Презентация, доклад для внеклассного мероприятия по литературе родного края Н.Е. Каронин-Петропавловский Очерки Донецкого бассейна Тема Донбасса в творчестве писателя

Родился в семье священника, первые годы жизни провел в деревне. 1866 г. - закончил духовное училище и поступил в Самарскую семинарию. 1871 г. - был лишен казенного содержания за непочтительное отношение к начальству и осенью подал

Слайд 1Николай Елпидифорович Каронин - Петропавловский
(1853 – 1892)

Николай Елпидифорович Каронин - Петропавловский(1853 – 1892)

Слайд 2Родился в семье священника, первые годы жизни провел в деревне. 1866 г.

- закончил духовное училище и поступил в Самарскую семинарию. 1871 г. - был лишен казенного содержания за непочтительное отношение к начальству и осенью подал заявление о выходе из семинарии, стал усердно готовиться к поступлению в классическую гимназию. 1872 г. - успешно выдержал экзамен в 6-й класс. Однако учеба в гимназии разочаровала, стал пропускать уроки и был отчислен.

1874 г. - увлекшись идеями революционного народничества, летом принял участие в «хождении в народ». Был арестован и помещен в саратовскую тюрьму, затем его перемещают в Петропавловскую крепость в Петербурге. В каземате настойчиво занимается самообразованием.
1878 г. - живет в Петербурге, перебиваясь случайными заработками.
1889 г. - переехал на место жительства в Саратов, где и умер после тяжелой болезни (туберкулез горла).
Его похороны превратились в массовую демонстрацию.

Родился в семье священника, первые годы жизни провел в деревне.  1866 г. - закончил духовное училище и

Слайд 3Точных сведений о начале литературной деятельности нет. Первые публикации — рассказ

«Безгласный» под псевдонимом С. Каронин (Отечественные записки.- 1879.- № 12) и повесть «Подрезанные крылья» (Слово.- 1880.- № 4–6).


«Очерки
Донецкого бассейна»
(1883 год)

Точных сведений о начале литературной деятельности нет. Первые публикации — рассказ «Безгласный» под псевдонимом

Слайд 4«… Но уже было сумрачно. Горы уже покрывались ночною мглой, и

хотя они стояли всего в трех верстах от монастыря, но от него до нас достигали только какие-то неопределенные, беловатые контуры. Угасавший свет только ближайшие к нам предметы освещал достаточно ясно: все остальное — и горы, и оба конца грустной реки, и лесное море, — все это уже накрыто было сумеречною мглой…»
«… Но уже было сумрачно. Горы уже покрывались ночною мглой, и хотя они стояли всего в трех

Слайд 5«…Там, на левом берегу, конец леса скрывался из глаз, — это

было зеленое море, ровное, неподвижное, а правый берег возвышался крутыми горами, по которым густо лепились стройные сосны. И между этими-то соснами расположился Донец, и не то ленивою негой, не то грустью веяло от его зеленой воды. Нам открывалась только небольшая его полоса; по левую руку от нас он вдруг таинственно скрывался за крутым утесом, также покрытым соснами, а с правой стороны он, казалось, манил за собой, в те лесистые горы, откуда белелись церкви…»
«…Там, на левом берегу, конец леса скрывался из глаз, — это было зеленое море, ровное, неподвижное, а

Слайд 6«…Наконец, совершенно задыхаясь, мы взобрались на последнюю площадку, где прилепилась маленькая

церковка. Держась за скалу, мы стали отдыхать. В то же время и взор отдыхал, — для него вдруг открывался необъятный простор, широкое море леса, несколько сел и деревень, а внизу, глубоко под горой, зеленый Донец; даль покрыта была дымкой, и ближайшие места ярко блестели, залитые горячим солнцем. Мы долго не могли оторваться от ветхих перил, отделяющих гору от пропасти, на дне которой сосны казались плотною и низкою густиной…»
«…Наконец, совершенно задыхаясь, мы взобрались на последнюю площадку, где прилепилась маленькая церковка. Держась за скалу, мы стали

Слайд 7«…теперь был конец июня. Лес умолк, луга бесшумно волновались от легкого

ветерка, они были те же, что вчера, но я с трудом узнавал веселый уголок… В нем именно веселья-то и не было. Бал кончился, певцы смолкли, сыграна свадьба, поэзия любви заменилась прозой… Жена, дети, кормление и воспитание, забота ради куска хлеба, карьера — вот за что принялся шумный лесной уголок. Каждая птичья пара, приобревшая детей, озабоченно шныряет по всем направлениям, разыскивает корм, хватает добычу и торопливо тащит ее в гнездо, где ждут разинутые рты. Где-то слышится писк — это дети зовут; где-то воркуют лесные голуби, но в их голосе слышится утомление и недосуг. Прокричал в глухой чаще копчик, но тотчас же и смолк, занятый высматриванием добычи. Насекомые умолкли; кое-где под цветком еще вьется одинокая бабочка, но часы ее уже сосчитаны…» 1. Прочитайте фрагмент. 2. Определите тип текста. 3. Укажите ключевые слова и художественные средства, создающие главный образ. 4. Сформулируйте отношение автора к созданному в этом фрагменте образу.
«…теперь был конец июня. Лес умолк, луга бесшумно волновались от легкого ветерка, они были те же, что

Слайд 8«…Надо сказать, что мужичья шахта по вертикалу вниз ни в каком

случае не бывает более десяти саженей… С десяти саженей, идет забой по наклонной плоскости, а не горизонтальными галереями. Динамит никогда не употребляется. Вместо него, рабочие-забойщики просто долбят пласт угля кайлами и этим путем добывают его. Надолбленный уголь другие рабочие лопатами насыпают в вагончик и подвозят его в место опускания бадьи; здесь бадью насыпают, дергают за веревку (это значит — тащи!) и ждут, когда вместо насыпанной бадьи вниз спустится другая. Вагончик, впрочем, я видел только в первой осмотренной мною шахте; в других, вместо него, употреблялась другая посуда, вроде ящика из-под макарон или вроде салазок, на которых ребята катаются с гор. Такую посудину тащат просто волоком по земле до самого отверстия шахты...»
«…Надо сказать, что мужичья шахта по вертикалу вниз ни в каком случае не бывает более десяти саженей…

Слайд 9«…Вообще картина нищеты и оголтелости была полная. В особенности первое впечатление

было невыгодно. Каждому, конечно, известны угольщики, продающие по улицам городов древесные угли. Ну, там вот, если представить себе такого угольщика, да притом снять с него одежду, оставить его в изодранной рубахе и почти без оной, то получится верное изображение рабочего на каменноугольной шахте. У первого рабочего, который мне попался на глаза, рубаха на брюхе совсем отсутствовала, у другого дела были еще хуже. А когда я увидал их в куче, в количестве десяти человек, то получил еще более сильное впечатление, — то была куча лохмотьев, облитых жидкою сажей. - Отмывается эта грязь с тела? — спросил я. - Как же, отмывается, — ответили мне. - Ну, а эта одежда рабочая на вас? - Известно, рабочая. А есть которые эти ризы почитай что и николи не снимают, — так и ходят чертями…»
«…Вообще картина нищеты и оголтелости была полная. В особенности первое впечатление было невыгодно. Каждому, конечно, известны угольщики,

Слайд 101. Прочитайте фрагменты текста, описывающие донецкие шахты. 2. Как изменился стиль повествования? 3.

Нарисуйте устный портрет героя – шахтера в произведении .

Составьте синквейны «Шахта», «Донецкий край»
по произведению
Н.Е. Каронина – Петропавловского
«Очерки Донецкого бассейна»

1. Прочитайте фрагменты текста, описывающие донецкие шахты. 2. Как изменился стиль повествования? 3. Нарисуйте устный портрет героя

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть