Презентация, доклад Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Приёмы работы с текстом

Содержание

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения

Слайд 1Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Приёмы работы

с текстом.


Учитель высшей категории
Н.В.Колоткина
МБОУ «Школа №56 г.Владивостока»

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Приёмы работы с текстом. Учитель высшей категорииН.В.КолоткинаМБОУ «Школа

Слайд 2 Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой

деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения

Коммуникативная компетенция

Коммуникативная  компетенция – овладение всеми видами  речевой деятельности и основами  культуры устной

Слайд 4
овладение нормами русского литературного языка: литературного произноше­ния, образования форм слов, построения

словосочетаний и предло­жений, употребления слов в соответствии с их лексическим значе­нием и стилевой принадлежностью.

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

формирова­ние умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Направления развития речи

овладение нормами русского литературного языка: литературного произноше­ния, образования форм слов, построения словосочетаний и предло­жений, употребления слов в

Слайд 5
Это коммуникативные целевые установки, то есть те сло­весные действия учителя, которые

организуют общение уча­щихся и вовлекают их в процесс общения
В ситуативных упражнениях моделируются речевые си­туации, то есть совокупность тех условий, которые вовлекают школьника в процесс общения.
Личностно-деятельностный подход к организации урока.
Работа над речевыми жанрами - обязательная составляющая коммуникативной методики обучения русскому языку.

Основные характеристики коммуникативной методики обучения

Это коммуникативные целевые установки, то есть те сло­весные действия учителя, которые организуют общение уча­щихся и вовлекают их

Слайд 6

иметь навыки изучающего чтения
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические,

социально-бытовые, учебные темы
владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после­довательность изложения, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики)
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа

Коммуникативные умения и навыки

иметь навыки изучающего чтениясоздавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темывладеть основными нормами построения

Слайд 7
владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли

высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо­го материала, последовательность изложения
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование)
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста
составлять тезисы и конспект статьи
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании вы­сказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки
проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи

Коммуникативные умения и навыки

владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо­го

Слайд 8все виды пересказа 
все формы учебного диалога 
доклады и сообщения 
обсуждение, дискуссия, диспут 
выступления в

качестве ведущих на мероприятиях 
ролевые и деловые игры, предполагающие роли говорящего и слушающего, задающего вопросы и отвечающего
учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей
упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтных ситуациях
выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов

Виды работ, ориентированные на устную компетенцию

все виды пересказа все формы учебного диалога доклады и сообщения обсуждение, дискуссия, диспут выступления в качестве ведущих на мероприятиях ролевые и деловые

Слайд 9
сочинения и изложения 
телекоммуникационные тексты, сообщения 
участие в конкурсах сочинений 
ролевые и деловые игры,

предполагающие роли пишущего и читающего
учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников)
телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений
подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории;
рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.

Виды работ, ориентированные на письменную компетенцию

сочинения и изложения телекоммуникационные тексты, сообщения участие в конкурсах сочинений ролевые и деловые игры, предполагающие роли пишущего и читающегоучебные исследования

Слайд 10
комплексная работа с текстом
лингвистический анализ текста
работа с текстами – миниатюрами
составление планов

по тексту
самодиктант
диктанты с изменением текста (свободные, творческие, выборочные, восстановленные, диктанты с продолжением).
работа с деформированным текстом
интеллектуально-лингвистические упражнения
сочинения-миниатюры
сочинения творческого характера
приёмы игровых технологий (дидактические игры)
приёмы инновационных педагогических технологий
приёмы компьютерных и интернет-технологий

Виды работы с текстом

комплексная работа с текстомлингвистический анализ текстаработа с текстами – миниатюрамисоставление планов по текстусамодиктант диктанты с изменением текста

Слайд 11
Лингвистический анализ текста — это вид языкового

анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия» (М.Р.Львов).

Лингвистический анализ текста

Лингвистический анализ текста — это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых

Слайд 12

выразительно прочитай текст, докажи, что это текст
укажи средства связи между частями

текста
определи тему, основную мысль, озаглавь текст
выдели микротемы, составь план, выделив в каждой части ключевые слова
определи стиль речи, тип, жанр; аргументируй своё мнение
выяви стилевые признаки текста: лексические, морфологические, синтаксические, композиционные
выяви выразительные средства речи и определи их роль.  

Примерный план анализа текста

выразительно прочитай текст, докажи, что это текстукажи средства связи между частями текстаопредели тему, основную мысль, озаглавь текствыдели

Слайд 13
самодиктант (разученный диктант)
диктант с изменением текста:
свободный
выборочный
творческий

восстановленный
диктант с продолжением

Диктанты

самодиктант (разученный диктант) диктант с изменением текста: свободный выборочный творческий восстановленный диктант с продолжением Диктанты

Слайд 14
Самодиктант (разученный диктант) - вид зрительного письма, письмо по

памяти, когда учащиеся должны запоминать образцовые тексты и уметь легко и безошибочно их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений русских писателей, изучаемых на уроках литературы, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли».

Самодиктант

Самодиктант (разученный диктант) -  вид зрительного письма, письмо по памяти, когда учащиеся должны запоминать образцовые

Слайд 15Свободный диктант является промежуточной между диктантом и изложением формой. Этот вид

диктанта предполагает близкое к прочитанному, но более свободное, допускающее передачу содержания своими словами, с синонимичной заменой слов и отдельных фраз.

Свободный диктант

Свободный диктант является промежуточной между диктантом и изложением формой. Этот вид диктанта предполагает близкое к прочитанному, но

Слайд 16Выборочный диктант - письменная работа, в процессе которой учащиеся из продиктованного

текста выбирают и записывают слова, словосочетания или реже предложения на закрепляемое правило.

Выборочный диктант

Выборочный диктант - письменная работа, в процессе которой учащиеся из продиктованного текста выбирают и записывают слова, словосочетания

Слайд 17
Творческий диктант подразумевается запись под диктовку текста с грамматическим, орфографическим, пунктуационным

или стилистическим изменением предложений по заданию учителя. В методической литературе выделяется шесть разновидностей творческих диктантов: диктанты на расширение текста, диктанты с заменами, диктанты на сужение текста, диктанты с перестановками, диктанты на разделение текста, диктанты на соединение текста.

Творческий диктант

Творческий диктант подразумевается запись под диктовку текста с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением предложений по заданию

Слайд 18
Составьте связный текст, включив в него в произвольной последовательности слова (грамматическая

форма слов может быть изменена): листок, крокодил, автомобилист, степлер, карниз, дерево, ананас, офис, экскурсия, попутчик, приключение, впечатление, открытие.

Творческий диктант

Составьте связный текст, включив в него в произвольной последовательности слова (грамматическая форма слов может быть изменена): листок,

Слайд 19
Используя слова и сочетания слов «сад», «за сараем», «в окно», «краем»,

«облако», «на подоконник», «птичка», «от книг», «небо», составьте связный текст, затем сравните собст­венный получившийся вариант с авторским, из которого эти слова были заимствованы (Стихотворение И.А.Бунина «Вечер»)

Творческий диктант

Используя слова и сочетания слов «сад», «за сараем», «в окно», «краем», «облако», «на подоконник», «птичка», «от книг»,

Слайд 20
Для творческого диктанта по картине используются репродукции картин русских художников. Подбирая

картину, нужно учитывать и ту грамматическую цель, которая будет стоять перед творческим диктантом. Например, при описании картины пейзажного характера можно использовать имена прилагательные, причастия, определения. Творческие диктанты по картине помогают учащимся овладеть навыками описания изображённого на картине, воспитывают внимание к слову и подготавливают учащихся к сочинениям по картине.

Творческий диктант по картине

Для творческого диктанта по картине используются репродукции картин русских художников. Подбирая картину, нужно учитывать и ту грамматическую

Слайд 21
Грамматическое задание: сделать описание более ярким и полным, вставив имена прилагательные

(10 случаев на вставку).
Алёнушка убежала из дома в (дремучий) лес, к (глубокому) омуту, чтобы там выплакать своё горе.
Гаснет (вечерняя) заря. Одиноко сидит Алёнушка и смотрит на (холодную, тёмную) воду омута.
(Тихая) и (грустная) природа перекликается с тоской девочки. В (печальном) молчании застыли вокруг (тонкие, молодые) берёзки и осины. (Жёлтые) листья тихо падают на (зеркальную) поверхность пруда.
Ласточки сочувствуют Алёнушке и своим (нежным) щебетанием как бы стараются успокоить её.

Творческий диктант по картине В. М. Васнецова «Алёнушка»

Грамматическое задание: сделать описание более ярким и полным, вставив имена прилагательные (10 случаев на вставку).

Слайд 22
Работа предполагает после написания первой части составление продолжения текста, который даётся

ученикам под диктовку, с необходимостью сохранения стиля и особенностей манеры авторского повествования.

Задание: продолжите текст, используя устойчивые выражения ( как много воды утекло, воды не замутит, воду решетом носить, бриллиант чистой воды и другие), в которых упоминается вода.

Диктант с продолжением

Работа предполагает после написания первой части составление продолжения текста, который даётся ученикам под диктовку, с необходимостью сохранения

Слайд 23
Вода есть повсюду. Даже человек

на 65 % состоит из воды. Вода – это удивительное чудо природы. Она не имеет формы и прозрачна, тем не менее нам нравится любоваться ею. Она безвкусна, но нам очень нравится её вкус.
Поскольку вода есть повсюду, мы склонны не замечать, какое это необычное вещество. Вода, как и большинство жидкостей, при охлаждении сжимается, но только до определённой температуры. Подойдя вплотную к точке замерзания, она начинает совершенно невероятным образом расширяться. После затвердевания она становится объемнее , чем была прежде. Из-за этого расширения лёд плавает на поверхности воды. (Б.Билл )

Диктант с продолжением. Обыкновенное чудо.

Вода есть повсюду. Даже человек на 65 % состоит из воды.

Слайд 24
При написании диктанта с заменой от учеников

требуется не только максимально точная передача содержания услышанного и прочитанного исходного варианта текста, но и привнесение в текст ряда изменений, касающихся как содержательного, так и грамматического строя текста Предлагаемые упражнения дают представление о многочисленных вариантах заданий, которые могут сопровождать написание диктанта с заменой.
Задание. При написании диктанта внесите такие изменения, чтобы в итоге описание вереска заменилось описанием кактуса.

Диктант с заменой

При написании диктанта с заменой от учеников требуется не только максимально точная передача

Слайд 25
Проведение такого вида диктанта предполагает создание опор (списка слов, выражений, употреблённых

в тексте. Ученики, имея их перед глазами, по памяти пересказывают текст близко к оригиналу. Такой вариант работы по развитию речи удачно сочетается с работой над различными грамматическими темами.
Задание: выпишите встретившиеся в тексте крылатые выражения и их значения, пользуясь записями восстановите текст; выпишите из текста все фактические сведения (даты, географические названия, количественные данные), используя получившиеся записи в качестве опор, восстановите текст по памяти.

Восстановленный диктант

Проведение такого вида диктанта предполагает создание опор (списка слов, выражений, употреблённых в тексте. Ученики, имея их перед

Слайд 26Задание: восстановить предложенный текст. Данный текст я можно предложить учащимся 5

класса в начале года.
Отел.
Нстаола отел. В лсеу хоит. Мдвдееи ляатсяком лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хотосятя ан хин.
Лето.
Настало лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают орехи. Зайки а серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них.

Работа с деформированным текстом.

Задание: восстановить предложенный текст. Данный текст я можно предложить учащимся 5 класса в начале года.

Слайд 27
Этот приём, который предполагает восстановление
деформированного (содержащего пропуски) текста. Ученики знакомятся в

устной или письменной форме с небольшим по объему исходным текстом. Вариант, который впоследствии дается ученикам под диктовку или для контрольного переписывания, содержит пропуски слов или выражений, требующие восстановления в процессе записи. Работа будет более эффективной, если характер пропусков заранее известен ученикам: это могут быть прилагательные, причастия, использованные в описании природы или с целью характеристики героя текста; наречия, конкретизирующие время, место и особенности действий персонажей и т. д.

Прием «Реставрация текста».

Этот приём, который предполагает восстановлениедеформированного (содержащего пропуски) текста. Ученики знакомятся в устной или письменной форме с небольшим

Слайд 28 Животные предсказывают землетрясения.
Люди

давно замечали, что перед землетрясением живые существа начинают необычно себя вести: ящерицы покидают свои норы, муравьи тащат свои белые куколки из подземелий, пещерные кузнечики выбегают из норок и подальше отбегают от обрывистых откосов, змеи выползают на открытые поляны, птицы становятся беспокойными, теряют ориентацию, собаки скулят, жмутся к хозяевам.
В книге «Беседы о бионике» И. Литинецкий рассказывает о необычном беспокойстве животных зоопарка в городе Скопле (Югославия) за несколько часов до землетрясения: «Первым начал завывать испуганным и каким-то трагическим глухим голосом одичавший, завезенный когда-то в Австралию потомок домашней собаки-динго... Испуганный бегемот выскочил из воды и перепрыгнул через стену высотой 170 сантиметров. Жалобно кричал слон, высоко поднимая хобот. Громко завыла гиена, очень неспокойно вели себя тигр, лев и леопард. К жуткому концерту зверей присоединились птицы. Взволнованные сторожа различными способами старались успокоить своих подопечных, но желаемого результата не достигли...» Это землетрясение про-изошло в 26 июля 1963 года; в результате его погибли 1500 жителей, а город превратился в груды камней.

Задание: прочитайте текст, обратив особое внимание на слова и выражения, передающие действия животных, восстановите текст по памяти, имея перед глазами вариант с пропусками (пропущенные впоследствии слова и выражения в тексте выделены курсивом).

Животные предсказывают землетрясения.  Люди давно замечали, что перед землетрясением живые

Слайд 29Приёмы:
«Выбираем»
«Замена»
«Ассоциации»
«Соединяем»
«Переводчики»
«Мостик»
«Прогноз»
«Бусы»
«Исправляем стиль»

Интеллектуально-лингвистические упражнения

Приёмы: «Выбираем» «Замена»«Ассоциации»«Соединяем» «Переводчики»«Мостик» «Прогноз»«Бусы»«Исправляем стиль»Интеллектуально-лингвистические упражнения

Слайд 30

Вместо пропусков вставить один из предложенных в скобках вариантов, опираясь на

лексическое значение слова, при необходимости уточнить значение слов по толковому словарю.
Задание: В ежегодных заездах участвовали самые современные (гоночные и гончие) автомобили из европейских стран. Любимой забавой русского дворянства 19 века была охота на дичь со сворой (гоночных или гончих) псов.

Приём «Выбираем»

Вместо пропусков вставить один из предложенных в скобках вариантов, опираясь на лексическое значение слова, при необходимости уточнить

Слайд 31
В основе лежит приём перефразировки, который позволяет отработать отдельные моменты сжатия

текста за счет использования слов вместо развёрнутых их толкований.
Задание: Лечением зубов занимаются люди, имеющие необходимое образование и получившие соответствующую подготовку (стоматологи). Снимать неприятные ощущения в области ротовой полости (зубную боль) врачи пытались с древних времён.


Приём «Замена»

В основе лежит приём перефразировки, который позволяет отработать отдельные моменты сжатия текста за счет использования слов вместо

Слайд 32 Приём «Ассоциации»



Предполагает запись любых слов и

выражений, возникающих в качестве ассоциации с ключевым понятием так, чтобы получилось достаточно развёрнутая тематическая группа.
Задание: вычлените из текста три ключевых слова, составьте с каждым из них ассоциативный ряд из слов, относящихся к различным частям речи, словосочетаний и устойчивых выражений.

Приём «Ассоциации»Предполагает запись любых слов и выражений, возникающих в качестве ассоциации с

Слайд 33

Даются два и более слова или изображения, требуется составить такую фразу,

в которой бы присутствовали одновременно все предложенные слова или изображённые предметы.
Задание: составьте предложения, включающие следующие пары понятий: роман-закладка, север – пальма, календарь – охотник, радость – слёзы, энциклопедия – здоровый, парусник – линейка, абзацный – рисовать.

Приём «Соединяем»

Даются два и более слова или изображения, требуется составить такую фразу, в которой бы присутствовали одновременно все

Слайд 34

Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из

разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложит несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Прием «Мозаика».

Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной

Слайд 35
В основе приема - определение и устранение всех стилистических ошибок в

тексте. Задание: устранив допущенные в каждом случае автором ошибки, помогите составить тексты, соответствующие жанру документов с учетом требований стиля деловых бумаг.
Объяснительная записка
Уважаемый товарищ редактор? В трамвае № 12 некоторые из буржуев прут, что слоны, через трудовую публику и пихаются локтями. Так что мне наступили на Ногу, вследствие которой образовался нарыв, и я принужден на службу манкировать.
Семён Каплунов
(М.Зощенко. «Письма в редакцию».)

Приём «Исправляем стиль»

В основе приема - определение и устранение всех стилистических ошибок в тексте. Задание: устранив допущенные в каждом

Слайд 36
Учитель заранее готовит список слов или словосочетаний. Участникам игры нужно составить

связный текст, последовательно включив все слова (словосочетания), нанизывая их подобно бусинам на леску, при этом форма слов должна быть сохранена.

Задание: составьте небольшой текст, последовательно включив в него следующие слова и выражения: незабудки, с первыми лучами солнца, огненно-красный, вальс цветов, на рассвете, расцвета, музыка цветов, радуга оттенков.

Приём «Бусы»

Учитель заранее готовит список слов или словосочетаний. Участникам игры нужно составить связный текст, последовательно включив все слова

Слайд 37Это самостоятельно созданный учащимися текст малой

формы (приблизительно полстраницы) за короткий промежуток времени
(7 – 15 минут), в котором обычно выражены впечатления учащихся, быстрый отклик на что-либо.

Сочинение-миниатюра

Это  самостоятельно  созданный учащимися  текст  малой  формы (приблизительно полстраницы) за короткий

Слайд 38
Музыкальные впечатления
Читательские впечатления
Жизненные впечатления
Фантазийные впечатления

Сочинения творческого характера.
Музыкальные впечатленияЧитательские впечатленияЖизненные впечатленияФантазийные впечатления        Сочинения творческого характера.

Слайд 39
Можно выделить такие основные модели по развитию ассоциативного мышления:


Смысловая модель «Целое – части»
(«Разделите предмет на части – и сколько мыслей!» Н.Ф.Кошанский)
Смысловая модель «Свойства предмета»
Смысловая модель «Сопоставление» («Всё познаётся в сравнении»)

Сочинение ассоциативного характера

Можно выделить такие основные модели по развитию ассоциативного мышления: Смысловая модель «Целое – части»

Слайд 40Использованная литература

Использованная литература

Слайд 41Александрова, О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому

языку//Русский язык. – 2006. - №3. – С. 4-6.
2.Антонова Е.С. «Тайна текста и секреты методики», «Русский язык в школе», № 2, 2002г.
3.Бройде, М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М., 2001. – 307с.
4.Выготский, Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996. – 254 с.
5. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.:Высшая школа, 2001. -273с.
6. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2002. - №3. –с. 105. 
7. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М.: Просвещение, 2006.- 325с.
8.Донская, Т.К. Развивающая функция метода коммуникации в обучении русскому языку//Совершенствование работы по развитию речи школьников в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Межвузовский сборник научных трудов. – Л.: ЛГПИ имени А.И. Герцена – 1987. – С.56 – 58.
9.Ефимова Л.И. Анализ художественного текста, Покровск 2003.
10. Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество: Избранные труды. – М.:Просвещение, 1998. -312с.
11. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М.:Владос, 1998.-261с
12.Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. – М.:Высшая школа, 2004. -263с.
13.Ладыженская, Т.А. Курс школьной риторики. (5-11 классы) // Русская словесность. – 1996. – №2. С.5-13.
14.Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1991. – 166 с.
15.Ладыженская, Т.А. Модернизация образования и риторики // Русская словесность. – 2005. - №3. – С. 12 – 15.
16.Ладыженская, Т.А., Ладыженская, Н.В. Риторика и обновление школьного образования // Педагогика. – 2003. - №2. – С. 5-8.
17. Ладыженская, Т.А., Ладыженская, Н.В. Обучение речевым жанрам в курсе школьной риторики // Русская словесность. – 2002. - №4. – С. 4 – 6.
18.Ладыженская, Т.А., Ладыженская, Н.В. Подходы к анализу уроков риторики // Сб. Школа 2100, Вып. 4. – М, 2000. – 154 с.
19.Ладыженская, Т.А., Ладыженская, Н.В. Урок риторики // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003.
20.Леонтьев, А.А. Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1994.- 154 с.
21.Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М., 1965. – 144 с.

Список использованной литературы

Александрова, О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.

Слайд 42



22.Львов, М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000. – 232

с.

23.Малющкин А.Б. «Комплексный анализ текста». Рабочие тетради. 5-11 классы, М., «ТЦ Сфера», 2004г.
24.Машарова Т.В. «Педагогические теории, системы и технологии обучения», Киров,1997г.
25.Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина. [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207
26.Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей. – М.: Наука, 1995. – 124 с.
27.Федоренко Л.П. «Анализ методики и практики методики обучения русскому языку», Курск, 1994г.
28.Ульченко З.Ф. «Диктанты с изменением текста», М., «Просвещение», 1982г.
29.Пахнова Т.М. «Знания о слове и тексте как основа формирования речевых умений и навыков», М., «Просвещение», 1985г.
30.Плёнкин Н.А. «Восприятие текста учащимися», М., «Просвещение», 1985г.
31.Плёнкин Н.А. «Изложение с языковым разбором текста», М., «Просвещение», 1978г.
32.Политова, Н.И. Развитие речи учащихся младших классов. – М.: НОРМА, 2005. – 204 с.
33.Самсонова Т.П., Евсеева К.С., Никифорова Е.П. Я., Текст как основа развития связной русской речи учащихся якутских школ, «Бичик», 1995.
34. Селевко Г. В. Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2004. – №4. – С. 138-143 
35. Селезнева, Е.П. Развитие речи детей. – М.: Владос, 2004. – 156 с.
36.Сенина Н.А. «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012: учебно-методическое пособие», Ростов-на-Дону, «Легион», 2011г.
37.Сенина Н.А. «Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации-2008: учебно-методическое пособие», Ростов-на-Дону, «Легион», 2007г.
38.Сиденко А.С. Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения// Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010.-№4.-С.76-89.
39.Соловейчик, М.С. Первые шаги в изучении языка и речи – М.: Издательство "Флинта", 2000. – 204 с.
40.Сохин, Ф.А. Развитие речи детей школьного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 134 с.
41.Суворова Е.П. «Обучение восприятию и созданию текста – единый творческий процесс», «Русский язык в школе», № 6, 2001г.
42.Филичева, Т.Б, Т.В.Туманова. Совершенствование связной речи - М., 1994. - 154 с.
43.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. – М.: ФИАКР, 1985. – 124 с.
44.Шульгина Н.П. «Работа с текстом как средство формирования личности ученика», «Русский язык в школе», № 3, 2003г.
45.Шипицина Г.М., Петровская С.С. «Дидактические материалы для углублённого изучения русского языка», М., «Просвещение», 1992г.

 

Список использованной литературы

22.Львов, М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000. – 232 с.23.Малющкин А.Б. «Комплексный анализ текста». Рабочие

Слайд 43

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть