Презентация, доклад Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы

Содержание

Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. «Метапредметы – это не заумно и не страшно. Этому можно достаточно быстро научиться». Нина Громыко (к.ф. н.,

Слайд 1Формирование
метапредметных УУД
на уроках русского языка
и литературы
Автор:
Тарасенко Светлана Ефимовна,
учитель

русского языка и литературы
МБОУ «ДСОШ №3»

Добрянка 2016

Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературыАвтор:Тарасенко Светлана Ефимовна,учитель русского языка и литературыМБОУ «ДСОШ №3»Добрянка

Слайд 2Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
«Метапредметы


– это не заумно и не страшно. Этому можно достаточно быстро научиться».

Нина Громыко (к.ф. н., разработчик метапредметного подхода)
Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. «Метапредметы – это не заумно и не

Слайд 3Групповые
формы работы

Групповые формы работы

Слайд 4Групповые формы работы формируют следующие метапредметные УУД:

логическое и критическое мышление


школьников;
навык организации своих мыслей;
навыки устной речи;
навыки риторики;
эмпатию и толерантность;
уверенность в себе;
способность работать в команде;
способность концентрироваться на сути
проблемы;
навыки сотрудничества;
манеры при публичном выступлении.

Групповые формы работы формируют следующие метапредметные УУД: логическое и критическое мышление  школьников; навык организации своих мыслей;

Слайд 5Технологический процесс
групповой работы на уроках

Технологический процесс групповой работы на уроках

Слайд 61. Знакомство с правилами
работы в группах
Критикуй идеи, но не

человека.
Поощряй участие каждого в обсуждении.
Выслушай мнение каждого, даже если ты
не согласен с ним.
Стремись понять точку зрения других.
Перескажи мысль другого, если она тебе не ясна.
Сначала объяви все вопросы, потом их разбирай.
Ищи рациональное в высказываниях других.
1. Знакомство с правилами работы в группах Критикуй идеи, но не человека. Поощряй участие каждого в обсуждении.

Слайд 82. Объединение в группы
Лучше делить класс на группы по четыре-пять

человек.
Желательно поместить в одну группу разнополых детей.
Надо учесть не только успеваемость, но и характер
взаимоотношений учащихся, их симпатии или антипатии,
мотивы межличностных предпочтений, готовность
к сотрудничеству.
Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того,
чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли
реализоваться учебные возможности каждого члена группы,
в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Для организации рабочего места парты сдвигаются так, чтобы
могли вместе работать по 4-5 человек и чтобы отделить одну
группу от другой.

2. Объединение в группы Лучше делить класс на группы по четыре-пять человек. Желательно поместить в одну группу

Слайд 9 По решению учителя. Можно выровнять группы по силе учеников, в

них входящих.
По знакам Зодиака. Необычное решение, обычно впечатляющее учеников; неожиданные сочетания учеников.
По набору лидеров (первым по рейтингу 5–7 ученикам предоставляется право набрать себе группы).
По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит – критик – генератор идей).

Способы формирования группы

По решению учителя. Можно выровнять группы по силе учеников, в них входящих. По знакам Зодиака. Необычное

Слайд 103. Распределение ролей
Координатор (его задача в данном виде работы –

выслушать мнения членов группы, распределить
обязанности, организовать и направлять работу
группы).
Секретарь (записывает результаты работы).
Оратор (представляет итог работы группы).
Хранитель времени (следит за временем
выполнения задания).
Критик (ищет слабые стороны и критикует).
Художник (если это необходимо).
3. Распределение ролей Координатор (его задача в данном виде работы – выслушать мнения членов группы, распределить

Слайд 114. Подготовка
к выполнению задания
постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

инструктаж

о последовательности работы;

раздача дидактического материала по группам.

Каждая группа в зависимости от количества членов и уровня их подготовки получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное).  Каждой группе даётся набор учебных материалов для работы, где указаны цель задания, перечень литературы и материалов, которыми должны пользоваться ученики, порядок выполнения задания - какую часть задания выполняют индивидуально, какую - коллективно, перечень контрольных вопросов для самопроверки.
4. Подготовка к выполнению задания постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); инструктаж о последовательности работы; раздача дидактического материала

Слайд 125. Групповая работа
знакомство с материалом, планирование работы
в

группе;
распределение заданий внутри группы;
индивидуальное выполнение задания;
обсуждение индивидуальных результатов работы
в группе;
обсуждение общего задания группы (замечания,
дополнения, уточнения, обобщения);
подведение итогов группового задания.

Задача учителя - фиксировать работу каждого ученика.
5. Групповая работа знакомство с материалом, планирование работы  в группе; распределение заданий внутри группы; индивидуальное выполнение

Слайд 136. Заключительная часть
сообщение о результатах работы в группах;
анализ познавательной

задачи, рефлексия;
общий вывод о групповой работе и достижении
поставленной задачи;
дополнительная информация учителя для группы.
6. Заключительная часть сообщение о результатах работы в группах; анализ познавательной задачи, рефлексия; общий вывод о групповой

Слайд 14Из опыта работы

Из опыта работы

Слайд 151. Составление плана сочинения.
2. Комплексный анализ текста.
3. Подготовка публичного

выступления.
4. Выпуск литературного журнала.
5. Решение олимпиадных и
конкурсных заданий.
6. Зачетные работы.
7. Решение литературных и
лингвистических кроссвордов,
викторин, тестов.
8. Творческая мастерская.
9. Пятиминутки.
10. Игровые формы.
1. Составление плана сочинения.2. Комплексный анализ текста.3. Подготовка публичного   выступления.4. Выпуск литературного журнала.5. Решение олимпиадных

Слайд 16Данилушка и сила нечистая

Как во славной сети Интернетушке
Поселилась сила да нечистая.
И

задумала эта силушка нечистая
Думу черную-пречерную, нехорошую.
Захотела эта силушка поганая
Заразить всех людей в Интернетушке
Страшным вирусом дикой злобушки.
А тем временем в одном городе,
Что стоит на реченьке Камушке
Да зовется именем милым Добрянушка,
Жил прекрасный богатырь Данилушка.
Славен был наш Данилушка силою,
Да не простой силою, а компьютерною.
Встал Данилушка грудью крепкою
На защитушку Интернетушки.
И разбил он силушку нечистую,
Разгадал секретный код доступа
Да разрушил вирус лютой злобушки.
Возликовали люди добрые,
Стали славу петь все Данилушке.
Данилушка и сила нечистаяКак во славной сети ИнтернетушкеПоселилась сила да нечистая.И задумала эта силушка нечистаяДуму черную-пречерную, нехорошую.Захотела

Слайд 17В школу утром я пошла,
Удивилась: «Ну, дела!»
На деревьях пляшут куры,
По воде

плывет петух,
А в кустах сидит богатый
Новый русский Вини Пух!
В школу утром я пошла,Удивилась: «Ну, дела!»На деревьях пляшут куры,По воде плывет петух,А в кустах сидит богатыйНовый

Слайд 18Сочинение стихотворения
по содержанию изученного произведения

Два генерала спокойненько спали,
Вдруг на остров

они попали.
Нечего пить, нечего есть,
Решили они друг друга съесть.
Но, к счастью, этого не случилось,
И, чтобы в их жизни всё получилось,
Тут же решили быстро они,
Что мужика надо срочно найти.
За день весь остров они обошли,
Под деревом спящего мужика нашли:
- Ах, лежебока, быстро вставай,
Сытно корми нас и угощай.
Тут же мужик проснулся, вскочил,
Рябчика поймал, суп им сварил.
Лодку построил и пухом устлал,
Генералов пристроил, на весла встал.
Довез их до дома, кухаркам отдал,
Ах, бедный мужик, почему ты не убежал?

Стихотворение по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сочинение стихотворения по содержанию изученного произведенияДва генерала спокойненько спали,Вдруг на остров они попали.Нечего пить, нечего есть,Решили они

Слайд 19
Настя и Митраша - хорошие дети.
Они умеют делать всё на белом

свете.
И только однажды они поругались,
Разошлись по болоту и потерялись.
И сразу беда их настигла в лесу:
Настя увидела злую змею,
Митраша в трясину тут же попал
И, если б не Травка, конечно б, пропал.
Поняли дети, что надо жить дружно,
Ладить друг с другом поэтому нужно.
С этого времени и навсегда
Дом стороной обходила беда.

Стихотворение
по сказке-были
М.М. Пришвина
«Кладовая солнца»

Настя и Митраша - хорошие дети.Они умеют делать всё на белом свете.И только однажды они поругались,Разошлись по

Слайд 20Игорь къ Дону вои ведетъ! Уже бо бЪды его пасетъ птиць

по дубию; влъци грозу въсрожатъ по яругамъ; орли клектомъ на кости звЪри зовутъ; лисици брешутъ на чръленыя щиты. О Русская земле! Уже за шеломянемъ еси! Длъго ночь мръкнетъ. Заря свЪтъ запала, мъгла поля покрыла. Щекот славий успе; говоръ галичь убуди. Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себЪ чти, а князю - славы. (Игорь к Дону воинов ведет. Уже несчастий его подстерегают птицы по дубам; волки грозу подымают по оврагам; орлы клектом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты. О Русская земля! уже ты за холмом! Долго ночь меркнет. Заря свет уронила, мгла поля покрыла. Щекот соловьиный уснул; говор галок пробудился. Русичи великие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю - славы).

Перевод отрывка
из «Слова о полку Игореве» с древнерусского языка на современный литературный

Игорь къ Дону вои ведетъ! Уже бо бЪды его пасетъ птиць по дубию; влъци грозу въсрожатъ по

Слайд 21Пятиминутки
характеристика литературного героя
(плюсы и минусы);
визитка автора или

произведения;
ответ на трудный вопрос учебника;
вопросы для интервью с героем
произведения;
вспомним правило и приведем примеры;
лингвистические разминки.
Пятиминуткихарактеристика литературного героя  (плюсы и минусы); визитка автора или произведения; ответ на трудный вопрос учебника; вопросы

Слайд 22Групповая форма организации работы на уроках позволяет активно включать учащихся в

атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие предмета. Ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, так как в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы.
Таким образом и формируются метапредметные универсальные учебные действия, которые пригодятся ребятам в дальнейшем не только в учебной деятельности, но и в дальнейшей жизни.
Групповая форма организации работы на уроках позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать

Слайд 23Литература
1. Активные формы преподавания литературы. – М.: Наука, 1991. - 175

с. 2. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. – М.: Наука, 1991. – 134 с..
3. Жураковский, В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России. – 2005. - №8. - С. 3-9.
4. Котов, В.В. Организация на уроках коллективной деятельности. – Рязань, 1977. – 115 с. 5. Кочетова, А. Подготовка к коллективной деятельности. // Высшее образование в России. – 2005. - №8. - С. 151-154. 6. Лиймет, Х.Й. Групповая работа на уроках. – М., 1975. - 64 с.
7. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по   русскому языку и литературе: 5-11 классы/ Е.М. Мордес. - Волгоград: Учитель-АСТ,  2002. - 82 с.
8. Турик Л.А., Осипова Н.А. Педагогические технологии в теории и практике / А.Л. Турик, Н.А. Осипова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 118 с. Интернет-источники
Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. / сост. Машуков А.В. - Режим доступа: http://gorono.ozersk.com/teacher/book/benefit/index.php
Климонова Г. Н. Опыт организации групповой работы на уроках. - Режим доступа: http://www.eidos.ru
Гусев А. Как организовать групповую работу на уроке литературы? - Режим доступа: http://www.s-cool.ru

Литература1. Активные формы преподавания литературы. – М.: Наука, 1991. - 175 с. 2. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть