Слайд 1Николай Елпидифорович
Каронин - Петропавловский
(1853 – 1892)
Слайд 2Родился в семье священника, первые годы жизни провел в деревне.
1866 г.
- закончил духовное училище и поступил в Самарскую семинарию.
1871 г. - был лишен казенного содержания за непочтительное отношение к начальству и осенью подал заявление о выходе из семинарии, стал усердно готовиться к поступлению в классическую гимназию.
1872 г. - успешно выдержал экзамен в 6-й класс. Однако учеба в гимназии разочаровала, стал пропускать уроки и был отчислен.
1874 г. - увлекшись идеями революционного народничества, летом принял участие в «хождении в народ». Был арестован и помещен в саратовскую тюрьму, затем его перемещают в Петропавловскую крепость в Петербурге. В каземате настойчиво занимается самообразованием.
1878 г. - живет в Петербурге, перебиваясь случайными заработками.
1889 г. - переехал на место жительства в Саратов, где и умер после тяжелой болезни (туберкулез горла).
Его похороны превратились в массовую демонстрацию.
Слайд 3Точных сведений о начале литературной деятельности нет. Первые публикации — рассказ
«Безгласный» под псевдонимом С. Каронин (Отечественные записки.- 1879.- № 12) и повесть «Подрезанные крылья» (Слово.- 1880.- № 4–6).
«Очерки
Донецкого бассейна»
(1883 год)
Слайд 4«… Но уже было сумрачно. Горы уже покрывались ночною мглой, и
хотя они стояли всего в трех верстах от монастыря, но от него до нас достигали только какие-то неопределенные, беловатые контуры. Угасавший свет только ближайшие к нам предметы освещал достаточно ясно: все остальное — и горы, и оба конца грустной реки, и лесное море, — все это уже накрыто было сумеречною мглой…»
Слайд 5«…Там, на левом берегу, конец леса скрывался из глаз, — это
было зеленое море, ровное, неподвижное, а правый берег возвышался крутыми горами, по которым густо лепились стройные сосны. И между этими-то соснами расположился Донец, и не то ленивою негой, не то грустью веяло от его зеленой воды. Нам открывалась только небольшая его полоса; по левую руку от нас он вдруг таинственно скрывался за крутым утесом, также покрытым соснами, а с правой стороны он, казалось, манил за собой, в те лесистые горы, откуда белелись церкви…»
Слайд 6«…Наконец, совершенно задыхаясь, мы взобрались на последнюю площадку, где прилепилась маленькая
церковка. Держась за скалу, мы стали отдыхать. В то же время и взор отдыхал, — для него вдруг открывался необъятный простор, широкое море леса, несколько сел и деревень, а внизу, глубоко под горой, зеленый Донец; даль покрыта была дымкой, и ближайшие места ярко блестели, залитые горячим солнцем. Мы долго не могли оторваться от ветхих перил, отделяющих гору от пропасти, на дне которой сосны казались плотною и низкою густиной…»
Слайд 7«…теперь был конец июня. Лес умолк, луга бесшумно волновались от легкого
ветерка, они были те же, что вчера, но я с трудом узнавал веселый уголок… В нем именно веселья-то и не было. Бал кончился, певцы смолкли, сыграна свадьба, поэзия любви заменилась прозой… Жена, дети, кормление и воспитание, забота ради куска хлеба, карьера — вот за что принялся шумный лесной уголок. Каждая птичья пара, приобревшая детей, озабоченно шныряет по всем направлениям, разыскивает корм, хватает добычу и торопливо тащит ее в гнездо, где ждут разинутые рты. Где-то слышится писк — это дети зовут; где-то воркуют лесные голуби, но в их голосе слышится утомление и недосуг. Прокричал в глухой чаще копчик, но тотчас же и смолк, занятый высматриванием добычи. Насекомые умолкли; кое-где под цветком еще вьется одинокая бабочка, но часы ее уже сосчитаны…»
1. Прочитайте фрагмент.
2. Определите тип текста.
3. Укажите ключевые слова и художественные средства, создающие главный образ.
4. Сформулируйте отношение автора к созданному в этом фрагменте образу.
Слайд 8«…Надо сказать, что мужичья шахта по вертикалу вниз ни в каком
случае не бывает более десяти саженей… С десяти саженей, идет забой по наклонной плоскости, а не горизонтальными галереями. Динамит никогда не употребляется. Вместо него, рабочие-забойщики просто долбят пласт угля кайлами и этим путем добывают его. Надолбленный уголь другие рабочие лопатами насыпают в вагончик и подвозят его в место опускания бадьи; здесь бадью насыпают, дергают за веревку (это значит — тащи!) и ждут, когда вместо насыпанной бадьи вниз спустится другая. Вагончик, впрочем, я видел только в первой осмотренной мною шахте; в других, вместо него, употреблялась другая посуда, вроде ящика из-под макарон или вроде салазок, на которых ребята катаются с гор. Такую посудину тащат просто волоком по земле до самого отверстия шахты...»
Слайд 9«…Вообще картина нищеты и оголтелости была полная. В особенности первое впечатление
было невыгодно. Каждому, конечно, известны угольщики, продающие по улицам городов древесные угли. Ну, там вот, если представить себе такого угольщика, да притом снять с него одежду, оставить его в изодранной рубахе и почти без оной, то получится верное изображение рабочего на каменноугольной шахте. У первого рабочего, который мне попался на глаза, рубаха на брюхе совсем отсутствовала, у другого дела были еще хуже. А когда я увидал их в куче, в количестве десяти человек, то получил еще более сильное впечатление, — то была куча лохмотьев, облитых жидкою сажей.
- Отмывается эта грязь с тела? — спросил я.
- Как же, отмывается, — ответили мне.
- Ну, а эта одежда рабочая на вас?
- Известно, рабочая. А есть которые эти ризы почитай что и николи не снимают, — так и ходят чертями…»
Слайд 101. Прочитайте фрагменты текста, описывающие донецкие шахты.
2. Как изменился стиль повествования?
3.
Нарисуйте устный портрет героя – шахтера в произведении .
Составьте синквейны «Шахта», «Донецкий край»
по произведению
Н.Е. Каронина – Петропавловского
«Очерки Донецкого бассейна»