Презентация, доклад доклада Смысловое чтение

Содержание

Национальная программа поддержки и развития чтения «Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда

Слайд 1Смысловое чтение учебного и научного текста
Выполнила: Афонина Т.А., учитель русского языка

и литературы
МБОУСОШ г. Сурска
Городищенского района
Пензенской области
Смысловое чтение учебного и научного текстаВыполнила: Афонина Т.А., учитель русского языка и литературы МБОУСОШ г. СурскаГородищенского района

Слайд 2Национальная программа поддержки и развития чтения
«Возрастающий дефицит знаний и конструктивных

идей в российском обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пре­небрежения чтением... на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».
Национальная программа поддержки и развития чтения «Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе во многом

Слайд 3Чтение
как вид речевой деятельности
Чтение - вид речевой деятельности, «направленный на

смысловое восприятие графиче­ски зафиксированного текста»
Чтение как вид речевой деятельностиЧтение - вид речевой деятельности, «направленный на смысловое восприятие графиче­ски зафиксированного текста»

Слайд 4Механизмы чтения
Механизм внутреннего проговаривания, когда читающий не только видит текст, но

и проговаривает его про себя, как бы слыша себя со стороны;
Вероятностное прогнозирование (антиципация), которое проявляется на смысловом и словесном уровнях: смысловое прогнозирование предполагает умение по названию, по пер­вым фактам и пр. предвосхитить развертывание содержания, словесное прогнозирование со­стоит в умении по первым буквам угадывать слова, по первым словам - синтаксическую конструкцию, по первому предложению - дальнейшее построение абзаца;
Механизм эквивалентных смысловых замен, который обеспечивает адекватное воспри­ятие и воспроизведение полученной информации и тесным образом связан с работой меха­низмов памяти (долговременной и оперативной).
Механизмы чтенияМеханизм внутреннего проговаривания, когда читающий не только видит текст, но и проговаривает его про себя, как

Слайд 5Структура читательской деятельности
Предварительная ориентировка
Планирование
Осуществление деятельности
понимание предметного содержания текста (о

чем?);
понимание обобщенного содержания (основной мысли);
понимание подтекста (включение текстовой информации в круг собственных мыслей и чувств, личностного отношения к прочитанному);
понимание структуры смысловых связей, умение предугадывать скрытые вопросы.
4. Контроль
Структура читательской деятельностиПредварительная ориентировка Планирование Осуществление деятельностипонимание предметного содержания текста (о чем?);понимание обобщенного содержания (основной мысли);понимание подтекста

Слайд 6Функции чтения
ценностно-ориентационная, которая реализуется в чтении для личных целей, читают в

этом случае, как правило, личные письма, художественную и публицистическую литературу, биографии, на­учно-популярные тексты и пр.;
регулятивная, которая реализуется в чтении для общественных или рабочих целей (чи­тать, чтобы уметь, сделать что-то); это чтение включает документы, информацию различного рода об общественно значимых событиях, инструкции, деловые письма, рекомендации и пр.;
познавательная, которая реализуется в чтении для получения образования; это чтение учебной, научной литературы, специально подобранных для обучающих целей текстов и др.
Функции чтенияценностно-ориентационная, которая реализуется в чтении для личных целей, читают в этом случае, как правило, личные письма,

Слайд 7Виды чтения
просмотровое чтение, направленное на получение самого общего представления о

со­держании книги, статьи, о ее теме или нахождение конкретной информации, факта и пр.;
поисковое (сканирующее), направленное на отыскание в тексте или его фрагменте ка­кой-либо информации (факта, имени, даты и пр.);
ознакомительное (ориентировочное), цель которого - извлечение основной информа­ции, понимание основного содержания текста, получение общего представления о круге во­просов, затрагиваемых в данном издании, и путях их решения;
изучающее (аналитическое, рефлексивное, углубленное), предполагающее всесторон­нее максимально полное и точное понимание текстовой информации, критическое, творче­ское её рассмотрение, самостоятельное толкование положений и выводов.
Виды чтения просмотровое чтение, направленное на получение самого общего представления о со­держании книги, статьи, о ее теме

Слайд 8Стратегии чтения учебных и научных текстов
Хорошие читатели отслеживают своё пони­мание,
встречаясь

с новой информацией.
Дж. Стил

Н.Н. Сметанникова, специалист по вопросам чтения

«<...> стратегия (в обучении) - это в первую очередь систематизированный план, программа дей­ствий и операций, осознанно применяемая для управления обучения с целью его улучшения»

Стратегии чтения учебных и научных текстовХорошие читатели отслеживают своё пони­мание, встречаясь с новой информацией.Дж. СтилН.Н. Сметанникова, специалист

Слайд 9Каталог стратегий чтения
Таблица «плюс - минус - интересно» (ПМИ) и её

модификация «плюс - минус - вопрос» (ПМ?).

Таблица «знаю - хочу знать - узнал»

Каталог стратегий чтенияТаблица «плюс - минус - интересно» (ПМИ) и её модификация «плюс - минус - вопрос»

Слайд 10Таблица «Верные - неверные утверждения»
Перед началом чтения текста учащимся предлагаются некоторые

утверждения, справедливость которых школьники должны определить, обосновывая свой ответ. После чтения не обходимо вернуться к этим утверждениям и вновь оценить их достоверность, используя по лученную из текста информацию.
Стратегия «SQ3R» (обзор - вопрос - чтение - изложение)
Способ «SQ3R» (Ф.Робинсон) расшифровывается следующим образом:
S (Survey);
Q (Question) - вопрос;
R (Read) - чтение;
R (Recall) - повторение;
R (Review) - вывод, резюме.
Таблица «Верные - неверные утверждения»Перед началом чтения текста учащимся предлагаются некоторые утверждения, справедливость которых школьники должны определить,

Слайд 11Кластеры - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в

определённом порядке в виде грозди
Кластеры («грозди») - графический приём систематизации материала. Система класте­ров охватывает большее число информации, чем при обычной письменной работе. Струк­турные модели кластеров: ромашка, треугольник, цепочка, смысловая мозаика, солнечная система (сложная ромашка).
Кластеры - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде гроздиКластеры («грозди»)

Слайд 12Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

Слайд 13«Мозаика»
Каждый учащийся получает одну из частей текста, все обладатели одинаковых фрагмен­тов

собираются в отдельные группы и пытаются прогнозировать содержание и структуру тек­ста по фрагменту, формулируя его тему. Затем школьники собирают из фрагментов общий текст, обсуждая его проблематику, композицию и обосновывая порядок следования частей.
«Мозаика»Каждый учащийся получает одну из частей текста, все обладатели одинаковых фрагмен­тов собираются в отдельные группы и пытаются

Слайд 14ИНСЕРТ-маркировка текста значками по мере его чтения.
I - interactive интерактивная
N

- noting размечающая
S - System система
Е - effective для эффективного
R - reading чтения
T - thinking и размышления
«v» - уже знал
«+» - новое
«-» - думал иначе
«!» - содержится важная информация
«?» - не понял, есть вопросы
ИНСЕРТ-маркировка текста значками по мере его чтения.I - interactive интерактивная N - noting размечающая S - System

Слайд 15Бортовой журнал
Бортовые журналы - обобщающее название различных приёмов обучающего письма, согласно

которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте школьники записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:
Левая колонка бортового журнала заполняется перед чтением. При чтении, во время па­уз и остановок, учащиеся заполняют правую графу, связывая полученную информацию со своим личным опытом.
Бортовой журналБортовые журналы - обобщающее название различных приёмов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы

Слайд 16Дневники
Приём двухчастного дневника даёт возможность читателю увязать содержание текста со своим

личным опытом. Особенно продуктивны двойные дневники, когда учащимся нужно прочитать текст большого объёма дома.
В левой части дневника учащиеся записывают те выдержки из текста, которые произве­ли на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то ассоциации, воспоминания, озадачили их, вызвали восторг или несогласие, гнев. Справа они должны дать комментарий: что заста­вило их записать именно эту цитату.
Трёхчастный дневник имеет третью графу - «вопросы к учителю». Этот приём позволя­ет не только работать с текстом, но и обращаться к учителю по поводу прочитанного.

ДневникиПриём двухчастного дневника даёт возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно продуктивны двойные дневники,

Слайд 17 «Чтение /Суммирование в парах»
«Чтение / Суммирование в парах» предполагает, что

учащиеся делятся на пары и читают текст. Они поочерёдно читают разделы текста (вслух или про себя), затем один суммирует основное содержание, а другой задаёт исследовательские вопросы по тексту, на которые они совместно пытаются ответить. После чего они меняются ролями и читают следующий раздел текста.
«Зигзаг» («Мозаика II»)
Учащиеся, разбившись на группы по 3-5 человек (количество зависит от числа частей, на которые будет разделён текст), получают задание - прочитать общий для всех текст. По­знакомившись со всем материалом, каждый получает номер в своей домашней группе. Со­гласно этим номерам школьники на время расходятся по экспертным группам, в каждой из которых организуется подробное изучение одной из частей текста по проблемным вопросам, заранее приготовленным преподавателем. Затем учащиеся возвращаются в прежние «до­машние» группы, где осваивают содержание всего текста, помогая друг другу.
«Чтение /Суммирование в парах»«Чтение / Суммирование в парах» предполагает, что учащиеся делятся на пары и читают

Слайд 18 «Карта идей /понятий»
«Карта идей / понятий» предлагает учащимся индивидуально или

в малых группах изо­бразить содержание текста (или отдельного понятия из текста) в виде карты. Карты идей и понятий могут быть, достаточно простыми, например, в виде блок-схем, а могут содержать сложные ответвления.
Кроме фиксации основных идей и их доказательств, школьники могут установить внут­ренние логические связи текста и изобразить графически неявные модели.
«Карта идей /понятий»«Карта идей / понятий» предлагает учащимся индивидуально или в малых группах изо­бразить содержание текста

Слайд 19 «Критические дискуссионные группы»
«Критические дискуссионная группа» - вид работы, предполагающий, что

школьники подходят к тексту с заведомым скептицизмом и подвергают сомнению его содержание.
«Критические дискуссионные группы»«Критические дискуссионная группа» - вид работы, предполагающий, что школьники подходят к тексту с заведомым

Слайд 20«Перекрёстная дискуссия»
Форма таблицы для перекрёстной дискуссии

«Перекрёстная дискуссия»Форма таблицы для перекрёстной дискуссии

Слайд 21 «Тесты по чтению»
Такой вид работы предлагает участникам, которые разбились на

пары, составить друг для друга тест по тем понятиям и идеям, которые содержатся в тексте. После выполнения тестов парам предлагается сверить ответы, обсудить тесты на предмет точности вопросов, их связи с текстом. Если в процессе обсуждения между партнёрами возникают серьёзные разногласия, учитель может выступить в качестве арбитра.
«Список»
Технология «Список» предполагает составление плана дальнейшего чтения со следующими разделами:
-перечитать;
-прочитать: а) художественная, б) научная литература.
Используется при рассмотрении учебной проблемы.
«Тесты по чтению»Такой вид работы предлагает участникам, которые разбились на пары, составить друг для друга тест

Слайд 22«Фишбоун»
Используется при рассмотрении учебной проблемы.
В процессе чтения ученики работают со схемой

«Фишбоун» (рыбий скелет)
«Фишбоун»Используется при рассмотрении учебной проблемы.В процессе чтения ученики работают со схемой «Фишбоун» (рыбий скелет)

Слайд 23 «Пузыри»
В центре должен быть помещён главный факт, выделенный вами из

текста, а вокруг про­блемы, решения, последствия, связанные с ним.
«Пузыри»В центре должен быть помещён главный факт, выделенный вами из текста, а вокруг про­блемы, решения, последствия,

Слайд 24«Пирамида фактов»
Стратегия заключается в заполнении треугольника (пирамиды), где в верхней части

треугольника помеща­ются важные знания (ВЗ), в средней - рабочие (опера­тивные, текущие) факты, а самом низу (в основании пи­рамиды) - важные детали.

«Пирамида фактов»Стратегия заключается в заполнении треугольника (пирамиды), где в верхней части треугольника помеща­ются важные знания (ВЗ), в

Слайд 25«Концептуальная таблица»
«Концептуальная таблица» (разработана Дж. Стил, Ч. Темплом) особенно полезна, когда

предполагается сравнение трёх или более объектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали - различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
Пример концептуальной таблицы «Культура доколумбовой Америки»
«Концептуальная таблица»«Концептуальная таблица» (разработана Дж. Стил, Ч. Темплом) особенно полезна, когда предполагается сравнение трёх или более объектов

Слайд 26«РАФТ»
Стратегия «РАФТ» (в пер. с англ. - плот) была предложена К.

Сантой в 1988 году.
Название представляет собой сокращение:
Р(оль)
А(удитория)
Ф(орма)
Т(ема)
«РАФТ»Стратегия «РАФТ» (в пер. с англ. - плот) была предложена К. Сантой в 1988 году.Название представляет собой

Слайд 27«Синквейн»
«Синквейн - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконич­ной форме,

что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе изученных знаний»
Это стихотворе­ние, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существи­тельное); во второй даётся описание предмета (два прилагательных или причастия), в треть­ей, состоящей из трёх глаголов, характеризуются действия предмета; в четвёртой строке приводится фраза, обычно из четырёх значимых слов, выражающих отношение автора к предмету; в пятой строке - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).

«Синквейн»«Синквейн - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконич­ной форме, что позволяет описывать суть понятия или

Слайд 28Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть