Слайд 1Выполнил
обучающийся 5А класса
МБОУ «СОШ № 15»
Недоливко Иван
Руководитель Феофилактова Т.В.,
учитель русского языка и литературы
Слайд 2 Имя человека – самый сладостный и самый важный для
него звук в любом языке.
Дейл Карнеги
Слайд 3Цель исследования:
узнать о происхождении имен;
проследить, какие имена наиболее часто
встречаются и
какие значения имеют.
Слайд 4Задачи исследования:
1) найти четкое определение понятия «имя», дать
характеристику истории русских имен;
2) в результате анкетирования выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения;
3) изучить списки учащихся школы с целью определения частоты употребления имен;
4) проанализировать частоту употребления разных имён.
Слайд 5Ономастика - наука о собственных именах (от греч. ОНОМА- имя)
Антропонимика
изучает имена людей (от греч. АНТРОПОС- человек)
Слайд 6Что такое имя?
Какие бывают имена?
«Имя –
1. Личное название
человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа.
2. Фамилия, семейное название.
3. Личная известность; репутация.
4. Известный, знаменитый человек.
5. Название предмета, явления.
6. В грамматике: разряд склоняемых слов»
Слайд 7 В настоящее время 95% русских людей носят старые, традиционные
календарные русские имена.
При назывании людей важную роль играют:
размер имени;
количество согласных и гласных, их последовательность;
количество слогов
Слайд 8Три этапа в истории русских имен:
дохристианский
До принятия христианства на
Руси славяне выбирали для своих детей любые слова, отражающие в себе:
различные свойства и качества людей, особенности их характера: Умник, Храбр, Добр, Хитр;
особенности поведения, речи: Молчан;
физические достоинства и недостатки: Косой, Хромой, Красава, Кудряш, Черняк, Беляй;
время и "очередность" появления того или иного ребенка в семье: Меньшак, Старшой, Первый, Второй, Третьяк;
профессию: Селянин, Кожемяка и т.д.
Слайд 9период после введения христианства на Руси
церковь стала насаждать вместе с
христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности
Василий, Елена, Агафон, Павел, Кирилл, Анастасия, Александр и др.
Слайд 10новый этап, начавшийся после Октябрьской революции
ознаменовавшийся проникновением в
русский именослов большого числа заимствованных имён и активным имятворчеством.
Большую популярность приобретают новые имена, отражающие события, происходящие в стране.
ОКТЯБРИНА (в честь Октябрьской революции), МАРКСЛЕН(сокращенное от Маркс и Ленин) ВЛАДЛЕН(сокращенная форма от Владимир Ленин), ТРАКТОРИНА(при появлении первых тракторов), ДАЗДРАПЕРМА(сокращенное от «Да здравствует Первое Мая»)
Слайд 11Значительно сократилось общее число используемых традиционных русских имён:
Слайд 12 Наиболее популярные имена в 50-60 годы прошлого века –
Николай, Владимир, Валерий, Анатолий, Александр, Галина, Татьяна, Людмила, Мария.
Во времена рождения наших родителей (примерно 70-80 годы п.в.) – Сергей, Дмитрий, Андрей, Наталья, Ирина, Ольга.
В начале XXI века популярными стали имена – Александр, Владислав, Екатерина, Валерия, Мария.
Слайд 14Знаешь ли ты происхождение и значение своего имени?
Слайд 16 Мы изучили списки учащихся начального и среднего звена МБОУ
«СОШ № 15» и определили, с какой частотой употребляются имена, а также, какие имя встречаются чаще и реже всего
Слайд 17На 1 месте – имя Екатерина (14 человек)
На 2 месте –
имя Мария (12 человек)
На 3 месте – имя Дарья (11 человека)
На 4 месте – имя Анастасия (9 человек)
Слайд 18На 1 месте – имя Максим (15 человек)
На 2 месте –
имя Александр (11 человек)
На 3 месте – имя Никита (10 человек)
На 4 месте – имя Дмитрий (8 человек)
Слайд 19Редкие имена нашей школы:
Мальчики - Мирослав, Степан, Георгий, Омар
Девочки -
Сабрина, Христина, Юлиана.
Слайд 20Выводы:
1) русские личные имена прошли большой путь в
своём развитии;
2) частотность употребления имён в разные времена неодинакова;
3) лидером среди мужских имён учащихся здания №2 МБОУ «СОШ №11» является имя Максим, его носят 15 мальчиков (12%);
4) лидером среди женских имён учащихся нашей школы является имя
Екатерина, его носят 14 девочек (11%);
Слайд 215) именами-фаворитами в нашей школе стали следующие мужские и
женские имена: Мария, Анастасия, Дарья, Никита, Александр, Дмитрий;
6) при выборе имени ребёнку родители, в основном, руководствуются
тем, нравится или нет имя, красиво ли оно, как сочетается с отчеством по
звучанию, а также родственными связями, случайными факторами;
7) большинство учащихся нашего класса не интересуются историей
происхождения своего имени (73%)