Презентация, доклад Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Приёмы технологии развития критического мышления

Содержание

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения

Слайд 1Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Приёмы технологии

развития критического мышления.


Учитель высшей категории
Н.В.Колоткина
МБОУ «Школа №56 г.Владивостока»

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Приёмы технологии развития критического мышления.  Учитель высшей

Слайд 2 Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой

деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения

Коммуникативная компетенция

Коммуникативная  компетенция – овладение всеми видами  речевой деятельности и основами  культуры устной

Слайд 4
овладение нормами русского литературного языка: литературного произноше­ния, образования форм слов, построения

словосочетаний и предло­жений, употребления слов в соответствии с их лексическим значе­нием и стилевой принадлежностью.

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

формирова­ние умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Направления развития речи

овладение нормами русского литературного языка: литературного произноше­ния, образования форм слов, построения словосочетаний и предло­жений, употребления слов в

Слайд 5
Это коммуникативные целевые установки, то есть те сло­весные действия учителя, которые

организуют общение уча­щихся и вовлекают их в процесс общения
В ситуативных упражнениях моделируются речевые си­туации, то есть совокупность тех условий, которые вовлекают школьника в процесс общения.
Личностно-деятельностный подход к организации урока.
Работа над речевыми жанрами - обязательная составляющая коммуникативной методики обучения русскому языку.

Основные характеристики коммуникативной методики обучения

Это коммуникативные целевые установки, то есть те сло­весные действия учителя, которые организуют общение уча­щихся и вовлекают их

Слайд 6

иметь навыки изучающего чтения
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические,

социально-бытовые, учебные темы
владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после­довательность изложения, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики)
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа

Коммуникативные умения и навыки

иметь навыки изучающего чтениясоздавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темывладеть основными нормами построения

Слайд 7
владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли

высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо­го материала, последовательность изложения
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование)
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста
составлять тезисы и конспект статьи
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании вы­сказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки
проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи

Коммуникативные умения и навыки

владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо­го

Слайд 8все виды пересказа 
все формы учебного диалога 
доклады и сообщения 
обсуждение, дискуссия, диспут 
выступления в

качестве ведущих на мероприятиях 
ролевые и деловые игры, предполагающие роли говорящего и слушающего, задающего вопросы и отвечающего
учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей
упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтных ситуациях
выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов

Виды работ, ориентированные на устную компетенцию

все виды пересказа все формы учебного диалога доклады и сообщения обсуждение, дискуссия, диспут выступления в качестве ведущих на мероприятиях ролевые и деловые

Слайд 9
сочинения и изложения 
телекоммуникационные тексты, сообщения 
участие в конкурсах сочинений 
ролевые и деловые игры,

предполагающие роли пишущего и читающего
учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников)
телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений
подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории;
рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.

Виды работ, ориентированные на письменную компетенцию

сочинения и изложения телекоммуникационные тексты, сообщения участие в конкурсах сочинений ролевые и деловые игры, предполагающие роли пишущего и читающегоучебные исследования

Слайд 10
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые

необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).  Базовая модель организации урока в этой технологии включает три этапа: ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ.

Приёмы технологии развития критического мышления

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение

Слайд 11
Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей

ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.
Синквейн
Диаманта
Кластер

Приёмы технологии развития критического мышления

Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных  способностей  ученика,  позволяющих

Слайд 12

Тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или

местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь.
Два прилагательных или причастия, они дают описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта.
Три глагола или деепричастия, описывающие характерные действия предмета или объекта.
Фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение к описываемому предмету или объекту.
Ассоциация или синоним, который повторяет суть предмета или объекта (обычно существительное).

Правила написания синквейна

Тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет,

Слайд 13Герасим
Добрый, трудолюбивый
Заботится, любит, работает
Страдает из-за жестокости людей
Человек

Остап
Мужественный, цельный
Сражается, мучается,

погибает
Достойный сын своего отца
Патриот

Характеристика литературных героев






ГерасимДобрый, трудолюбивый Заботится, любит, работает Страдает из-за жестокости людейЧеловекОстапМужественный, цельныйСражается, мучается, погибаетДостойный сын своего отцаПатриотХарактеристика литературных героев

Слайд 14 Обломов.
Ленивый, добрый

Лежит, скучает, бездельничает
Его погубила обломовщина
Лишний человек

Воланд Мистический, непредсказуемый Повелевает, разрушает, спасает Хочет зла – совершает благо
Сатана

Характеристика литературных героев

Обломов.    Ленивый, добрый    Лежит, скучает, бездельничает

Слайд 15

Сирень в корзине Разноцветная, цветущая, душистая Цветёт, очаровывает, благоухает Дарит радость людям Красота

Синквейн, составленный по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»


Слайд 16 
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных

к первому существительному;
3 – три глагола, причастия к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными; не более четырёх существительных
 5 – три глагола, причастия ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.

Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением.

 1, 7 строчки – существительные антонимы; 2 – два прилагательных к первому существительному; 3 – три глагола,

Слайд 17
Обломов Ленивый, добрый Лежащий, мечтающий, умирающий Пассивность, бездействие, угасание Обломовщина Работающий,

решающий, живущий Настойчивый, расчетливый Штольц      

Диаманта

Обломов  Ленивый, добрый  Лежащий, мечтающий, умирающий Пассивность, бездействие, угасание Обломовщина Работающий, решающий, живущий

Слайд 18
Любовь Взаимная, прекрасная Крепнущая, возвышающая, волнующая Весна, счастье, гармония, красота Угнетающая, тускнеющая, угасающая Безответная, трагическая Ненависть


Диаманта

Любовь  Взаимная, прекрасная Крепнущая, возвышающая, волнующая Весна, счастье, гармония, красота Угнетающая, тускнеющая, угасающая Безответная, трагическая Ненависть

Слайд 19
Приём кластер («гроздь») - это выделение смысловых единиц текста и графическое

их оформление в определенном порядке в виде грозди.
«Грозди» — графический прием систематизации материала.
В центре листа записывается ключевое понятие. От него в разные стороны расходятся стрелки – лучи, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи могут ветвиться дальше и дальше.

Кластер

Приём кластер («гроздь») - это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление  в  определенном

Слайд 21Кластер

Кластер

Слайд 22Кластер

Кластер

Слайд 23
Проблема культурного общения школьников - одна из

самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи.

Заключение

Проблема культурного общения школьников - одна из самых важных сегодня в организации социальной

Слайд 24Использованная литература

Использованная литература

Слайд 25Александрова, О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому

языку//Русский язык. – 2006. - №3. – С. 4-6.
2.Антонова Е.С. «Тайна текста и секреты методики», «Русский язык в школе», № 2, 2002г.
3.Бройде, М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М., 2001. – 307с.
4.Выготский, Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996. – 254 с.
5. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.:Высшая школа, 2001. -273с.
6. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2002. - №3. –с. 105. 
7. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М.: Просвещение, 2006.- 325с.
8.Донская, Т.К. Развивающая функция метода коммуникации в обучении русскому языку//Совершенствование работы по развитию речи школьников в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Межвузовский сборник научных трудов. – Л.: ЛГПИ имени А.И. Герцена – 1987. – С.56 – 58.
9.Ефимова Л.И. Анализ художественного текста, Покровск 2003.
10. Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество: Избранные труды. – М.:Просвещение, 1998. -312с.
11. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М.:Владос, 1998.-261с
12.Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. – М.:Высшая школа, 2004. -263с.
13.Ладыженская, Т.А. Курс школьной риторики. (5-11 классы) // Русская словесность. – 1996. – №2. С.5-13.
14.Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1991. – 166 с.
15.Ладыженская, Т.А. Модернизация образования и риторики // Русская словесность. – 2005. - №3. – С. 12 – 15.
16.Ладыженская, Т.А., Ладыженская, Н.В. Риторика и обновление школьного образования // Педагогика. – 2003. - №2. – С. 5-8.
17. Ладыженская, Т.А., Ладыженская, Н.В. Обучение речевым жанрам в курсе школьной риторики // Русская словесность. – 2002. - №4. – С. 4 – 6.
18.Ладыженская, Т.А., Ладыженская, Н.В. Подходы к анализу уроков риторики // Сб. Школа 2100, Вып. 4. – М, 2000. – 154 с.
19.Ладыженская, Т.А., Ладыженская, Н.В. Урок риторики // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003.
20.Леонтьев, А.А. Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1994.- 154 с.
21.Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М., 1965. – 144 с.

Список использованной литературы

Александрова, О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.

Слайд 26



22.Львов, М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000. – 232

с.

23.Малющкин А.Б. «Комплексный анализ текста». Рабочие тетради. 5-11 классы, М., «ТЦ Сфера», 2004г.
24.Машарова Т.В. «Педагогические теории, системы и технологии обучения», Киров,1997г.
25.Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина. [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207
26.Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей. – М.: Наука, 1995. – 124 с.
27.Федоренко Л.П. «Анализ методики и практики методики обучения русскому языку», Курск, 1994г.
28.Ульченко З.Ф. «Диктанты с изменением текста», М., «Просвещение», 1982г.
29.Пахнова Т.М. «Знания о слове и тексте как основа формирования речевых умений и навыков», М., «Просвещение», 1985г.
30.Плёнкин Н.А. «Восприятие текста учащимися», М., «Просвещение», 1985г.
31.Плёнкин Н.А. «Изложение с языковым разбором текста», М., «Просвещение», 1978г.
32.Политова, Н.И. Развитие речи учащихся младших классов. – М.: НОРМА, 2005. – 204 с.
33.Самсонова Т.П., Евсеева К.С., Никифорова Е.П. Я., Текст как основа развития связной русской речи учащихся якутских школ, «Бичик», 1995.
34. Селевко Г. В. Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2004. – №4. – С. 138-143 
35. Селезнева, Е.П. Развитие речи детей. – М.: Владос, 2004. – 156 с.
36.Сенина Н.А. «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012: учебно-методическое пособие», Ростов-на-Дону, «Легион», 2011г.
37.Сенина Н.А. «Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации-2008: учебно-методическое пособие», Ростов-на-Дону, «Легион», 2007г.
38.Сиденко А.С. Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения// Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010.-№4.-С.76-89.
39.Соловейчик, М.С. Первые шаги в изучении языка и речи – М.: Издательство "Флинта", 2000. – 204 с.
40.Сохин, Ф.А. Развитие речи детей школьного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 134 с.
41.Суворова Е.П. «Обучение восприятию и созданию текста – единый творческий процесс», «Русский язык в школе», № 6, 2001г.
42.Филичева, Т.Б, Т.В.Туманова. Совершенствование связной речи - М., 1994. - 154 с.
43.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. – М.: ФИАКР, 1985. – 124 с.
44.Шульгина Н.П. «Работа с текстом как средство формирования личности ученика», «Русский язык в школе», № 3, 2003г.
45.Шипицина Г.М., Петровская С.С. «Дидактические материалы для углублённого изучения русского языка», М., «Просвещение», 1992г.

 

Список использованной литературы

22.Львов, М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000. – 232 с.23.Малющкин А.Б. «Комплексный анализ текста». Рабочие

Слайд 27

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть