Слайд 1Презентация
для проведения самостоятельной работы по русскому языку
Тема: «Выразительные средства языка»
– 12 класс
«Русский язык ... обладает всеми
средствами для выражения
самых тонких ощущений
и оттенков мысли». В.Г. Короленко
Составил:
учитель русского языка
и литературы
КОУ УР «РЦОМ»
Е.А. Стрелкова
Слайд 21. Укажите предложение, средством выразительности в котором является АНТИТЕЗА
А. Они сошлись.
Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
Б. Белый запах нарциссов.
В. … улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать, разговаривать.
Г. Слышу я конское ржанье,
Слышу волков завыванье,
Слышу погоню за мной…
Слайд 3.
2. Укажите предложение, средством выразительности в котором является ГИПЕРБОЛА.
А. Нет,
братцы, так любить, как русская душа… Нет, так любить никто не может!
Б. Горит восток зарею новой.
В. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!
Г. Скажите: скоро ль нам Варшава/ Предпишет гордый свой закон?
Слайд 4
3. Укажите предложение, средством выразительности в котором является ИНВЕРСИЯ.
А. Не
верь началу, верь концу.
Б. И каждый вздох — волна прибоя.
В. Зачем, златое время, летишь?
Как всадник, ногу в стремя, летишь?
Г. Под вечер, осенью ненастной,
В далёких дева шла местах…
Слайд 5
4. Укажите предложение, средством выразительности в котором является ЛИТОТА.
А.
И доля настоящего поэта -
Зажечь свою звезду и не сгореть...
Б. Зябнет утренняя рань…
В. Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка!
Я гладил всё его; как шёлковая шерстка!
Г. Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Слайд 6
5. Укажите предложение, средством выразительности в котором является ПАРАЛЛЕЛИЗМ
А.
Майдан ликует, мутит, гомонит…
Б. Увижу ль я твой светлый взор?
Услышу ль нежный разговор?
В. Все в ней пленяло: тихий нрав,
Движенья стройные, живые
И очи томно-голубые…
Г. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Слайд 7
6. Укажите предложение, средством выразительности в котором является ОКСЮМОРОН.
А.
… Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия.
Б. Вокруг высокого чела,/ Как тучи, локоны чернеют./ Звездой блестят ее глаза;/ Ее уста, как роза, рдеют…
В. И день настал. Встаёт с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой…
Г. Ветер, ветер! Ты могуч,/ Ты гоняешь стаи туч…
Слайд 8
7. Укажите предложение, средством выразительности в котором является РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС.
А.
Могу ль узреть во блеске новом
Мечты увядшей красоту?
Могу ль опять одеть покровом
Знакомой жизни наготу?
Б. Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
В. Сии светила, как живые очи,
Глядят на сонный мир земной.
Г. Задышит в лицо океан…
Слайд 9
8. Укажите предложение, средством выразительности в котором является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
А.
Синий колокольчик спит в тени берёз.
Б. То не конский топ,/ Не людская молвь…
В. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.
Г. Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства.
Слайд 10
9. Укажите предложение, средством выразительности в котором является СРАВНЕНИЕ.
А. Мне
бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Б. Слово крошкой в руках улеглось.
В. Аудитория стоя приветствовала лектора.
Г. Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами.