Слайд 1Вариант 1
2. Синтаксический анализ
Прочитайте текст.
На земном шаре насчитывается несколько миллионов
видов животных. (2)Их значительно больше, чем растений. (3)А вместе растения и животные образуют генетический фонд планеты, который нуждается в защите от оскудения. (4)Например, с 1600 по 1995 г. на Земле исчезло уже более 600 видов животных, под угрозой уничтожения находится ещё 35 тыс. видов (не считая беспозвоночных). (5)Особенно сильное давление испытывает животный мир Европы, где на грани уничтожения находятся многие виды млекопитающих, от 30 до 50% всех видов птиц. (6)Таким образом, важнейшими задачами современности являются сохранение биологического разнообразия, предотвращение «эрозии» генофонда.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1)насчитывается (предложение 1) 4) являются сохранение, предотвращение (пр.6)
2)больше (предложение 2) 5) который нуждается (предложение 3)
3) на Земле исчезло (предложение 4)
Слайд 23. Пунктуационный анализ
Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые.
Не дома(1)где мне никто не мешал(2)не в школе(3)где всегда в изобилии(4)приходят посторонние мысли5)не по дороге домой (6)или из дома(7)когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях(8)а вот именно здесь(9)в тишине закутка(10)ярко и зримо представали передо мной расцвеченные(11)ожившие сцены(12) и я превращался в самых(13) неожиданных героев.
Слайд 34. Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «двор школы», построенное на основе управления, синонимичным
словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Слайд 4
5.Орфографический анализ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного
слова. Запишите номера этих ответов.
РЕШЁННЫЙ – в суффиксе –ЕНН- отглагольного прилагательного с приставкой пишется НН
экзамены КОНЧАТСЯ – в окончании глагола II спряжения пишется А
СООРУЖЁН – в суффиксе причастия после шипящего пишется Ё
ДИАГНОЗ – безударная гласная корня не проверяется, это слово является словарным
ЛОМАНАЯ (учеником парта) - в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н, если слово образовано от глагола совершенного вида
Слайд 5Прочтите текст и выполните задания 6–9
(1)В годовщину празднования пушкинского юбилея на
одном изсовещаний мне довелось быть свидетелем очень любопытного разговора.(2)Заместитель главы одного из городских районов спрашивал у своегоколлеги, как они хотят отметить годовщину. (3)Чиновник вздохнул ижалобно протянул: «Да не знаем пока…» (4)В его голосе было столькомучительной тоски, столько неподдельной усталости! (5)Заставилибедного человека заниматься тем, в чём он не видит никакого смысла,никакой пользы.
(6)Вот как раз о пользе Пушкина мне бы хотелось поговорить. (7)Внаше время, когда безраздельно господствует рынок с его точнымрасчётом, многим кажется, что духовная сфера человека несущественна,ею можно пренебречь, её можно проигнорировать. (8)Действительно, вжизни царит всем и каждому понятная «арифметика»: покупаешь там, гдедешевле и лучше, и производитель, если он не хочет вылететь в трубу,позаботится о том, чтобы угодить потребителю. (9)Но такие понятность илогичность на самом деле иллюзорны, те, кто в них верит, гораздодоверчивее и наивнее тех, кто верит в нравственные силы человеческойдуши.
(10)«Береги честь смолоду», – завещал Пушкин в своей«Капитанской дочке». (11)«А зачем?» – спросит иной современный«идеолог» нашей рыночной жизни. (12)Зачем беречь товар, на которыйесть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я еёпродам. (13)Вспомните купца Паратова из «Бесприданницы»: «У меняничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно…» (14)Иединственным препятствием на пути этой сделки является вопрос цены.(15)Но к чему приводит такая вполне разумная логика в нашей жизни?(16)Вот аптечному работнику предлагают поддельные лекарства, и онсоглашается ими торговать вовсе не потому, что яростно желает злалюдям, а просто ему это выгодно, и препятствие в лице «чести», «стыда»и прочих «ненужностей» устранено. (17)Вот преподаватель вуза за взяткуустраивает вчерашнего двоечника в вуз… (18)Люди переступают черезсовесть только потому, что считают её чем-то эфемерным, придуманным,а ассигнации, которые они получают в руки, – вполне материальнойосновой благополучия. (19)Но к чему приводит эта куцая философия,какие страшные, совсем уже материальные, вполне осязаемые бедыприносит нам эта скудоумная премудрость, эта беспринципность, это«бесчестье»?
(20)Нравственные призывы русских писателей многиевоспринимают как нудное поучение, не сознавая, что в их основе лежитстремление спасти человека. (21)И судьба нашей страны, у которой естьвсе материальные предпосылки для того, чтобы стать одной из самыхбогатых стран мира, но которая почему-то до сих пор остаётся бедной, как раз говорит о том, как важна душа человека, как важно быть честным и совестливым.
(По С. Кудряшову*)
*Кудряшов Сергей – поэт, публицист
Слайд 66. Анализ содержания текста
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера
ответов.
1) Слова «честь» и «выгода» стоят в одном ряду, и каждое из них имеет важное положительное значение.
2) Люди считаются с собственной совестью, потому что именно она является прочной основой жизни и основным условием материального благополучия.
3) По-настоящему наивны и доверчивы, по мнению автора, те, кто верит в нравственные силы человеческой души.
4) Нравственные призывы русских классиков основаны на стремлении спасти душу человека, сохранить такие человеческие качества, как честность и совестливость.
5) Чиновнику неинтересно отмечать празднование пушкинского юбилея: он не видит никакого смысла, никакой пользы в этом мероприятии.
Слайд 77. Анализ средств выразительности
1)Люди переступают через совесть только потому, что считают
её чем-то эфемерным, придуманным, а ассигнации, которые они получают в руки, – вполне материальной основой благополучия.
2)Вот преподаватель вуза за взятку устраивает вчерашнего двоечника в вуз…
3)Нравственные призывы русских писателей многие воспринимают как нудное поучение, не сознавая, что в их основе лежит стремление спасти человека.
4)Чиновник вздохнул и жалобно протянул: «Да не знаем пока…»
5)Действительно, в жизни царит всем и каждому понятная «арифметика»...
Слайд 88. Лексический анализ
Найдите в тексте контекстный синоним (словосочетание) к слову ЧИНОВНИК
(предложение 3).
Напишите этот синоним.
Слайд 9 Часть 3
9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С.
Валгиной:
«То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной – с помощью знаков препинания». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Начать сочинение Вы можете словами Н.С.Валгиной. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 10Часть 3
9.2. Напишите сочинение-рассуждение.
Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из
текста:«Береги честь смолоду», – завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке» (предложение 10).
Приведите в сочинении2 (два)аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Слайд 11Часть 3
9.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое честь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.