Слайд 1
создание сочинения
по прочитанному тексту
Слайд 2 Правилу следуй упорно:
Чтобы словам было тесно,
Мыслям –
просторно.
Н.А.Некрасов «Форма. Подражание Шиллеру»
Слайд 3Цель
сформировать умение работать над сочинением по прочитанному тексту
хорошо сочинять,
потребно учение, острый разум,
здравое рассуждение, хороший
вкус, знание свойств русского
языка и правил грамматики и,
наконец, истинное о вещах
понятие …
Н.И.Новиков, 1770г.
Слайд 5Алгоритм выполнения
задания «С»
Формулировка проблем исходного текста. (1балл)
Комментарий к сформулированной
проблеме исходного текста (3)
Отражение позиции автора исходного текста (1)
Формулировка собственного мнения по проблеме и его аргументация (3)
Слайд 6Последовательность действий
1. Прочитать текст и определить его тему.
Тема – это то, о чем повествуется,
что описывается, - предмет речи
Слайд 7Последовательность действий
2. Сформулируйте проблему
(К-1)
Проблема – это сложный
вопрос, требующий изучения, разрешения
(Толковый словарь)
Слайд 8Проблема может быть
сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная,
злободневная, острая, назревшая, экологическая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная…
Слайд 9 Проблема может быть
сформулирована
двумя способами:
Слайд 10
Проблема чего? – Одним словом или словосочетанием:
Одиночества
Милосердия
Экологии
Взаимоотношений «отцов и детей»
И
т.д.
Слайд 11
В форме вопроса:
Что такое совесть?
Может ли прогресс быть человечным?
Необходимо ли сострадание
в нашей жизни?
Возможно ли сочетание в жизни человека духовного и материального начал?
Слайд 12
Проблема может быть сформулирована с помощью следующих речевых оборотов:
Коснуться какой-либо проблемы.
Уделить
внимание какой-либо проблеме.
Над какой-либо проблемой думать, работать.
Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.
Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.
Слайд 13Последовательность действий
3. Прокомментировать проблему
(К-2)
Комментарий – рассуждение, пояснительные
замечания по поводу чего-либо
(Толковый словарь)
Слайд 14Комментировать проблему можно в два этапа
(двумя способами)
Слайд 15Комментарий самой проблемы как таковой – сразу после того, как она
сформулирована:
насколько актуальна проблема;
кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;
какова «история вопроса»;
как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы;
есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.
Слайд 162. Комментарий исходного текста, авторского отношения к проблеме (анализ текста, объяснение
его – но
не пересказ!)
Можно:
указать на выделенные автором разные аспекты проблемы;
обратить внимание на композицию текста, способствующую прояснению авторской позиции;
отметить изобразительные средства и синтаксические фигуры, помогающие автору выразить свою мысль ярко и эмоционально.
Слайд 17Последовательность действий
4. Определить и сформулировать позицию автора
т.е. основную мысль текста
(К-3)
(Позиция автора должна быть определена по той проблеме, которую выбрали как основную)
Слайд 18Последовательность действий
5. Сформулировать свое отношение к проблеме, приведя аргументы
(К-4)
При этом своя позиция может не совпадать с авторской («Трудно согласиться с автором в том, что…»)
Слайд 19Сильные (логические)
аргументы
Факты, события.
Статистические данные.
Свидетельства очевидцев.
Ссылки на авторитетных людей, цитаты из
их трудов и произведений.
Пословицы и поговорки
Общественное мнение, отражающее общепринятые нормы.
Слайд 20Эмоциональные (психологические) аргументы:
Эти аргументы призваны заставить адресата «примерить
ситуацию на себя», сострадать, сопереживать ему - или отвергнуть позицию другого, осудить его поступки, поведение и ту систему ценностей, которой он руководствуется.
Слайд 21Заключение
Яркие цитаты
Глубокие умозаключения
Слайд 22В презентации использованы:
Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на
ЕГЭ по русскому языку. Газета «Русский язык», 2006,№12 (http://rus.1september.ru/2006/12/)
Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос В.И., Кочеткова О.Л., Пучкова Л.И., Сокольницкая Т.Н., Степанова Л.С. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. М.:ФИПИ,2010 http://www.fipi.ru/view/sections/63/docs/376.html
Материалы кафедры преподавания русского языка и литературы АПК и ППРО (презентация)