Презентация, доклад элективного курса Богатство русской речи (10-11 классы)

Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия.Л. Н. Толстой.

Слайд 1Автор Камшилина Татьяна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 20
г.Тверь

Программа

элективного курса
для учащихся 10 класса

Богатство русской речи

выход

Автор Камшилина Татьяна Алексеевна,учитель русского языка и литературыМОУ СОШ № 20г.ТверьПрограмма элективного курса для учащихся 10 классаБогатство

Слайд 2 Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы

общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия.
Л. Н. Толстой.
Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять

Слайд 3Цель: расширить знание грамматических норм и норм произношения современного русского языка.
Задачи:


дать общие сведения о языке в соответствии с «Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования»;
обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку»;
систематизировать , закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5-9 классах;
обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим предметам.

Цель: расширить знание грамматических норм и норм произношения современного русского языка.Задачи: дать общие сведения о языке в

Слайд 4УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Слайд 5СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Значение культуры речи в жизни общества.
Освоение норм языка, выработка правильности

речи как условие приобщения к культурным ценностям свободного цивилизованного мира. Исследование факторов, разрушающих нормы литературного языка, с целью их сохранения, поддержания и пропаганды.
Информативная насыщенность речи
Главное назначение речи - быть средством общения, передавать нужную информацию. Условия, от которых зависит содержательность речи. Многообразие форм подачи материала.
Многословие (речевая избыточность) и пустословие. Плеоназм (излишество) и его разновидность тавтология. Лексические повторы. Речь пространная и лаконичная.
Логичность речи
Логичность как важнейшее условие речи. Законы логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Типы логических ошибок.
Точность, ясность и простота речи
«Слово отражает мысль: непонятна мысль - непонятно и слово» (В. Г. Белинский). «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Причины неясности высказывания. Редактирование текста.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫВведение	Значение культуры речи в жизни общества.	Освоение норм языка, выработка правильности речи как условие приобщения к культурным

Слайд 6Богатство речи
Количество слов, используемых в речи, - критерий ее богатства и

бедности.
Многообразие значений слов. Значения основное (прямое, первичное, главное) и производное от него (неосновное, переносное, вторичное). Многообразность лексики - неисчерпаемый источник ее обновления, необычного, неожиданного переосмысления слова.
Слова одинаковые, но разные. Многозначность слов и омонимия. Омоформы. Омофоны. Омографы. Игра слов. Каламбур.
Синонимическое богатство русского языка. Градация. Контрастные слова - антонимы. Оксюморон. Антифразис. Созвучные слова - паронимы.
Разнообразие способов словообразования. Богатство суффиксов в русском языке. Разговорные и просторечные словообразовательные модели.
Стилистические различия в формообразовании имен и глаголов. Многообразие и гибкость системы русского склонения, спряжения. Варианты окончаний имен существительных. Возможности варьирования глагольных форм.
Многообразие синтаксических конструкций. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Богатство речи	Количество слов, используемых в речи, - критерий ее богатства и бедности.	Многообразие значений слов. Значения основное (прямое,

Слайд 7Чистота речи
Засорение речи в результате употребления без надобности диалектизмов, профессионализмов, просторечных

слов, вульгаризмов, речевых штампов, иноязычных слов, канцеляризмов, «слов-паразитов».
Уместность речи
Ситуация высказывания. Цели и задачи общения. Необходимость установления контакта между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим). Принцип дихотомии (уместно - неуместно) при выборе стиля.
Правильность речи
Понятие нормы литературного языка. Правильный выбор слова. Требования лексической сочетаемости. Морфологические нормы. Употребление частей речи. Параллельные формы имен существительных. Формы рода. Особенности в склонении неко­торых существительных. Варианты падежных окончаний сущест­вительных. Единственное и множественное число существитель­ных. Разные формы имен прилагательных. Использование в речи имен числительных. Секреты местоимений. Особенности употребления глаголов.
Чистота речи	Засорение речи в результате употребления без надобности диалектизмов, профессионализмов, просторечных слов, вульгаризмов, речевых штампов, иноязычных слов,

Слайд 8МОДЕЛЬ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

МОДЕЛЬ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ  В АСПЕКТЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Слайд 9 Коммуникативная культура - это совокупность умений и навыков в области общения

и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения. Очевидно, что коммуникативная культура - это основа общей культуры личности, базовый компонент культуры. Базовый компонент культуры личности обеспечивает готовность личности к жизненному самоопределению, является условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью, что с очевидностью не может состояться без коммуникативной культуры. Она есть средство создания внутреннего мира личности, богатства ее содержания, отражающего жизненные идеалы, направленность личности, культуру ее жизненного самоопределения.
Коммуникативная культура - это совокупность умений и навыков в области общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют

Слайд 10Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке

может и должна помочь людям
в их борьбе за хорошее, действенное слово,
за речевую культуру.


Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке может и должна помочь людям в

Слайд 11ЛИТЕРАТУРА
Р. И. Аванесов. Русское литературное произношение. – М., 1984.
Б.Н. Головин. Основы

культуры речи. – М., 1980.
И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь. Книга о хорошей речи.- М., 1997.
Т.А. Ладыженская. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М., 2000.
ЛИТЕРАТУРАР. И. Аванесов. Русское литературное произношение. – М., 1984.Б.Н. Головин. Основы культуры речи. – М., 1980.И.Б. Голуб,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть