Презентация, доклад Формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка

Содержание

Понятие «Универсальные учебные действия» (УУД)В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.В более узком значении этот термин можно определить

Слайд 1Формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка
Учитель начальных классов МАОУ

– Лопушская СОШ имени Н.М.Грибачева Барабанова Екатерина Яковлевна
Формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языкаУчитель начальных классов МАОУ – Лопушская СОШ имени Н.М.Грибачева Барабанова

Слайд 2Понятие «Универсальные учебные действия» (УУД)
В широком значении термин «Универсальные учебные действия»

означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Понятие «Универсальные учебные действия» (УУД)В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика

Слайд 3Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих

ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
личностный;
регулятивный;
познавательный;
коммуникативный.
Виды универсальных учебных действийВ составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить

Слайд 4Главная задача современного образования
Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к

жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Проблема современного образования:
Как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни?

Главная задача современного образованияРаскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.Проблема современного

Слайд 5Коммуникативные действия
Коммуникативные действия обеспечивают:
социальную компетентность и учет позиции других людей,

партнеров по общению и деятельности;
умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные действияКоммуникативные действия обеспечивают: социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению и деятельности; умение

Слайд 6К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –

определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов;
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализации;
управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, современных средств коммуникации.
К коммуникативным действиям относятся:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Слайд 7Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языкА
Особая роль в формировании

коммуникативных УУД отводится предмету «Русский язык»: обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит  умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.    
Формирование  коммуникативных УУД на уроках русского языкАОсобая роль в формировании коммуникативных УУД отводится предмету  «Русский

Слайд 8 Коммуникация –процесс передачи информации от одного человека (трансмиттера) к другому

(приемнику) с целью сообщения определенного смысла;

Общение –процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.


Коммуникация –процесс передачи информации от одного человека (трансмиттера) к другому (приемнику) с целью сообщения определенного смысла;Общение

Слайд 9Среди наиболее важных и широких умений относящихся к сфере коммуникативных действий

относятся:
общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
работа в группе (команде), т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Среди наиболее важных и широких умений относящихся к сфере коммуникативных действий относятся: общение и взаимодействие (коммуникация), т. е.

Слайд 10Принципы коммуникативной направленности обучения:
речевая направленность (обучение через общение);
функциональность (выполнение коммуникативных задач:

дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);
ситуативность (ролевая организация учебного процесса);
новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения,   речевого партнёра, условий общения);
принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.
личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).

Принципы коммуникативной направленности обучения:речевая направленность (обучение через общение);функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют,

Слайд 11коммуникативные УУД обеспечивают:
социальную компетентность и учет позиции других людей;
умение слушать, принимать

чужую точку зрения и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, сотрудничество;
способность договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявлять доброжелательное внимание к окружающим.

коммуникативные УУД обеспечивают:социальную компетентность и учет позиции других людей;умение слушать, принимать чужую точку зрения и вступать в

Слайд 12Условия формирования УУД
Первостепенная задача учителя - создавать условия для формирования УУД

на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными, понять, какова роль учителя и ученика на каждом этапе урока, продумывать систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД.
Условия формирования УУДПервостепенная задача учителя - создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить,

Слайд 13Формы и методы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на

уроках русского языка

обучение созданию текстов определённых жанров: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т. д.
общение авторов с ребёнком через письменный текст;
систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье;
организация партнёрства, делового сотрудничества детей при выполнении различных заданий.

Формы и методы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языкаобучение созданию текстов определённых

Слайд 14 Методы, ориентированные на устную коммуникацию
Все виды пересказа 
Все формы учебного монолога

и диалога 
Доклады и сообщения 
Ролевые и деловые игры 
Учебные исследования и учебные проекты
Обсуждение, дискуссия, диспут 

Методы, ориентированные на устную коммуникацию Все виды пересказа Все формы учебного монолога и диалога Доклады и

Слайд 15Методы, ориентированные на письменную коммуникацию
Сочинения и изложения 
Сообщения 
Доклады
Письма
 

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию Сочинения и изложения Сообщения ДокладыПисьма 

Слайд 16Виды письменных работ
творческое списывание
Подобрать пропущенные слова, провести орфографический разбор, затем списать

текст.
Например: Наступила...осень. Выпал ... снег. Он покрыл... землю, деревья, крыши домов (и т.д.).

Виды письменных работтворческое списываниеПодобрать пропущенные слова, провести орфографический разбор, затем списать текст. Например: Наступила...осень. Выпал ... снег.

Слайд 17Виды письменных работ
Творческий диктант
Текст воспринимают на слух, затем пишут, вставляя

буквы, слова:

Было… (жаркое, тёплое) лето. Собака бежала по …(зелёному, пёстрому) лугу. Вдруг в …(высокой, сочной) траве она увидела (маленьких, слабых) зайчат, (и т.д.) (Слова в скобках - дети подбирают сами).

Виды письменных работТворческий диктант Текст воспринимают на слух, затем пишут, вставляя буквы, слова:Было… (жаркое, тёплое) лето. Собака

Слайд 18Виды письменных работ
свободный диктант

Он способствует развитию умения уловить ход мыслей автора,

запомнить их последовательность и связь. Для свободного диктанта необходим сюжетный текст.


Виды письменных работсвободный диктантОн способствует развитию умения уловить ход мыслей автора, запомнить их последовательность и связь. Для

Слайд 19Виды письменных работ
изложение и сочинение
Преимущества выборочного изложения можно сформировать следующим образом:
1.

учащимся предоставляется возможность сосредоточить внимание на той части текста, которая на данном этапе обучения наиболее интересна (описание природы, человека, обстановки);
2. значительная экономия времени, т.к. воспроизводится не весь текст.

Виды письменных работизложение и сочинениеПреимущества выборочного изложения можно сформировать следующим образом:1. учащимся предоставляется возможность сосредоточить внимание на

Слайд 20Этапы работы над сочинением
1. Создание речевой ситуации.
Цель -

создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдения, обсуждение задач и условий ситуации;
2. Предварительная подготовка.
Цель - создать базу для последующей работы. Подготовка, как правило, рассредоточена во времени, проводится на уроках не только русского языка, но и чтения, природоведения, труда, рисования. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию средств.
3. Написание сочинения.
Как показали результаты, создание речевой ситуации как отдельного этапа и включение его непосредственно в подготовку к сочинению приводит к заинтересованности учащихся в написании сочинения, неравнодушному отношению к собственному словесному творчеству.
Этапы работы над сочинением1.  Создание речевой ситуации.  Цель - создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя,

Слайд 21Для формирования орфографического письма
упражнения - списывания
диктанты различных видов
(орфографический,

объяснительный, предупредительный,выборочный, распределительный,творческий, выборочный)
письмо по памяти;
использование перфокарт, сигнальных карточек;
письмо с проговариванием
“орфографические пятиминутки” и “минутки чистописания”;







Для формирования орфографического письмаупражнения - списываниядиктанты различных видов  (орфографический, объяснительный, предупредительный,выборочный, распределительный,творческий, выборочный)письмо по памяти;использование перфокарт,

Слайд 22Для формирования орфографического письма
контрольное списывание;
словарно-орфографическая работа “По следам ошибок”;
различные виды работ

с взаимопроверкой и самопроверкой;
комментированное письмо;
буквенные и цифровые диктанты;
проведение работ над ошибками, где формируется умение классифицировать орфограммы.

Для формирования орфографического письмаконтрольное списывание;словарно-орфографическая работа “По следам ошибок”;различные виды работ с взаимопроверкой и самопроверкой;комментированное письмо;буквенные и

Слайд 23Упражнения « Орфограммы в загадках» ЖИ – ШИ

Парные согласные

Сами крошки, Хозяин лесной Боятся кошки: Просыпается весной. Под полом живут А зимой под вьюжный вой Туда всё несут. Спит в избушке снеговой. (мыши) (медведь)

Упражнения « Орфограммы в загадках»   ЖИ – ШИ

Слайд 24принцип какографии
то есть письмо с намеренно допущенными ошибками («Помоги Незнайке»)

Прохожие ропко

ступают по скольским дарошкам).

принцип какографиито есть письмо с намеренно допущенными ошибками («Помоги Незнайке»)Прохожие ропко ступают по скольским дарошкам).

Слайд 25Работа над ошибками
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так:
ру-чей-ки
Напиши

слово, подчеркни орфограмму, придумай и запиши два однокоренных слова.
Делай так:
карандаш, карандашик, карандашная.
Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова на это правило.
Делай так:
огоньки, учитель, морковь.

Работа над ошибкамиРаздели слово на слоги для переноса. Делай так: ру-чей-киНапиши слово, подчеркни орфограмму, придумай и запиши

Слайд 26орфографические запоминалки
Не чудесно, не прекрасно, А ужасно и опасно Букву т писать напрасно Интересно? Вам известно,

как прелестно Букву т писать уместно.
орфографические  запоминалки Не чудесно, не прекрасно,  А ужасно и опасно  Букву т писать напрасно  Интересно?

Слайд 27Виды работ
Показ нужной орфограммы на карточках – сигналах.

Использование орфографического чтения для развития фонематического слуха. Очень полезно после разбора упражнения читать тексты, так, как написаны.
Очень активизируют работу перфокарты.
Использование орографической зоркости практикуется работа в парах
Составление опорных таблиц (кластеров) и памяток учащегося
Виды работ  Показ нужной орфограммы на карточках – сигналах.  Использование орфографического чтения для развития фонематического

Слайд 28Составление кластера

Составление кластера

Слайд 29Дидактические игры
«Шифровальщики»
«Почтальон»
«Поход в гости»
«Скажи по – другому»
«Будь внимательным»

Игра «Скажи быстро!»
У.- Я

буду называть слова с безударной гласной, а вы называйте проверочные слова.
Слова: тропа, гора, трава, стена, поля, холмы, река.

Дидактические игры«Шифровальщики»«Почтальон»«Поход в гости»«Скажи по – другому»«Будь внимательным»Игра «Скажи быстро!»У.- Я буду называть слова с безударной гласной,

Слайд 30Работа в группах, парах
Групповая работа обладает следующими положительными моментами:
возрастает осознание и

понимание нового материала, при этом увеличивается и его объем;
при совместной деятельности быстрее происходит формирование знаний, умений и навыков, чем при фронтальном обучении;
у учащихся повышается познавательная активность, вырабатывается самостоятельность учащихся;
класс становиться более сплоченным;
в ребенке развиваются такие социально важные навыки, как ответственность, внимательность, отзывчивость и так далее;
ребенок начинает осознавать свою потребность в общении с окружающими;
усваивает правила и нормы общения с окружающими людьми;
формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе
Работа в группах, парахГрупповая работа обладает следующими положительными моментами:возрастает осознание и понимание нового материала, при этом увеличивается

Слайд 31правила эффективного взаимодействия в группе
Учителю необходимо оговаривать перед каждым совместном выполнением

заданий правила эффективного взаимодействия
– внимательно слушай своего собеседника;
– учитывай мнение своего собеседника;
– проявляй уважение к чужому мнению, даже если оно ошибочное, тактично поясняй свое мнение, не перебивай.
– При возникновении затруднении обращаемся за помощью к своему товарищу, и наоборот, помогаю своему однокласснику, когда ему это необходимо;
– ответ, который будет включать мнения и одобрение всех членов группы будет являться результатом общей работы группы или пары.
– не забывай, что вместе вы сила;
– вырази благодарность своему товарищу по работе.

Учитель вместе с детьми анализирует полученные результаты, причины возможных неудач и на основе этого составляет эти правила работы в группе, чтобы следующая работа была выполнена максимально быстро и эффективно. Затем эти правила можно закрепить в памятку, которую дети будут повторять каждый раз перед подобной работой
правила эффективного взаимодействия в группеУчителю необходимо оговаривать перед каждым совместном выполнением заданий правила эффективного взаимодействия– внимательно слушай

Слайд 32Алгоритм обучения в парах
1. Нацеливание на то, чему будет посвящено обучение,

как оно будет проходить, какой должен быть получен результат.
2. Изложение материала небольшими фрагментами.
3. Инициирование ученика на задавание вопросов на понимание.
4. Восстановление обучающимся понятого, усвоенного материала.
5. Проверка и закрепление усвоенного.
6. Анализ и рефлексия действий, которые осуществляли «учитель» и «ученик».
Алгоритм обучения в парах1. Нацеливание на то, чему будет посвящено обучение, как оно будет проходить, какой должен

Слайд 33Работа в группах, парах
Условие – умение донести свою позицию до собеседника   
Ночевка,

беда, дела, цветок, мелок, бегун, листочек, горевать,
Запишите эти слова в тетрадь. Поработайте в парах.
Проверка.
найти его «родственников» и записать.
-лед-
-ход-
Проверка (зачитываются слова от каждой группы).
У.– Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными.
У.– Почему вы выбрали эти слова?

Работа в группах, парахУсловие – умение донести свою позицию до собеседника   Ночевка, беда, дела, цветок, мелок, бегун, листочек,

Слайд 341 и 2. Чем отличаются согласные звуки от гласных?
Какие гласные обозначают

мягкость согласных?
Какие гласные буквы обозначают твёрдость согласных?
 
Назовите непарные твёрдые согласные звуки.
Назовите непарные мягкие согласные звуки.
 
Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают слог?
Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласного звука и гласный звук?
 
1.Что ты знаешь о звуке [Й]?
2. Что ты знаешь о букве Ь?

1 и 2. Чем отличаются согласные звуки от гласных?Какие гласные обозначают мягкость согласных?Какие гласные буквы обозначают твёрдость

Слайд 35Работа с текстом
Учащиеся учатся в этом случае искать информацию, сообщать ее

другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.
В ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов курса русского языка.
В тексте представлены различные виды пунктограмм и орфограмм, изученных к моменту анализа текста.
Предложены различные виды разборов.
Тексты являются образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении, направлены на патриотическое воспитание учащихся, а также демонстрируют звучность, выразительность, богатство русского языка.
Тексты могут иметь  пропуски на месте орфограмм, знаки препинания не расставлены, так как это должны сделать школьники в процессе анализа текста.

Работа с текстомУчащиеся учатся в этом случае искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать

Слайд 36Информационно-коммуникативные технологии

Информационно-коммуникативные технологии

Слайд 37Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий:
1. Научите

ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. 2. Не бойтесь «нетрадиционных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала. 3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала. 4. Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий, беседы. 5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять. 6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Рекомендации  по развитию  коммуникативных универсальных учебных  действий:1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время

Слайд 38Очень важны такие формы работы
Организация взаимной проверки заданий;
Взаимные задания групп;
Учебный конфликт;
Обсуждение

участниками способов своего действия

Очень важны такие формы работыОрганизация взаимной проверки заданий;Взаимные задания групп;Учебный конфликт;Обсуждение участниками способов своего действия

Слайд 39ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
Нельзя принуждать детей к групповой работе;
Работа не должна

превышать 10 – 15 минут;
Не стоит требовать от детей абсолютной тишины

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕНельзя принуждать детей к групповой работе;Работа не должна превышать 10 – 15 минут;Не стоит

Слайд 42СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД – ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Учитель на уроке –

режиссёр, а не докладчик. Этап объяснения нового сменился на этап «открытия нового знания» самим учеником
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД – ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Учитель на уроке – режиссёр, а не докладчик. Этап объяснения

Слайд 44Дорогие коллеги!
Желаем вам успехов по формированию универсальных учебных действий у

обучающихся !
Дорогие коллеги! Желаем вам успехов по формированию универсальных учебных действий у обучающихся !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть