Слайд 1Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы
Слайд 2Литература
Примерная программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального
ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
В программе учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Слайд 3Цели и образовательные результаты
представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и
предметном
предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.
Слайд 4Главные цели изучения предмета
развитие интеллектуальных и творческих способно стей учащихся,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
Слайд 5Главные цели изучения предмета
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Слайд 6Метапредметные результаты изучения проявляются в:
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить ее,
Слайд 7
Искусство обучения заключается
не в умении сообщить, а в умении
возбуждать, будить, оживлять.
Дистервег
Слайд 8Исследовательский метод
« Метода преподавания…», которая поможет « сделать учеников восприимчивыми
к науке, дать им сознательное научное направление, поселить в них любовь к самостоятельным знаниям..» (Н.И. Пирогов)
«… Коллективное исследование произведения с точки зрения их нравственного значения» ( В.Я. Стоюнин )
Слайд 9Исследовательская деятельность учащихся
- деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую,
исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением
А.В.Леонтович
Слайд 10Результат исследовательской деятельности
интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в
результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
Слайд 11Этапы исследования:
Выбор темы исследования, отбор и обработка оригинальной литературы по теме
исследования, подготовка объекта для исследования.
Сбор экспериментальных данных, сравнение их с литературными данными и предсказаниями теории, выявление закономерностей в исследуемом явлении, получение в результате проведенного исследования новых для науки и полезных для практики фактов.
Изложение задач, методов и результатов исследования, то есть литературное оформление работы.
Подготовка и написание текста, непосредственно сам процесс защиты работы.
Слайд 12Правила выбора темы:
тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям учащегося;
тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу (получение новых полезных знаний, умений, навыков, развитие интеллекта, реализация исследовательской потребности);
тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, способности нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления;
Тема, литературные источники, для ее изучения, избранные методы должны соответствовать возможностям учащегося.
Слайд 13Содержание исследовательских заданий:
простые по содержанию и прямо или косвенно связанные с
учебной программой, доступные для понимания, учитывающие возраст учащихся;
разнообразные по содержанию;
интересные по замыслу и содержащие элементы занимательности;
разные по форме проведения, взаимосменяемые, привлекательные для учащихся;
исследовательские работы должны способствовать формированию элементарных навыков научного труда.
Слайд 14Предполагаемые результаты:
1.Создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и
развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
2. Обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
3. Увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
4. Создание банка данных по различным критериям одаренности;
5. Формирование у субъектов целостного педагогического процесса ценностного отношения к различным способностям личности, понимание ценности способной, одаренной личности;
6. Формирование банка технологий и методик развития одаренности;
7. Представление результатов проекта на научно- практических семинарах и конференциях
Слайд 15В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить
на следующие виды:
работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов.
работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений.
Слайд 16В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить
на следующие виды:
работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни.
работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей
Слайд 175-6 класс
работа проводится, как правило, форме: коллективное обсуждение вопросов, индивидуальная запись
примеров и ответов.
Учитель предлагает предмет исследования, во время проведения работы направляет и координирует деятельность учащихся.
Слайд 187-8 классы
работы проводятся коллективно, в группах и индивидуально. Ученики могут сами
предложить объект для исследования.
Роль учителя меняется: теперь он выступает в роли соавтора, но по-прежнему в ходе обсуждения направляет и координирует деятельность учащихся
Слайд 199-11 класс
работа проводится в группах и индивидуально (основной упор делается на
индивидуальную работу). Как правило, задания составляются учителем и дополняются учениками, возможен вариант коллективного творчества.
Учитель выступает в роли консультанта.
Слайд 20 Примерная тематика исследовательских работ:
Тайна баллады Гёте «Лесной царь» (перевод В.А.
Жуковского), 5 кл.
Значение эпилога в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
«Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина
«Мысль семейная» в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого
Слайд 21Связь литературы с другими предметами
Русский язык
История
Обществознание
Иностранный язык
ИЗО
музыка
Слайд 22 Лингвистическое комментирование художественного текста
даст разъяснение и толкование непонятного значения
слов
обезопасит от искаженного и неполного понимания
позволит проникнуть в художественный смысл произведения