Слайд 1Формирование интереса учащихся к урокам русского языка и литературы
Калтыгина И. А.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Шаховская ООШ»
Слайд 3
Интерес-внимание, любопытство, проявляемое к кому-либо, чему-либо, преимущественная
направленность мысли на какой-либо объект.
(Малый академический словарь)
Слайд 4Интерес — положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об
объекте интереса, повышенным вниманием к нему.
(Википедия)
Слайд 6Как формировать интерес?
Для того чтобы возбудить интерес, не нужно указывать
цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели, но нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели.
Слайд 7В частности А.Г. Ковалевым составлена следующая классификация:
по содержанию (направленности):
материальный (с подвидами);
общественно-политический;
профессионально-трудовой;
познавательный:
учебный, специальный, научный;
эстетический;
читательский;
спортивный и др.
Слайд 8Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее
содержание.
Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние).
Слайд 9Однако имеются и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния
содержания учения. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке и технике, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни.
Слайд 10На уроках русского языка большое внимание уделяю текстам: они должны быть
интересны, познавательны , понятны и, самое главное, вызывать эмоции
Слайд 11Диктант «Числительное» (6 класс )
Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое
глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.
Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.
Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.
Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.
Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.
Слайд 12 Объяснительный диктант (5 класс )
Растения-хищники
Некоторые растения ловят насекомых и едят их.
Такие растения называют хищниками.
В Центральной Европе распространено растение росянка. На его листочках в любое время суток блестят прозрачные росинки. Но это не роса, а клейкое вещество. Насекомое опускается на листок и прочно прилипает.
В Португалии произрастает португальская мухоловка. Она ловит только мух. Ее даже разводят в домах как комнатное растение.
Из энциклопедии «Что? Где? Почему?»
Слайд 14В качестве приема стимулирования часто применяется анализ жизненных ситуаций. Этот метод
обучения непосредственно стимулирует учение за счет максимальной конкретизации знаний.
Слайд 15Например (одно из заданий по русскому языку в 7 классе):
Примите участие
в обсуждении вопроса: «Компьютерные игры: за и против».
1. Любите ли Вы играть в компьютерные игры? А Ваши друзья?
2. Какие положительные стороны Вы видите в увлечении компьютерными играми?
3. Почему многие считают, что компьютерные игры приносят вред?
4. Могут ли компьютерные игры быть единственной формой досуга?
5. Посоветуйте своим сверстникам, как правильно организовать свой досуг.
Слайд 16Сильную мотивацию у учащихся создает метод постановки проблемы, суть которого заключается
в представлении учебного материала урока в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы.
Слайд 17Например:
- Что помогло Васютке выжить в тайге? (Литература. 5 класс. В.П.
Астафьев «Васюткино озеро»)
- В чём странность и привлекательность героев Шукшина? (Литература. 6 класс)
-Нужны ли людям сострадание и доброта? (Литература. 7 класс. А.П. Платонов «Юшка»)
-Что такое любовь? (Литература. 8 класс)
Слайд 18 Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное
преимущество в том, что сразу создает у учащегося мотивацию. Ученики готовы преодолеть трудности, чтобы увидеть, узнать, решить и т.д.
Слайд 19Большинство используемых методов и технологий образовательного процесса, направленных на активизацию познавательной
деятельности и формирование ключевых компетенций школьника: умения учиться, умения общаться, умения жить с людьми, умения работать и зарабатывать, умения работать с информацией и др. обеспечивают ученику свободу выбора способов проработки учебного материала, что создает основу самоопределения. Однако ни одна из технологий не является универсальной. Только их разнообразие делает образовательный процесс оптимальным.
Слайд 21Ресурсы:
http://gekkon12.livejournal.com/5047.html
http://85.142.162.126
http://www.fipi.ru/newrubank