Слайд 1Смысловое чтение учебного и научного текста
Выполнила: Афонина Т.А., учитель русского языка
и литературы
МБОУСОШ г. Сурска
Городищенского района
Пензенской области
Слайд 2Национальная программа поддержки и развития чтения
«Возрастающий дефицит знаний и конструктивных
идей в российском обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением... на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».
Слайд 3Чтение
как вид речевой деятельности
Чтение - вид речевой деятельности, «направленный на
смысловое восприятие графически зафиксированного текста»
Слайд 4Механизмы чтения
Механизм внутреннего проговаривания, когда читающий не только видит текст, но
и проговаривает его про себя, как бы слыша себя со стороны;
Вероятностное прогнозирование (антиципация), которое проявляется на смысловом и словесном уровнях: смысловое прогнозирование предполагает умение по названию, по первым фактам и пр. предвосхитить развертывание содержания, словесное прогнозирование состоит в умении по первым буквам угадывать слова, по первым словам - синтаксическую конструкцию, по первому предложению - дальнейшее построение абзаца;
Механизм эквивалентных смысловых замен, который обеспечивает адекватное восприятие и воспроизведение полученной информации и тесным образом связан с работой механизмов памяти (долговременной и оперативной).
Слайд 5Структура читательской деятельности
Предварительная ориентировка
Планирование
Осуществление деятельности
понимание предметного содержания текста (о
чем?);
понимание обобщенного содержания (основной мысли);
понимание подтекста (включение текстовой информации в круг собственных мыслей и чувств, личностного отношения к прочитанному);
понимание структуры смысловых связей, умение предугадывать скрытые вопросы.
4. Контроль
Слайд 6Функции чтения
ценностно-ориентационная, которая реализуется в чтении для личных целей, читают в
этом случае, как правило, личные письма, художественную и публицистическую литературу, биографии, научно-популярные тексты и пр.;
регулятивная, которая реализуется в чтении для общественных или рабочих целей (читать, чтобы уметь, сделать что-то); это чтение включает документы, информацию различного рода об общественно значимых событиях, инструкции, деловые письма, рекомендации и пр.;
познавательная, которая реализуется в чтении для получения образования; это чтение учебной, научной литературы, специально подобранных для обучающих целей текстов и др.
Слайд 7Виды чтения
просмотровое чтение, направленное на получение самого общего представления о
содержании книги, статьи, о ее теме или нахождение конкретной информации, факта и пр.;
поисковое (сканирующее), направленное на отыскание в тексте или его фрагменте какой-либо информации (факта, имени, даты и пр.);
ознакомительное (ориентировочное), цель которого - извлечение основной информации, понимание основного содержания текста, получение общего представления о круге вопросов, затрагиваемых в данном издании, и путях их решения;
изучающее (аналитическое, рефлексивное, углубленное), предполагающее всестороннее максимально полное и точное понимание текстовой информации, критическое, творческое её рассмотрение, самостоятельное толкование положений и выводов.
Слайд 8Стратегии чтения учебных и научных текстов
Хорошие читатели отслеживают своё понимание,
встречаясь
с новой информацией.
Дж. Стил
Н.Н. Сметанникова, специалист по вопросам чтения
«<...> стратегия (в обучении) - это в первую очередь систематизированный план, программа действий и операций, осознанно применяемая для управления обучения с целью его улучшения»
Слайд 9Каталог стратегий чтения
Таблица «плюс - минус - интересно» (ПМИ) и её
модификация «плюс - минус - вопрос» (ПМ?).
Таблица «знаю - хочу знать - узнал»
Слайд 10Таблица «Верные - неверные утверждения»
Перед началом чтения текста учащимся предлагаются некоторые
утверждения, справедливость которых школьники должны определить, обосновывая свой ответ. После чтения не обходимо вернуться к этим утверждениям и вновь оценить их достоверность, используя по лученную из текста информацию.
Стратегия «SQ3R» (обзор - вопрос - чтение - изложение)
Способ «SQ3R» (Ф.Робинсон) расшифровывается следующим образом:
S (Survey);
Q (Question) - вопрос;
R (Read) - чтение;
R (Recall) - повторение;
R (Review) - вывод, резюме.
Слайд 11Кластеры - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в
определённом порядке в виде грозди
Кластеры («грозди») - графический приём систематизации материала. Система кластеров охватывает большее число информации, чем при обычной письменной работе. Структурные модели кластеров: ромашка, треугольник, цепочка, смысловая мозаика, солнечная система (сложная ромашка).
Слайд 12Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
Слайд 13«Мозаика»
Каждый учащийся получает одну из частей текста, все обладатели одинаковых фрагментов
собираются в отдельные группы и пытаются прогнозировать содержание и структуру текста по фрагменту, формулируя его тему. Затем школьники собирают из фрагментов общий текст, обсуждая его проблематику, композицию и обосновывая порядок следования частей.
Слайд 14ИНСЕРТ-маркировка текста значками по мере его чтения.
I - interactive интерактивная
N
- noting размечающая
S - System система
Е - effective для эффективного
R - reading чтения
T - thinking и размышления
«v» - уже знал
«+» - новое
«-» - думал иначе
«!» - содержится важная информация
«?» - не понял, есть вопросы
Слайд 15Бортовой журнал
Бортовые журналы - обобщающее название различных приёмов обучающего письма, согласно
которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте школьники записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:
Левая колонка бортового журнала заполняется перед чтением. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую графу, связывая полученную информацию со своим личным опытом.
Слайд 16Дневники
Приём двухчастного дневника даёт возможность читателю увязать содержание текста со своим
личным опытом. Особенно продуктивны двойные дневники, когда учащимся нужно прочитать текст большого объёма дома.
В левой части дневника учащиеся записывают те выдержки из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то ассоциации, воспоминания, озадачили их, вызвали восторг или несогласие, гнев. Справа они должны дать комментарий: что заставило их записать именно эту цитату.
Трёхчастный дневник имеет третью графу - «вопросы к учителю». Этот приём позволяет не только работать с текстом, но и обращаться к учителю по поводу прочитанного.
Слайд 17 «Чтение /Суммирование в парах»
«Чтение / Суммирование в парах» предполагает, что
учащиеся делятся на пары и читают текст. Они поочерёдно читают разделы текста (вслух или про себя), затем один суммирует основное содержание, а другой задаёт исследовательские вопросы по тексту, на которые они совместно пытаются ответить. После чего они меняются ролями и читают следующий раздел текста.
«Зигзаг» («Мозаика II»)
Учащиеся, разбившись на группы по 3-5 человек (количество зависит от числа частей, на которые будет разделён текст), получают задание - прочитать общий для всех текст. Познакомившись со всем материалом, каждый получает номер в своей домашней группе. Согласно этим номерам школьники на время расходятся по экспертным группам, в каждой из которых организуется подробное изучение одной из частей текста по проблемным вопросам, заранее приготовленным преподавателем. Затем учащиеся возвращаются в прежние «домашние» группы, где осваивают содержание всего текста, помогая друг другу.
Слайд 18 «Карта идей /понятий»
«Карта идей / понятий» предлагает учащимся индивидуально или
в малых группах изобразить содержание текста (или отдельного понятия из текста) в виде карты. Карты идей и понятий могут быть, достаточно простыми, например, в виде блок-схем, а могут содержать сложные ответвления.
Кроме фиксации основных идей и их доказательств, школьники могут установить внутренние логические связи текста и изобразить графически неявные модели.
Слайд 19 «Критические дискуссионные группы»
«Критические дискуссионная группа» - вид работы, предполагающий, что
школьники подходят к тексту с заведомым скептицизмом и подвергают сомнению его содержание.
Слайд 20«Перекрёстная дискуссия»
Форма таблицы для перекрёстной дискуссии
Слайд 21 «Тесты по чтению»
Такой вид работы предлагает участникам, которые разбились на
пары, составить друг для друга тест по тем понятиям и идеям, которые содержатся в тексте. После выполнения тестов парам предлагается сверить ответы, обсудить тесты на предмет точности вопросов, их связи с текстом. Если в процессе обсуждения между партнёрами возникают серьёзные разногласия, учитель может выступить в качестве арбитра.
«Список»
Технология «Список» предполагает составление плана дальнейшего чтения со следующими разделами:
-перечитать;
-прочитать: а) художественная, б) научная литература.
Используется при рассмотрении учебной проблемы.
Слайд 22«Фишбоун»
Используется при рассмотрении учебной проблемы.
В процессе чтения ученики работают со схемой
«Фишбоун» (рыбий скелет)
Слайд 23 «Пузыри»
В центре должен быть помещён главный факт, выделенный вами из
текста, а вокруг проблемы, решения, последствия, связанные с ним.
Слайд 24«Пирамида фактов»
Стратегия заключается в заполнении треугольника (пирамиды), где в верхней части
треугольника помещаются важные знания (ВЗ), в средней - рабочие (оперативные, текущие) факты, а самом низу (в основании пирамиды) - важные детали.
Слайд 25«Концептуальная таблица»
«Концептуальная таблица» (разработана Дж. Стил, Ч. Темплом) особенно полезна, когда
предполагается сравнение трёх или более объектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали - различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
Пример концептуальной таблицы «Культура доколумбовой Америки»
Слайд 26«РАФТ»
Стратегия «РАФТ» (в пер. с англ. - плот) была предложена К.
Сантой в 1988 году.
Название представляет собой сокращение:
Р(оль)
А(удитория)
Ф(орма)
Т(ема)
Слайд 27«Синквейн»
«Синквейн - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме,
что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе изученных знаний»
Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй даётся описание предмета (два прилагательных или причастия), в третьей, состоящей из трёх глаголов, характеризуются действия предмета; в четвёртой строке приводится фраза, обычно из четырёх значимых слов, выражающих отношение автора к предмету; в пятой строке - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).