повесть В.Г. Короленко «Дети подземелья»
(1853-1921 гг.)
Слайд 12Сказка-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
(1873—1954 гг)
Слайд 13 В результате анализа данных произведений можно сделать вывод, что в
полной семье, в которой главными считаются любовь, уважение, взаимовыручка, трудолюбие, дети не только перенимают семейные ценности, но и бытовые навыки.
Поведение взрослых для них – эталон, поэтому родителям надо задуматься о том, какие качества они хотят воспитать в своём ребёнке и в соответствии с этим выстроить свои отношения с ребёнком. Полная семья имеет больше возможностей для воспитания полноценной личности.
Слайд 14 Заключение. Проанализировав произведения художественной литературы и результаты
анкетирования, я пришла к следующим выводам:
1. Неслучайно авторы художественных произведений включают в повествование взаимоотношения в семье, поведение героев в разных жизненных ситуациях, умение преодолевать трудности и находить выход;
2. На уроках изучения данных произведений следует проводить тщательный анализ эпизодов, описывающих внешность, поступки, манеру поведения этих героев;
3. Нужно заострять внимание учащихся на том, что человек, не ценящий свою семью, не умеющий вовремя прийти на помощь, понять своего ребёнка, не может быть привлекательным, вызывать сочувствие и оправдание.
Слайд 15Литература..
1. М.И.Кондаков «Семейное воспитание». Издательство «Педагогика». Москва 1972 г. Стр 3-6
2.
И.В.Гребенников «Этика и психология семейной жизни». Москва «Просвещение» 1984 г. Стр 9-15
3. Журнал «Воспитание школьников» № 2 -2008, стр. 75-79; №1-2004, стр 33; №1 -2008, стр 45-49; № 4-1989 стр 110-112; № 3 – 1989 стр 144 -146, №5 – 1989 стр 122-130
4 Энциклопедия для детей. Том 18 ЗАО Детское издательство «Аванта +» 2001, стр 470-485
5. Т.М. Амбушева, Л.М.Серёгина «Литература 5-6 классы Конспекты уроков» Волгоград, издательство «Учитель» 2007 г. Стр 240-245, 284-293
6. О.А.Ерёмина «Поурочное планирование по литературе 5 класс» Издательство «Экзамен», Москва, 2003 г. Стр 208-217
7.http://www.google.com/search?ie=UTF8&oe=UTF8&sourceid=navclient&gfns=1&q=%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8
Слайд 16Приложение 1
Анкета 1 для учащихся 6,7 класса.
1.В какой семье ты
воспитываешься: полной, неполной?
2. Считаешь ли ты, что семья важна при воспитании ребёнка? (Да. Нет.)
3. Какие ценности может привить семья ребёнку? Из данных слов выберите те, которые считаются важными (Доброта, лживость, уважение к ближнему, милосердие, зависть, сострадание, ненависть, правдивость, скупость, бескорыстие).
4. Если ребёнок совершил плохой поступок, есть ли в этом вина семьи? (Да. Нет).
5. Когда ты станешь взрослым, какие ценности будешь воспитывать в своих детях? (Доброта, лживость, уважение к ближнему, милосердие, зависть, сострадание, ненависть, правдивость, скупость, бескорыстие)
6. Какую семью, по-твоему, можно назвать счастливой? Выбери нужные ответы.
(Семья, в которой царит уважение.
Семья, в которой царит взаимопонимание.
Семья, в которой царит любовь.
Семья, в которой материальное положение стоит на первом месте.
Семья, в которой на первом месте авторитет главы семьи.)
Слайд 17Результаты первой анкеты показали:
Слайд 18Анкета 2 для учащихся 8 класса.
1. Помогают ли литературные произведения, которые
ты изучаешь в школе, прививать семейные ценности? (Да. Нет.)
2.Считаешь ли ты, что семья важна при воспитании ребёнка? (Да. Нет)
3. Какие ценности может привить семья ребёнку? Из данных слов выберите те, которые считаются важными (Доброта, лживость, уважение к ближнему, милосердие, зависть, сострадание, ненависть, правдивость, скупость, бескорыстие).
4. Если ребёнок совершил плохой поступок, есть ли в этом вина семьи? (Да. Нет.)
5. Когда ты станешь взрослым, какие ценности будешь воспитывать в своих детях? (Доброта, лживость, уважение к ближнему, милосердие, зависть, сострадание, ненависть, правдивость, скупость, бескорыстие)
6. Какую семью, по-твоему, можно назвать счастливой? Выбери нужные ответы.
(Семья, в которой царит уважение.
Семья, в которой царит взаимопонимание.
Семья, в которой царит любовь.
Семья, в которой материальное положение стоит на первом месте.
Семья, в которой на первом месте авторитет главы семьи.)
Слайд 19Результаты второй анкеты показали:
Слайд 20 Приложение 3
Памятка для родителей
Уважаемые родители! Чаще
показывайте детям, как сильно вы их любите, несмотря ни на что. Как можно больше времени проводите вместе со своими детьми, демонстрируйте им, что вы считаете важным всё то, что они делают. Разговаривайте с ними об их интересах, школе, спорте, друзьях.
Не используйте в общении с детьми такие фразы: «Поймёшь, когда вырастешь…» или «Ты ещё мал, чтобы рассуждать об этом»
В отношениях с детьми чётко определяйте границы, но допускайте некоторую свободу в установленных границах, в рамках правил. Будьте хорошим примером для своих детей. Развивайте в них терпимость к окружающим.
Помогайте детям ставить реальные цели, чтобы они могли достигать их. Оказывайте своим детям поддержку в различных ситуациях. Научите их рационально распределять своё время. Делитесь с ними жизненным опытом, рассказывайте детям историю семьи, чтобы они чувствовали принадлежность к ней.
Обсуждайте возникшую проблему без обвинений в адрес ребёнка, в этом случае он не почувствует давления с вашей стороны и с большей вероятностью согласится искать её адекватное решение.
Избегайте оскорбительных фраз, унижающих ребёнка, это не усиливает вашу позицию, но демонстрирует ваше бессилие. Любите своего ребёнка, ибо родительская любовь решает множество проблем.