Презентация, доклад доклада на МО Нетрадиционные формы урока

Содержание

За последнее десятилетие в обществе произошли коренные перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в

Слайд 1«Нетрадиционные формы урока, как средство повышения познавательной активности учащихся»
Подготовила: учитель русского языка

и литературы мбоу сош № 3 Г. Льгова.
Россихина Елена Николаевна
«Нетрадиционные формы урока, как средство повышения познавательной активности учащихся» Подготовила: учитель русского языка и литературы мбоу сош

Слайд 2За последнее десятилетие в обществе произошли коренные перемены, которые повлияли на все

сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях. Все это не могло не повлиять и на педагогическую ситуацию, требуя качественно нового, не обезличенного подхода к процессу обучения. Одним из путей, способных решить назревшие проблемы образования, является повышение познавательной активности учащихся. Проблема познавательной активности не перестает быть актуальной и значимой по сей день, так как формирование активности в процессе познания является определяющим фактором в самоопределении, самореализации личности. Благодаря особому отношению к учению учащийся способен познать, открыть личностный смысл знаний, воспринять знания и умения как средство самосовершенствования. Познавательная активность позволяет удовлетворить потребность в саморазвитии посредством учения. Познавательная активность учащихся проявляется в отношении к содержанию и процессу обучения, к самой учебно-познавательной деятельности, в направленности и устойчивости познавательных интересов, в стремлении к овладению знаниями и способами деятельности.
Работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся будет наиболее эффективной, а качество знаний учащихся будет выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познавательный интерес.
За последнее десятилетие в обществе произошли коренные перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на

Слайд 3Эффективное развитие творческой познавательной активности у обучаемых обеспечивается их совместной с преподавателем

деятельностью в ходе учебного процесса по следующим направлениям:

1. Целеустремленное развитие мотивов активного познания у обучаемых. 2. Творческое сотрудничество преподавателей и обучаемых на занятиях. 3. Широкое внедрение в процесс проведения занятий диалога и дискуссии. 4. Индивидуализация работы по развитию познавательной активности.

Эффективное развитие творческой познавательной активности у обучаемых обеспечивается их совместной с преподавателем деятельностью в ходе учебного процесса

Слайд 4Важнейшая составная часть познавательной активности - интерес. Прежде всего, интерес возбуждает и

подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Важнейшая составная часть познавательной активности - интерес. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который

Слайд 5Достоинства и недостатки нетрадиционных форм урока
Нетрадиционные формы урока реализуются, как правило,

после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.
Достоинства и недостатки нетрадиционных форм урока Нетрадиционные формы урока реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или

Слайд 6Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а

также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

- осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме; - обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку; - предусматривается минимальное участие в уроке учителя.

Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств

Слайд 7К недостаткам нетрадиционных уроков, снижающим педагогическую эффективность учебного процесса, можно отнести:
1.

Стихийность и бессистемность использования. 2. Отсутствие прогноза положительных изменений 3. Преобладание репродуктивных технологий обучения. 4. Перегрузка некоторых уроков учебным материалом
К недостаткам нетрадиционных уроков, снижающим педагогическую эффективность учебного процесса, можно отнести: 1. Стихийность и бессистемность использования. 2.

Слайд 8Требования к нетрадиционным урокам.
При подготовке и использовании нетрадиционных уроков необходимо учитывать ряд

требований: 1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся; 2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения; 3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания; 4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся; 5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;
6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
Требования к нетрадиционным урокам.  При подготовке и использовании нетрадиционных уроков необходимо учитывать ряд требований: 1. Нестандартные

Слайд 9Дидактические требования к нетрадиционным урокам.
 На уроке учащийся должен получать не

только определенную сумму знаний, но и ощущать поэзию этой важной науки.  Урок должен расширять и углублять знания учащихся, полученные на предыдущих уроках.  Урок должен повышать любознательность и интерес к предмету, стимулировать работоспособность учащихся. 8  Урок должен помогать учителю изучать индивидуальные способности учеников, выявлять среди них одаренных учащихся.  Урок не должен отвлекать учащихся от основного содержания учебной программы при углублении и расширении их знаний.  На уроке ученика надо ставить в условия исследователя, отыскивающего закономерности, важные в творческом или практическом отношении.  Урок должен развивать и совершенствовать ученика на основе сочетания добровольной работы с обязательностью ее выполнения.  В урок должны быть включены элементы занимательности, которые необходимы для жизнерадостной деятельности.  Предлагаемый на уроке материал должен быть доступен учащимся, соответствовать их уровню развития.
Дидактические требования к нетрадиционным урокам.  На уроке учащийся должен получать не только определенную сумму знаний, но

Слайд 10Классификация нетрадиционных форм уроков.
1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок, построенный на

инициативе учащихся, урок — общественный смотр знаний, урок-диспут, урок с применением компьютеров.
Классификация нетрадиционных форм уроков. 1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок, построенный на инициативе учащихся, урок —

Слайд 112.Уроки с использованием игровых ситуаций
урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-соревнование, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион,

урок с использованием дидактической игры, урок-театрализованное представление.
2.Уроки с использованием игровых ситуаций  урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-соревнование, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок с использованием дидактической

Слайд 123. Уроки творчества
урок-сочинение, урок—выпуск "живой газеты", урок изобретательства, комплексно-творческий урок, урок-осмотр самодеятельной выставки.

3. Уроки творчества  урок-сочинение, урок—выпуск

Слайд 134. Традиционные уроки с новыми аспектами
урок-лекция, урок- семинар, урок решения задач, урок-конференция,

урок-экскурсия, урок- консультация, урок-зачет.
4. Традиционные уроки с новыми аспектами  урок-лекция, урок- семинар, урок решения задач, урок-конференция, урок-экскурсия, урок- консультация,

Слайд 14На основании методов и форм их проведения можно выделить следующую классификацию

уроков.
 уроки с измененными способами организации: урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок-встреча;  уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок творчества, урок-сочинение, урок изобретательства, урок-творческий отчет, комплексно-творческий отчет, урок выставка, урок-"удивительное рядом", урок фантастического проекта, урок-рассказ об ученых, урок-бенефис, урок портрет, урок сюрприз, урок — подарок от Хоттабыча;  уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое 10 (будущее), путешествие по стране, поездка на поезде, урок-экспедиция, защита туристических проектов;  уроки с игровой состязательной основой: урок-игра: "Придумай проект", урок-"домино", проверочный кроссворд, урок в форме игры "Лото", урок типа: "Следствие ведут знатоки", урок-деловая игра, игра- обобщение, урок типа КВН, урок - "Что? Где? Когда?", урок эстафета, конкурс, игра, дуэль, соревнование, урок-журнал, урок-викторина, урок- футбольный матч, урок-тест, урок-игра для родителей, урок-ролевая игра: "Семья обсуждает свои планы", урок-дидактическая игра, урок-кроссворд, игра-обобщение, урок—"счастливый промысел", урок-игра "Восхождение";
На основании методов и форм их проведения можно выделить следующую классификацию уроков.  уроки с измененными способами

Слайд 15 уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, защита оценки,

урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения, урок-общественный смотр знаний, урок-консультация, итоговое собеседование, ученическая конференция
 уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар, защита

Слайд 16Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков.
Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок,

и его анализ. 1. Подготовительный В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т. п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимо дидактического материала и т. д.
Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок, и его анализ. 1. Подготовительный

Слайд 172. Собственно урок (выделяется 3 основных этапа): Первый этап. Он является предпосылкой

формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познаватель- ные, развивающие и воспитательные задачи. Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности. Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных "нестандартных" формах организации их мыслительной активности. Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а "растворяется" в каждом из предшествующих этапов.
2. Собственно урок (выделяется 3 основных этапа): Первый этап. Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы

Слайд 183. Анализ В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания,

развития учащихся, так и картину общения — эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
3. Анализ В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и

Слайд 19Модели нетрадиционных форм урока
Урок-проект Метод проектов приобретает в последнее время все больше

сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинированный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.
Модели нетрадиционных форм урока  Урок-проект Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен

Слайд 20Урок пресс-конференция. Имитационная модель. В заводской лаборатории или в научно- исследовательском институте получены

важные теоретические и практические выводы. Однако они противоречат результатам, полученным в другом научном учреждении. На конференцию, где будут заслушаны доклады сотрудников лаборатории или НИИ, прибыли представители прессы. Это сотрудники журналов «Наука и жизнь», «Техника — молодежи», «Юный техник», «Знание — сила», «Квант» и др. Их задача: подготовить материал для своей редакции по вопросам конференции. Представители прессы могут выразить альтернативное мнение.
ФИЗИЧЕСКИЙ ТЕАТР. Театрализованный урок не только не изжил себя, но остался очень значимым как в познавательном, так и в воспитательном плане. Ценность урока в том, что он вносит в познание учащихся новое ощущение, прошедшее через ум, и переживание. В уроке используются игровые ситуации, в которые включаются ирония, юмор, шутка, т. е. элементы веселой игры, снимающие напряжение и однообразие, подчеркивающие ощущение реальности.
Урок пресс-конференция. Имитационная модель. В заводской лаборатории или в научно- исследовательском институте получены важные теоретические и практические

Слайд 21Урок-путешествие. Эти уроки рекомендуются для учащихся подросткового возраста (VII—VIII классы). Педагогические исследования показывают,

что отношение школьников к учению зависит от того, насколько учитель ориентируется в организации учения на их психологические особенности. Подросткам свойственны стремление к самостоятельности, при- знанию сверстников, тяга к романтическому, героическому, что, по их мнению, отсутствует на обычных школьных уроках. Учет этих особенностей не только оправдывает, но и утверждает применение такой формы урока, как игра-путешествие. Для проведения урока ребята разбиваются на команды (не менее трех) и отправляются в путешествие, цель которого вполне конкретна и, безусловно, интересна подросткам. Между командами объявляется соревнование на быстроту достижения цели. Заранее рисуется карта похода, на которой указываются все промежуточные пункты следования. Урок-зачет. Зачет выполняет не только контролирующую функцию, но и основное его назначение – систематизировать и обобщать материал по теме или разделу, уточнить знания по основным вопросам. Для зачета можно использовать итоговые уроки, уроки обобщающего повторения или уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков. В календарно-тематическом плане заранее предусмотреть темы, по которым будет зачет (3-4 в год).
Урок-путешествие. Эти уроки рекомендуются для учащихся подросткового возраста (VII—VIII классы). Педагогические исследования показывают, что отношение школьников к

Слайд 22Урок-экскурсия. Экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные объекты позволяют ознакомить школьников с научными основами

современного производства, главными направлениями современного НТП, проблемами взаимодействия общества и природы. Они дают возможность повторить изученные на уроках важнейшие физические явления и закономерности, выяснить, как поняли их учащиеся, умеют ли они использовать знания для объяснения явлений техники и природы. Значение экскурсий состоит и в том, что они дают возможность учащимся наблюдать применение полученных на уроках знаний по физике в технике, производстве, почувствовать силу человеческого разума в овладении силами природы для улучшения своей жизни, облегчения труда. Обычно учебные экскурсии, предусмотренные программой, проводятся как итоговые в конце полугодия или при завершении изучения большой темы курса физики. Между тем, практика показывает, что иногда экскурсии полезно организовать и как предварительные – до прохождения соответствующего материала, ибо они стимулируют познавательную деятельность учащихся на уроках, позволяют опираться на наблюдавшиеся явления и объекты, создавать конкретные проблемные ситуации. Большую роль в этом играет использование на уроках материалов, собранных во время экскурсии: паспортных данных приборов, установок, машин, сведений о важных деталях машин и оборудования, об отдельных этапах технологических процессов и т.д.
Урок-экскурсия. Экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные объекты позволяют ознакомить школьников с научными основами современного производства, главными направлениями

Слайд 23Урок – соревнование. Урок – соревнование проводится для закрепления у учащихся умений,

навыков решать задачи разных типов – расчетные, качественные, экспериментальные. При этом преследуется цель – сформировать навыки коллективной работы в сочетании с индивидуальной. Урок – деловая игра. Игровая деятельность - одна из ведущих разновидностей деятельности. Феномен игры изучается философами, социологами, психологами, педагогами. В широком смысле игра трактуется как любая деятельность, приносящая удовольствие. Учебно-деловая игра дает возможность:  приобретения школьниками предметно-профессионального и социального опыта, принятия индивидуальных и совместных решений;  формирования познавательной и выявления профессиональной мотивации  закрепления знаний учащимися, применение их в нестандартной обстановке;  формирования профессионально значимых умений и навыков;  развития теоретического и практического мышления;  Урок – деловая игра. Игровая деятельность - одна из ведущих разновидностей деятельности. Феномен игры изучается философами, социологами, психологами, педагогами. В широком смысле игра трактуется как любая деятельность, приносящая удовольствие. Учебно-деловая игра дает возможность:  приобретения школьниками предметно-профессионального и социального опыта, принятия индивидуальных и совместных решений;  формирования познавательной и выявления профессиональной мотивации  закрепления знаний учащимися, применение их в нестандартной обстановке;  формирования профессионально значимых умений и навыков;
Урок – соревнование. Урок – соревнование проводится для закрепления у учащихся умений, навыков решать задачи разных типов

Слайд 24Важнейшая проблема, волнующая всех учителей, — повышение эффективности урока. Снижение уровня знаний

учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, формализмом и скукой.

Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения: - формирование у учащихся интереса и уважения к предмету - воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний; - развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Существует много видов нетрадиционных уроков. Нет предела учительской фантазии. Самые разнообразные типы нетрадиционных уроков в копилке творчески работающего учителя. Но успешное проведение нетрадиционного урока зависит от ряда действий как учителя, так и учеников. Следует заметить, что в выборе нетрадиционных уроков нужна мера. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Важнейшая проблема, волнующая всех учителей, — повышение эффективности урока. Снижение уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется

Слайд 25В общей системе обучения место нетрадиционных уроков определяется самим учителем в

зависимости от содержания материала, а также конкретных условий проведения, и, конечно же, от индивидуальных особенностей самого учителя.

Спасибо за внимание!

В общей системе обучения место нетрадиционных уроков определяется самим учителем в зависимости от содержания материала, а также

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть