Презентация, доклад Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством работы со словарями на уроках русского языка

Содержание

Содержание

Слайд 1Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством работы со словарями на уроках русского

языка

Гришина Валентина Иосифовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ ООШ №3 г. Апатиты

Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством работы со словарями на уроках русского языкаГришина Валентина Иосифовна, учитель русского языка

Слайд 2Содержание

Содержание

Слайд 3 Коммуникативная компетенция – одна из приоритетных, ведь язык – это средство

общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Первостепенная задача учителя русского языка - работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников
Коммуникативная компетенция – одна из приоритетных, ведь язык – это средство общения, социализации и

Слайд 4Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке

§   А. Франс

Определите точно каждое слово,
и вы избавитесь от половины заблуждений
§   Декарт

Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке

Слайд 5 Русской речи Государь

по прозванию Словарь
Русской речи Государь            по прозванию

Слайд 6Пути раскрытия значения новых слов
1. Показ картинки на слайде (5-6 класс); 2.

«Расчленение» понятия, указание его признаков и их перечисление (7-8 классы); 3. Введение слова в контекст с целью раскрытия его значения, а также прием «дописывания предложения» (7-8 класс); 4. Замена словарного слова синонимом (5-7 классы); 5. Выполнение морфемного разбора слова (т.е. по составу) (5-8 классы); 6. Выяснение значения в толковом словаре (5-8 классы); 7. Прямой вопрос, например, «Кто такой кутюрье?» (6-8 классы).
Пути раскрытия значения новых слов1. Показ картинки на слайде (5-6 класс); 2. «Расчленение» понятия, указание его признаков

Слайд 7Словарная работа на уроках русского языка


словарный диктант, диктант по памяти, вставить

пропущенные буквы, подобрать синонимы, антонимы, произнести правильно, расставить ударение, рассказать о происхождении слова, найти и объяснить значение слова и т.п.
Рассказать о слове правда с помощью разных словарей.





Словарная работа на уроках русского языкасловарный диктант, диктант по памяти, вставить пропущенные буквы, подобрать синонимы, антонимы, произнести

Слайд 8Примеры заданий
1. Прочитайте, поставьте ударение.
Торты, километр, звонит, нефтепровод, избалованный, апостроф,

сливовый, лгала, включит.
2. В чём разница между данными ниже словами? Составьте с каждым из них словосочетания или предложение.
Зубы – зубья, , сыновья – сыны, листья – листы, мужья – мужи, цветы – цвета.
3. Как правильно: «у рыб нет зуб», «у рыбей нет зубей» или «у рыбов нет зубов»?

Примеры заданий1. Прочитайте, поставьте ударение. Торты, километр, звонит, нефтепровод, избалованный, апостроф, сливовый, лгала, включит. 2. В чём

Слайд 94. Паронимы. Выберите одно из двух данных в скобках слов. При

затруднении используйте словари.
Концертный (абонемент, абонент).
(Зрительные, зрительские) аплодисменты. (Крокодилий, крокодиловый) чемодан.
(Невежа, невежда) в музыке.
(Памятный, памятливый) разговор.
(Экономичный, экономный) человек.
(Опечатки , отпечатки) пальцев.
5. Объясните значение следующих фразеологизмов (ниже даны слова для справок). При затруднениях используйте фразеологический словарь.
В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчёлся; куры не клюют; кожа да кости.
Слова для справок: быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

4. Паронимы. Выберите одно из двух данных в скобках слов. При затруднении используйте словари. Концертный (абонемент, абонент).

Слайд 10Работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля
Объясните значение слова

стол
1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.
2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.
3) Анна Ивановна работает в адресном столе.
4) В санатории нам определили пятый стол.


Работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. ДаляОбъясните значение слова стол1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь,

Слайд 11Работа со словарем синонимов
Задание 1. Подберите синонимы к словам победить, задание,

успех.

Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.

Работа со словарем синонимовЗадание 1. Подберите синонимы к словам победить, задание, успех.Задание 2. Подберите синонимы для характеристики

Слайд 12В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный звук?
свеклА
бАрмен

случАй
зАвидно

квАртал
жАлюзи
каталОг
Агент

цЕмент
бЕрежливо
брАла
слИвовый

намЕрение
аргУмент
бомбардИровать
нефтепрОвод

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный звук? свеклА бАрмен случАй зАвидноквАрталжАлюзикаталОгАгентцЕментбЕрежливобрАласлИвовыйнамЕрениеаргУментбомбардИроватьнефтепрОвод

Слайд 13Объясните значения фразеологизмов

Объясните значения фразеологизмов

Слайд 14Виды заданий с использованием словаря в V-VIII классах
объяснить лексическое значение

слова с помощью толкового словаря;
определить слово по данному толкованию (в кроссворде);
дать толкование лексического значения слова путем подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов, рисунков;
распределить слова по тематическим группам;
определить с помощью словаря: однозначными или многозначными являются данные слова;
найти в словаре и в тексте слова, употребленные в переносном значении;
подобрать синонимы к данным словам;
найти омонимы в словаре и составить с ними предложения, показывающие различия в их значении;
дать толкование значений фразеологизмов;
отгадать фразеологизмы по рисункам;
подобрать синонимы (исконно русские слова) к заимствованным словам.

Виды заданий с использованием словаря в V-VIII классах объяснить лексическое значение слова с помощью толкового словаря;определить слово

Слайд 1522 ноября в России отмечается замечательный праздник – День словарей и

энциклопедий

проводим :
брейн – ринги;
урок «Словари – наши добрые помощники»;
подготовка презентаций о разных словарях «В гостях у словарей»;
игра «Словарь – это целый мир, расположенный в алфавитном порядке»;
«Далевский диктант»
КВН .

22 ноября в России отмечается замечательный праздник – День словарей и энциклопедийпроводим :брейн – ринги; урок «Словари

Слайд 16Заключение
Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы со

словарями на уроках русского языка – актуальная и злободневная проблема в методике преподавания русского языка.
Каждый словарь имеет большое значение для современного школьника. Главная его задача – содействовать обогащению словарного запаса человека, сделать его речь грамотной, правильной, культурной.

ЗаключениеПроблема формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы со словарями на уроках русского языка –

Слайд 17Словари вместе с учебником по русскому языку должны стать обязательным пособием

учащихся. Они должны составлять единый учебный комплект.
Ни один язык — будь то родной или неродной — невозможно полноценно изучать без словаря. Только словари могут дать учащемуся все необходимые сведения о слове, помочь ему овладеть основами грамотной устной и письменной речи, постоянно повышать культуру речи, которая в значительной степени определяет общую культуру человека. Словарь, чтобы он мог служить ученику всегда, с полной отдачей, должен быть в его личной библиотеке. Только тогда он станет подлинной настольной книгой ученика.
Выпускник современной школы не может считаться полноценным гражданином, если он не умеет пользоваться словарно-справочной литературой. У него нет основного ключа к сокровищницам знаний. Долг учителя русского языка — научить учащихся самостоятельно извлекать из словарей, справочников, энциклопедий нужную им информацию. Такие выпускники всегда будут шагать в ногу со временем, смогут мобилизовать все свои ресурсы, чтобы стать полезными членами современного общества.

Словари вместе с учебником по русскому языку должны стать обязательным пособием учащихся. Они должны составлять единый учебный

Слайд 18Практические советы
провести систему уроков и внеклассных мероприятий на темы «Словари –

наши друзья», «Словари – сокровища национального языка»;
включать работу со словарями в каждый урок;
предлагать учащимся разнообразные, иногда опережающие задания для работы со словарями (составить словарный диктант, объяснить этимологию слова, подобрать синонимы, антонимы к слову, объяснить значение фразеологизма, поставить ударение и др.);
систематически объяснять значение новых и непонятных слов, употреблённых в тексте;
уметь характеризовать построение словарной статьи;
найти слово в словаре объяснить, почему оно интересно, какая ошибка в произношении и написании его возможна, каков его морфемный состав, сделать словообразовательный анализ, вспомнить, какие фразеологизмы с ним существуют и др.;
составлять кроссворды по темам «Лексика», «Фразеология» и т. д.

Практические советыпровести систему уроков и внеклассных мероприятий на темы «Словари – наши друзья», «Словари – сокровища национального

Слайд 19Спасибо за внимание!

Спасибо  за  внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть