Презентация, доклад Формирование навыков исследовательской деятельности

Содержание

Виды нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-исследование, урок - лаборатория, урок - творческий отчет, урок «удивительное рядом», урок-рассказ о писателе, урок-защита исследовательских проектов, урок открытых мыслей, урок-защита идей, урок-ролевая игра,

Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Выполнила
учитель

русского языка и литературы
МБОУ «СШ№9»
города Смоленска
Виноградова Светлана Игоревна

27.9.16

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫВыполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ№9»

Слайд 2Виды нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов:

урок-исследование, урок - лаборатория, урок - творческий отчет, урок «удивительное рядом», урок-рассказ о писателе, урок-защита исследовательских проектов, урок открытых мыслей, урок-защита идей, урок-ролевая игра, урок-семинар, урок «Мой поэт», «Мой герой», урок открытых мыслей, урок-конференция, урок- круглый стол и т. д.

27.9.16

Виды нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов:  урок-исследование, урок - лаборатория, урок

Слайд 3Типы проблемной ситуации: а) с удивлением и

б) с затруднением А) Тема: Правописание существительных с суффиксами –чик, -щик-( 5 класс) - От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов – чик, -щик. Груз камень грузчик каменщик - Суффиксы звучат одинаково, а пишутся по-разному. - Почему так вышло? - Чего мы не знаем?

27.9.16

Типы проблемной ситуации:  а) с удивлением и

Слайд 4Б) Тема: Дефис в наречиях (7 класс) Раскройте скобки. Аргументируйте свой ответ.
Он

(по) прежнему красиво пишет.
(По) прежнему пути иди было легче.
-Смогли выполнить задание?
-Почему не смогли?
-Какие трудности испытали?
-Что нужно для этого сделать?

27.9.16

Б) Тема: Дефис в наречиях (7 класс) Раскройте скобки. Аргументируйте свой ответ. Он (по) прежнему красиво пишет.(По)

Слайд 5Побуждающий диалог. Учитель предлагает ученикам на доске и в тетради записать

слова.

З[а/о]ря
Зарево
Зорька
- Посмотрите на запись. Вас что-то удивляет? (Осознание затруднения).
- Какие вопросы у вас возникают?
УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА:
-Как называется орфограмма и как правильно писать слова в этом случае?
РЕШЕНИЕ:
-Это слова с чередующимися гласными; правило написания слов с чередованием гласных а–о в корне зар –зор.

27.9.16

Побуждающий диалог.  Учитель предлагает ученикам на доске и в тетради записать слова.   З[а/о]ряЗаревоЗорька -

Слайд 6Активное формирование исследовательских навыков наблюдается  во время проведения игр-исследований
Игра «4-ое лишнее»

Повторение изученного.
5 класс
Задание: из перечня слов выбрать лишнее, объяснить свой выбор.
здоровье, здравствуй, здание, сбежал;
нарвал, предъявил, рассеянный, перестройка;
прибежал, прервал, приморский, присел;
прекрасный, пришить, преинтересный, пресекал

27.9.16

Активное формирование исследовательских навыков наблюдается  во время проведения игр-исследований Игра «4-ое лишнее» Повторение изученного. 5 классЗадание: из

Слайд 7Выборочный диктант
 6 класс. Образование прилагательных с помощью суффиксов –к-, -ск-
Задание: записать, найти

в словах изученные орфограммы прилагательных и объяснить их
   Старый и ветхий ткацкий станок стоял возле дровяного сарая. За него просили просто грошовую цену. Единственный, кто заинтересовался станком, был Егор Кузьмич. Но возле сарая зачем-то привязали соседскую собачку Жучку. Она то бросалась с яростным лаем, то жалобно скулила. Небо было серое, мышиное. Дул ветер. Ситцевая рубаха и матросская бескозырка не спасали старика от холода.

27.9.16

Выборочный диктант 6 класс. Образование прилагательных с помощью суффиксов –к-, -ск-Задание: записать, найти в словах изученные орфограммы прилагательных и

Слайд 8Развитию критического мышления учащихся способствует такая форма работы на уроке, как

редактирование

7класс. Деепричастие в тексте
Задание: найди в предложении ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов. В чем причина этих ошибок?
1.Очутившись в темноте, на меня пахнуло холодом и сыростью. 2.Добравшись до берега, было еще темно. 3.Сергей заканчивал текст своего доклада по истории и обращая внимания на позднее время. 4.Расставляя в квартире новую мебель, в ней было уютно и светло.

27.9.16

Развитию критического мышления учащихся способствует такая форма работы на уроке, как редактирование 7класс. Деепричастие в текстеЗадание: найди

Слайд 9На каждом уроке для объяснения нового материала необходимо использовать мини-исследование.
Например:

Раздельное написание НЕ с деепричастиями. 7 класс.
Задание: вспомни, как пишется НЕ с глаголами. Сопоставь написание НЕ с глаголами и образованными от них деепричастиями. Сделай вывод.
Не торопиться – не торопясь
Не называть – не называя
Негодовать – негодуя

27.9.16

На каждом уроке для объяснения нового материала необходимо использовать мини-исследование. Например: Раздельное написание НЕ с деепричастиями. 7

Слайд 10Результативными являются следующие формы работы:
«Разгадываем тайну слова».

«Внимание: эксперимент».

«Предмет как проблема».

27.9.16

Результативными являются следующие формы работы:  «Разгадываем тайну слова». «Внимание: эксперимент». «Предмет как проблема».27.9.16

Слайд 11Эффективным средством, формирующим исследовательские умения обучающихся и позволяющим раскрыться каждому ученику,

является работа в группах.

Группа 1 – историки - исследователи (работают с творческой историей произведения, авторским замыслом, прототипом героя)
Группа 2 – географы – исследователи (рассказывают о месте, где мог бы расположиться выдуманный Д. Дефо остров)
Группа 3 – творцы (готовят сжатый пересказ главы текста из учебника)
Группа 4 – литературоведы (составляют викторину по произведению)
Группа 5 – корректоры (исправляют ошибки, связанные с неверно использованной информацией, задают вопросы по ходу выступления обучающихся)

27.9.16

Эффективным средством, формирующим исследовательские умения обучающихся и позволяющим раскрыться каждому ученику, является работа в группах. Группа 1

Слайд 12Творческая лаборатория «Изобретение метафор»
-Объект – дождь
-С чем его можно сравнить? (водопад,

капель, душ, слезы)
-Соедините сравнение с местом происходящего действия («слезы неба», «водопад туч», «капель небосклона», «божий душ», «небесная роса», «небесные слезы»)
Какие из метафор более поэтичны?
Составьте предложения или небольшой текст, используя метафоры.

27.9.16

Творческая лаборатория «Изобретение метафор»-Объект – дождь-С чем его можно сравнить? (водопад, капель, душ, слезы) -Соедините сравнение с

Слайд 13Итоговой работой в 5-9 классах могут стать проекты:
«Памятник любимому писателю или

герою», «Пугачёв – народный герой или кровожадный самозванец?», «Почему несчастны «лишние люди»?», «Победитель и побеждённый в поэме А. Пушкина «Медный всадник», «Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», «Образ русского офицера в романах «Герой нашего времени» и «Капитанская дочка», «Чичиков: делец – приобретатель или человек новой формации?»

27.9.16

Итоговой работой в 5-9 классах могут стать проекты:«Памятник любимому писателю или герою», «Пугачёв – народный герой или

Слайд 14Исследовательская деятельность – мудрый педагог – воспитывает личность, развивает память и

наблюдательность, точность и тонкость мышления, а главное, способность к рефлексии, без которой, по словам Сократа, невозможно познать самого себя как часть нашего мира.

27.9.16

Исследовательская деятельность – мудрый педагог – воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления, а

Слайд 15Литература
Ионин Г.Н. Школьное литературоведение: Учебное пособие к спецкурсу. - Л., 1986.
Качурин

М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.
Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. - М., 1981.
Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. Народное образование. № 10. 1999.
Лернер И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С. Р. – М., 1969.
Мадер Р.Д. Первые шаги в научном поиске // Литература в школе. – 1981. – № 12.
Московкина И. И. Урок-исследование. Специалист 1999, № 7
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.
 
 

27.9.16

ЛитератураИонин Г.Н. Школьное литературоведение: Учебное пособие к спецкурсу. - Л., 1986.Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть