Презентация, доклад Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в 5 классе

Содержание

Актуальность Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить детей учиться самостоятельно и в сотрудничестве». Актуальность данной работы определяется тем, что сформированность

Слайд 1«Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в 5 классе »








«Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в 5 классе »

Слайд 2 Актуальность
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности

универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить детей учиться самостоятельно и в сотрудничестве».
Актуальность данной работы определяется тем, что сформированность коммуникативных УУД является основой достижения метапредметных результатов, на что и ориентированы новые федеральные стандарты основного общего образования.
Актуальность   Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию

Слайд 3 Цель:
- разработать систему заданий, направленных на формирование коммуникативных

УУД на уроках русского языка;
Задачи:
- изучить и проанализировать нормативно-методическую литературу по теме проекта;
- разработать дидактический материал для реализации разных видов деятельности по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка в 5 классе.
Цель:  - разработать систему заданий, направленных на формирование коммуникативных УУД

Слайд 4 Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной

и письменной коммуникации:

получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации:  получать необходимую

Слайд 5
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем

и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка, современных средств коммуникации.
К коммуникативным действиям относятся:- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций

Слайд 6Два взаимосвязанных направления развития коммуникативных универсальных учебных действий:
Формирование коммуникативных УУД
Общение

и взаимодействие
(дискуссия)

Организация общения в паре или группе

Два взаимосвязанных направления развития коммуникативных универсальных учебных действий: Формирование коммуникативных УУДОбщение и взаимодействие(дискуссия)Организация общения в паре или

Слайд 7 Учебный процесс строится на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик.

Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика.

Методы, ориентированные на устную коммуникацию
Все виды пересказа 
Все формы учебного монолога и диалога 
Доклады и сообщения 
Ролевые и деловые игры 
Учебные исследования и учебные проекты
Обсуждение, дискуссия, диспут 
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию
Сочинения и изложения 
Сообщения 
Доклады
Письма

Учебный процесс строится на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение

Слайд 8 Работа в группах
деление класса на группы для решения конкретных учебных задач

в течение данного урока


задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы


каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя

состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Работа в группахделение класса на группы для решения конкретных учебных задач в течение данного уроказадания в

Слайд 9Задание №1. Формирование коммуникативных УУД на примере групповой работы по

теме «Описание предмета»

1). Красивые чёрные лаковые подносы, расписанные яркими цветами, можно увидеть в России чуть ли не в каждом доме. Особо ценятся подносы, которые производятся в селе Жостово, недалеко от Москвы.
Начало этому промыслу 200 лет назад положили братья Вишняковы. Они основали мастерскую, где стали расписывать металлические подносы, используя народные рисунки.
2). В нашем доме на стене в кухне висит красивый жостовский поднос. Он — чёрный, покрытый лаком. По краю подноса извивается тонкая золотая линия. А посередине словно расцвёл красными, белыми, синими, жёлтыми цветами вперемежку с зелёными листьями и травами изумительный букет.
Мне очень нравится этот поднос, его подарила нам моя бабушка.
 

Задание №1. Формирование коммуникативных УУД  на примере групповой работы по теме «Описание предмета»  1). Красивые

Слайд 101. Делим класс на группы.
2. Знакомимся с текстами.
3. Задания группам.
1 группа.

Определите стиль текстов и тип речи. Обоснуйте свой выбор.
2 группа. Что описывается в текстах? О каких признаках предмета говорится во втором тексте?
3 группа. Какое из этих описаний вы могли бы прочитать в книге про народные промыслы? В каком описании автор выражает своё отношение к предмету?
4 группа. Какие ещё народные промыслы вы знаете?
4. Обсуждение выполненных заданий, дополнение друг друга.
 

1. Делим класс на группы.2. Знакомимся с текстами.3. Задания группам.1 группа. Определите стиль текстов и тип речи.

Слайд 115. Раздаём задания группам:
1 группа: Выпишите слова с проверяемыми и

непроверяемыми гласными в корне слова. Объясните их написание.
2 группа: Выпишите слова с непроизносимыми , проверяемыми и удвоенными согласными в корне слова.
3 группа: Выпишите предложения с однородными членами.
4 группа: Выпишите сложное предложение.
6. Обсуждение выполненных заданий, дополнение друг друга.

5. Раздаём задания  группам:1 группа: Выпишите слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне слова. Объясните

Слайд 12 1. Делим класс на 4 группы.
2. Раздаём задания (идентичные).
1. Выразительно

прочитайте и сравните два текста, найдите тот, который представляет собой описание.


Задание №2.

1). В один из неуютных дождливых вечеров задумчивый кот взобрался на радиоприёмник! Лёг и стал слушать музыку. Он медленно приоткрывал и открывал свои прекрасные громадные глаза, и вся его морда с точёным носом и пышными бакенбардами выражала углублённость.

2). Есть у меня кот – серый в чёрных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот Уши у него круглые. На каждой лапе по пяти кривых когтей. Да зубы как иголки острые.

1. Делим класс на 4 группы.2. Раздаём задания (идентичные).1. Выразительно прочитайте и сравните два текста, найдите

Слайд 132. Является ли описанием предмета такой текст:
.
«У меня замечательный

щенок! Просто чудо! Я его очень люблю!»?

Сообщено ли в тексте о признаках предмета или только дана оценка?

2. Является ли описанием предмета такой текст: . «У меня замечательный щенок! Просто чудо! Я его очень

Слайд 14.
3. Чем неудачны отрывки из сочинений-описаний на тему «Моя любимая вещь»?
1)

Моя любимая вещь – лыжи. Они коричневые. Их длина 2 метра.

2) Моя любимая вещь – коньки. Они предназначены для катания. Коньки сделаны из стали. Они хорошо наточены.

.3. Чем неудачны отрывки из сочинений-описаний на тему «Моя любимая вещь»?1) Моя любимая вещь – лыжи. Они

Слайд 151. «Разложи по полочкам» - определить происхождение фразеологизмов, заполняя таблицу, обратить

внимание на тематическое содержание фразеологизмов ( попытка тематической классификации).


Перейти в наступление, позолотить пилюлю, сорвать маску, играть первую скрипку, через час по чайной ложке, понюхать пороху, встретить в штыки, поставить диагноз, переменить декорации, сойти со сцены, дать бой, выкурить трубку мира, в здоровом теле здоровый дух, попасть в двойные клещи, сложить головы, попасть в котел, на два фронта, надеть маску, тихой сапой.

Задание №3. Работа в парах.

1. «Разложи по полочкам» - определить происхождение фразеологизмов, заполняя таблицу, обратить внимание на тематическое содержание фразеологизмов (

Слайд 16Коптить небо, сжечь корабли, попасть в переплет, ума палата, прикусить язык,

собаку съел, язык без костей, и чтец, и жнец, и на дуде игрец.
Каждая команда работает над отдельной тематической группой фразеологизмов:
-выясняет их происхождение,
-поясняет значение,
-подбирает синонимичные фразеологизмы, --
-иллюстрирует любые три устойчивых выражения так, если бы они были поняты в буквальном смысле.

2. «Одно слово» - заменить фразеологизм словом-синонимом.

Коптить небо, сжечь корабли, попасть в переплет, ума палата, прикусить язык, собаку съел, язык без костей, и

Слайд 17Мозговой штурм 
Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или

вопросу.
Группа учеников обсуждает несколько минут проблему, формулирует коллективное мнение, делегирует одного участника для его представления классу.
Задание №4. При изучении темы «Язык и человек» можно организовать мозговой штурм по вопросам:
- Как вы понимаете эпиграф к теме «Язык и общение» (высказывание И.С.Тургенева) : «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык?
- Каково значение языка в жизни людей?
Мозговой штурм  Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Группа учеников обсуждает несколько минут

Слайд 18Проектная и исследовательская деятельность
Проектная и исследовательская деятельность – необходимое условие

компетентностного подхода и действенное средство формирования коммуникативных УУД.
Задание №5.
Проект или исследование не обязательно может быть долгосрочным. Проект может быть реализован в рамках одного или двух-трёх уроков: написание сочинения или изложения, творческая работа по материалу изучаемой темы, научное высказывание-обобщение по материалу нескольких параграфов, лингвистическое исследование и т.п. Такие виды работы вполне под силу пятиклассникам.

Проектная и исследовательская деятельность Проектная и исследовательская деятельность – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования

Слайд 19 Задание № 6. Работая в парах, составить синквейн (после изучения

темы «Описание природы»).

Природа.
Удивительная, красивая.
Окружает, бережется, сохраняется.
Естественная среда обитания человека.
Человек.

Задание № 6. Работая в парах, составить синквейн (после изучения темы «Описание природы»).Природа.Удивительная, красивая.Окружает, бережется, сохраняется.

Слайд 20Дискуссия
Дискуссия – одно из средств формирования коммуникативных УУД школьников.
Задание №

7. Фрагмент урока по теме «Правописание О-Е после шипящих в окончаниях имён существительных»
(Ученики знают уже о правописании о-ё после шипящих в корне слова.)
В начале урока записываем предложение, в котором есть слово врачом, объясняем орфограммы.
(Операция была проведена опытным врач..м.)
Завязывается дискуссия: Какую букву писать в слове ВРАЧ..М? Всё-таки приходят к выводу, что надо писать О, но ПОЧЕМУ? Наверное, это словарное слово. А может, другое правило?

ДискуссияДискуссия – одно из средств формирования коммуникативных УУД школьников. Задание № 7. Фрагмент урока по теме «Правописание

Слайд 21Прогнозируемый результат
В результате работы обучающиеся научатся:
-аргументировать свою точку зрения, спорить

и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-владеть устной и письменной речью;
-строить монологическое контекстное высказывание;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
-планировать общие способы работы.

Прогнозируемый результатВ результате работы обучающиеся научатся: -аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным

Слайд 22Вывод
Таким образом, мы разработали систему заданий, способствующих формированию коммуникативных УУД. Они

обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

ВыводТаким образом, мы разработали систему заданий, способствующих формированию коммуникативных УУД. Они обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции

Слайд 23Используемая литература и Интернет-ресурсы
1.Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций.

В 2 ч. Ч. 1 /Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский/. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 191с.
2. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 2 /Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский/. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.
3. http://window.edu.ru- Новый стандарт общего образования
4. http://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htm - Образовательные ресурсы Интернета. Русский язык
5 . http://rus.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Русский язык" /методические материалы/
6. http://qps.ru/5qySb - Средства формирования коммуникативных УУД у учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы
7. http://qps.ru/vw52a Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения: Примерная программа основного общего образования
8. http://qps.ru/QEuXL А.Г. Асмолов ФГОС – «конституция» развития школы
9.http://qps.ru/6y39w Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования
 

Используемая литература и Интернет-ресурсы 1.Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть