Слайд 1Методический совет
22.01.2015
Взаимодействие в социуме как одно из условий формирования культуры здорового
образа жизни
Слайд 2ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Материал подготовила учитель
русского языка и литературы
Рогожникова Е.В.
Слайд 3«Для того чтобы человек мог соответствовать своей роли венца природы и
выполнять историческую миссию на земле и в космосе, он должен быть здоровым».
И.И. Брехман
Слайд 4Русский язык – серьёзный и сложный предмет.
Учащимся приходится много писать,
а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Слайд 5 Русский язык – богатый язык, он вмещает в себя всю
мудрость
и весь исторический опыт народа.
В нем найдутся крылатые выражения и
поговорки на все случаи жизни.
Их можно объединить в
«Словарь мудрых мыслей».
Слайд 6
“По яблоку в день – и доктор не нужен”.
«В здоровом теле
здоровый дух».
«Отдых – это перемена занятий»,
«Здоровье женщины – здоровье нации».
«Пешком ходить - долго жить».
«Воздух, солнце и вода – три кита здоровья».
«Хороший смех оздоравливает душу».
«Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём».
«Улыбка – лучшая таблетка».
Слайд 7Чтобы формировать ценности здоровья учащихся через содержание уроков целесообразно проводить изложения
и сочинения на темы:
« Что такое здоровье»;
« Что может человек – что могу я?»;
« А мир прекрасен если…»;
« Мое поведение и мое здоровье» и т.д.
Слайд 8На уроках русского языка использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных,
самостоятельных работ тексты, пропагандирующие:
здоровый образ жизни,
спорт, разные его виды,
туризм.
Слайд 9С точки зрения популяризации ЗОЖ и общего развития учащихся эффективны рубрики
урока
«Информация к размышлению» или «Знаете ли вы?»
Знаете ли вы, что русские писатели А.П.Чехов и В. Гиляровский основали в 1882 году «Русское гимнастическое общество»;
Л.Н.Толстой увлекался верховой ездой, коньками, гимнастикой и велоспортом;
английский поэт Д.Г. Байрон, несмотря на хромоту, был великолепным пловцом и т.
Слайд 10Тут важен и сам подбор заданий по определенной тематике, связанной с
укреплением здоровья, спортом.
Например, при изучении темы:
«Стили речи» можно детям предложить такой текст:
.
Слайд 11В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого
тела. Недаром именно здесь зародились олимпийские игры... Это было одно из наиболее почитаемых празднеств Эллады.
Победители олимпийских игр пользовались исключительным почётом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники.
Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счёт государства.
Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами.
Слайд 12фрагмент
урока русского языка в 9 классе.
Слайд 13
Сложноподчинённые предложения
с придаточными определительными
и изъяснительными
Пятнадцатое декабря.
Классная
работа.
Слайд 14Словарный диктант.
Адреналин, адаптация организма, аппендицит, антибиотики, валериана,
вирусы, инфекционные заболевания, грипп, инстинкт, витамины, гемоглобин,
иммунитет, гимнастика.
Слайд 15Укрепляйте свой иммунитет, который обеспечит вашему
организму сопротивляемость,
невосприимчивость
к
инфекционным заболеваниям.
2.
Составьте предложение с несколькими словарными словами
Слайд 16лексико -
орфографическая
работа
–человек с бодрым,
жизнерадостным мироощущением.
оптимизм,
оптимистка,
оптимистический.
оптимист
Слайд 18Оптимист вовсе не тот,
кто никогда не страдал,
а тот, кто
пережил
отчаяние и победил его.
(А. Скрябин).
1.
- тот, кто видит
во всём плохое, неприятное.
пессимизм,
пессимистический
Слайд 20Конструирование предложений.
Предложения появляются на экране, дети заменяют в них причастные
обороты на придаточные определительные.
Слайд 21Девушка, безжалостно замазывающая
природное очарование и свежесть
толстым слоем косметики, напоминает
клоуна на манеже или куклу.
2. Угнетающее впечатление производит
молодой человек, волочащий ноги по
земле, предпочитающий мягкий диван
теннисному корту, футбольному полю,
увлекательному турпоходу.
Конструирование предложений.
Слайд 22
Работа
с лингвистическим
материалом
Слайд 23Схематический диктант.
На экран подаются поочередно предложения, дети их читают, дают характеристику
по плану и составляют схемы этих предложений в тетрадях и на доске.
Слайд 24Схематический диктант.
Утро каждого школьника должно начинаться
с зарядки, которая даёт заряд бодрости
на
весь день.
2. Включите в ваш комплекс утренней гимнас-
тики такие упражнения, которые формируют
правильную осанку.
Слайд 253. Владимир Иванович Даль говорил, что
хорошая осанка – это сочетание
красоты,
стройности, величавости, и приводил посло-
вицу, что «без осанки конь – корова».
Правильная осанка свидетельствует о том,
что человек обладает хорошим здоровьем и
высокой физической активностью.
Слайд 27Перепутались простые предложения в составе СПП.
Распутайте их и запишите правильно.
1
Единственная красота, невозможно лечить её.
2 Чем еда безвкусней, чем болезнь, обворовывающая жизнь.
3 Нет хуже врага и вора, которую я знаю, - это здоровье.
4 Если болезнь не определена, тем она полезней для здоровья.
Слайд 28Проверяем!
Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье.
Г.Гейне.
2. Чем еда безвкусней, тем она полезней для здоровья. А.Лесаж.
3. Нет хуже врага и вора, чем болезнь, обворовывающая жизнь.
«Зерцало мудрости»
4. Если болезнь не определена, невозможно лечить её. Самарканди
Слайд 29В конце урока целесообразно попрощаться с учениками стихотворение С.Я. Маршака
« Пожелание друзьям».
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце добрым будет.
Слайд 30В своей работе часто использую ИКТ,
так как научные исследования утверждают,
что визуальная (зрительная) среда оказывает значительное влияние на психическое
и физическое здоровье человека.
И еще доподлинно известно, что человек усваивает:
10% того, что слышит,
50% того, что видит,
70% того, что проговаривает,
90% того, что делает сам.
Слайд 31Здоровье подрастающего человека – это одна из главных проблем современной школы
и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения может внести каждый учитель.