Слайд 1IX Сергиевские педагогические чтения
Духовная поэзия
как средство
нравственного воспитания школьников
Учитель русского
языка и литературы
МБОУ «Мишутинская СОШ»
Лаптева С.А.
Слайд 2С.Н.Шленова (монахиня Мария)
Искусно сделанный цветок
Китайским шёлком отливает,
Но ни пчела, ни шмель,
ни мотылек
К нему не направляет свой полет.
К прекрасному – никто не подлетает.
И сердце, где любовь не обитает,
Другой души к себе не привлечет.
Слайд 3Из ежегодного Послания Президента
Российской Федерации В.В.Путина
Федеральному Собранию (12.12.2013г.).
«Нам
нужны школы, которые не просто
учат… но и … воспитывают личность.
Граждан страны – впитавших ее
ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих
высокой внутренней культурой,
способных творчески и самостоятельно
мыслить»
Слайд 4Дидактика
Учение о преподавании
Дидактическая поэзия – поэзия, долженствующая поучать.
Слайд 5дидактическая поэзия
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ(греч., от didaskein - обучать). Изложение в поэтической форме
каких-нибудь нравоучительных истин. (Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ (греч.) Поэзия, которая имеет предметом показать начала какой-нибудь науки или искусства.
(Источник: «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ поэзия, прибегающая к стихотворной форме с целью поучения читателя или сообщения ему полезных сведений. (Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Павленков Ф., 1907)
Слайд 6«Учительный» эпос
- это не житейски-моралистическая, а философская дидактика, не постылая
обыденная мудрость,
а
восторг ума,
дерзновенно проникающего
в тайну бытия.
Слайд 7
Если вселенная – школа, то история, и прежде всего "священная история",
– педагогический процесс. Эта мысль намечалась уже в Ветхом Завете: "Бог учит тебя, как человек"
Слайд 8
Мир во времени и пространстве поставлен под знак школы.
Время … имеет смысл постольку, поскольку это есть время педагогической переделки человека.
Слайд 11Книга
«Уроки Преподобного Сергия» (2013г.).
Слайд 12Идея проекта
Создать книгу для учителя, желающего использовать в профессиональной деятельности
достижения духовной поэзии как морально-этическую опору для создания особого климата на уроке
Слайд 13Использовать можно по-разному
Читать, настраивая внутренний мир на определенную волну.
Читать ученикам, вызывая
у них положительный эмоциональный отклик.
Проводить глубокий анализ стихов поэтов-классиков.
Слайд 14Запуталась звезда
В сети ветвей,
И не уйти ей
От любви моей
(С.Н.Шленова,
Слайд 15
Эти притчи рассчитаны на то, чтобы во время чтения человек пытался
останавливать мельницу ума, мелющую бесконечные помыслы. Нужно учиться читать так, чтобы сердце откликнулось.
Слайд 16 К уроку:
Г.Р.Державин «Властителям и судиям»
Принявши власть добро творить,
Возможность защищать
гонимых,
Без страха правду говорить,
Не зреть на лица подсудимых –
Вы все творите напротив!
И совесть лестью усыпив,
Среди утех, пиров блестящих,
Не слышите стенящих вдов,
Поющих истину певцов
И нищих, под окном просящих! (неизв. автор XIX )
Слайд 17К уроку:
М.В.Ломоносов. Поэзия.
Блажен, кто злым в совет не ходит,
Не хочет
грешным в сад ступать,
И с тем, кто в пагубу приводит,
В согласных мыслях заседать.
Господь на праведных взирает
И их в пути своем хранит;
От грешных взор свой отвращает
И злобный путь их погубит.
(М.В.Ломоносов Преложение псалма 1, 1743-1751)
Слайд 18К уроку:
И.А.Крылов. Поэзия.
Подражание 37 псалму
Ода, выбранная из псалма 96-го
Ода, выбранная
из псалма 51-го
Чем хвалишься во злобе, сильный,
Что мочен наносить ты вред?
Глагол твой, лестию обильный,
Как ядом растворенный мед;
Язык твой – бритва изощренна;
В груди кипит всех злоб геенна.
Слайд 19К уроку:
И.И. Дмитриев Поэзия
Духовная песнь, извлеченная из 48 псалма
Преложение 49-го
псалма
Подражание 136-му псалму
«…Из уст твоих течет яд лести,
И злоба ухищренных змей;
Ты брату ков творил из мести,
Корысти разделял татей.
О лицемеры! вечно ль стану
Я гром удерживать в руках?
Вострепещите! Гряну, гряну
И уничтожу яко прах!»
Слайд 20К уроку:
Н.М.Шатров. Поэзия
Подражание псалму ЧС-му
Подражание псалму LV-му (1805)
Ты знаешь, как
мы в силах скудны;
И знаешь, как тиран могущ;
И знаешь, как мы безрассудны,
И знаешь, как наш дух падущ.
Ты знаешь, что на бранном поле
Мы без тебя не устоим:
И пасть должны мы поневоле
С земным могуществом своим.
Слайд 21К уроку:
В.К.Кюхельбекер
Упование на Бога (1822)
К Богу (1824)
Псалом 103(1826-1829)
Псалом 102 (1832)
Псалом
143
На Бога возложу надежду:
Не Он ли в мир меня облек?
Не Он ли черную одежду,
Хулу и скорбь с меня совлек?..
Десницу к звучному органу
Простру и воскрылюсь душой:
Тебя, мой Боже, славить стану;
Ты меч, и щит, и панцирь мой!
Слайд 22К уроку:
Ф.Н.Глинка
К Богу правды (1821)
Плач пленных иудеев (1822)
Вопль раскаяния (1823)
Молитва
души (1823)
Созерцание (1823)
Блаженство праведного (1824)
Победа (1825)
Из псалма 43-го (после 1825)
Псалом 62 (1826)
Псалом 103-й (1832)
Подражание псалму 92-му
«Кифару взял Давид…» (1831)
Увы! Неволи дни суровы
Органам жизни не дают:
Рабы, влачащие оковы,
Высоких песен не поют!
Слайд 23К уроку:
Н.М.Языков
Подражание псалму XIV (1830)
Подражание псалму
Ему не нужен пир разврата;
Он
лишний гость на том пиру,
Где брат обманывает брата,
Сестра клевещет на сестру;
Ему не нужен праздник шумный,
Куда не входят стыд и честь,
Где суесловят вольнодумно
Хула, злоречие и лесть.
Слайд 24К уроку:
К.Д.Бальмонт
На мотив псалма XVIII-го
Ночь ночи открывает знанье
Дню ото дня
передается речь.
Чтоб славу Господа непопранной сберечь,
Восславить Господа должны его созданья.
Слайд 25К уроку:
В.Я Брюсов «Псалом Давида» (1912)
И.А.Бунин «Псалтирь» (10.11.1916)
Федор Сологуб «Арфа Давида»
(1895)
Слайд 26Из "Книги притчей Соломоновых":
Пойди к муравью, ленивец,
посмотри на дела его и
вразумись!
Нет у него ни начальника,
ни надсмотрщика, ни повелителя, –
но он с лета готовит хлеб свой,
собирает в пору жатвы корм свой!91
...Вот четыре малых на земле,
но они мудрые мудрецы:
муравьи – не сильный народ,
но с лета готовят себе корм;
горные мыши – слабый народ,
но ставят домы свои на скале;
саранча не имеет царя,
но выступает вся, как боевой строй;
лапками цепляется геккон,
но обитает в чертогах царей92.
Слайд 27Лаптева С.А.
Современный учитель, несмотря на его несомненную высокую эрудицию
и университетскую начитанность, не часто обращается к научным работам по педагогике, возможно, и несущем в себе интересное содержание, но грешащим наукообразным языком, нечеткостью высказанных позиций, неоправданно высокими объемами.
Слайд 28Документ
Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011-2015 годы
(утверждена постановлением
Правительства Российской Федерации от 20июня 2011 г. № 492),
Слайд 29Миссия школы
Формирование личности
высоконравственного
гражданина,
ориентированного на
профессиональное
саморазвитие,
гуманистические и
семейные ценности.
Слайд 30ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ
Создание субъект-субъектного
воспитательно-образовательного
пространства
для детей и подростков
на основе интеграции
образования и
духовно-нравственного
воспитания
Слайд 31С.Н.Шленова, монахиня Мария
И я храню, как аленький цветок,
В дуще моей, убогой
и простой,
Живой неугасимый огонек
Святой поэзии земли родной.
1991
Слайд 32Источники
Ветхий Завет в русской поэзии XVII- XX веков, М. Ключ, Свято-Троицкая
Лавра, 1996
Псалтирь в русской поэзии XVII- XX веков, М. Ключ, Свято-Троицкая Лавра, 1995
Красное яичко к Христову дню, М, Фонд им. И.Д. Сытина, 2001
Оптинский цветник, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007
Троицкий цветник, М, «Благовест», 2011
http://rus-usadba-volkova.ru/filosofiya-russkoy-usadby/russkij-duh.html