Презентация, доклад для подготовки к ЕНТ по русскому языку

Содержание

Смысловые ряды словСинонимы - …Омонимы - …Антонимы - …Паронимы - …

Слайд 1Соедините стрелками правильные соответствия
ИЗУЧАЕТ

Соедините стрелками правильные соответствияИЗУЧАЕТ

Слайд 2Смысловые ряды слов
Синонимы - …
Омонимы - …
Антонимы - …
Паронимы - …

Смысловые ряды словСинонимы - …Омонимы - …Антонимы - …Паронимы - …

Слайд 3
Сформируйте ряды
синонимов и запишите их.
Около, блестеть, метель, подлинный, сперва, прежде, пурга,

настоящий, сиять, вблизи, сначала, вьюга, возле, сверкать.

Сформируйте рядысинонимов и запишите их.	Около, блестеть, метель, подлинный, сперва, прежде, пурга, настоящий, сиять, вблизи, сначала, вьюга, возле,

Слайд 4Подберите к выделенным словам омонимы, запишите словосочетания с ними
Образец: зажечь свет

– белый свет.
Тушить свет - …; заводской клуб - …; горький лук - …; наступил вечер - …; крутое яйцо - …; пасть в бою - …; окружающая среда - …; острая коса - …

Подберите к выделенным словам омонимы, запишите словосочетания с нимиОбразец: зажечь свет – белый свет. Тушить свет -

Слайд 5Продолжите ряды слов

1) Жара – холод; зной - …
2) Большой

– маленький; огромный - …
3)Начать – закончить; приступить - …
4)Грубый – ласковый; невоспитанный -..
5)Богатый-бедный; румяный-…

Продолжите ряды слов1) Жара – холод; зной - … 2) Большой – маленький; огромный - …3)Начать –

Слайд 6ЗАМЕНИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ
Метко – не в бровь, а в глаз;
Неожиданно –

как снег на голову;
Тесно - …
Темно - …
Далеко - …
Удивляться -…
Молчать - …
Исчез - …
Быстро - …

ЗАМЕНИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОММетко – не в бровь, а в глаз; Неожиданно – как снег на голову;Тесно - …Темно

Слайд 7 1.«Шабаш!» - крикнул он повелительно. (Л.Толстой) 2. Пьер (не)отвечал потому что

(ни)чего (не)слыхал и (не)видел. (Л.Толстой) 3. Ее сыновей ее любимых сыновей берут от нее что(бы) (не)увидеть их (ни)когда. (Н.Гоголь) 4. Желтые лилии ра…крыты с самого восхода солнца, белые ра…крываются ч…сов в десять. (М.Пришвин)

1.«Шабаш!» - крикнул он повелительно. (Л.Толстой) 2. Пьер (не)отвечал потому что (ни)чего (не)слыхал и (не)видел. (Л.Толстой) 3.

Слайд 8САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Служебные части речи:
Междометие и звукоподражательные слова:

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИСлужебные части речи:Междометие и звукоподражательные слова:

Слайд 9Подберите однокоренные слова и формы слова
Говор Смотр Счастье

Подберите однокоренные слова и формы словаГовор		Смотр		Счастье

Слайд 10Распределить слова по рубрикам таблицы
Рва…ые ботинки,пуга…ая ворона, жже…ый сахар,
изорва…ая рубашка,писа…ая маслом

картина, испуга…ые
дети, стриже…ый мальчик, выжже…ая местность,
выстриже…ый локон, беше…ый пес, поздно сея…ые травы,
засея…ое поле, взбеше…ый отец, мороже…ые овощи,
запута…ые нитки, сея…ая мука, пута…ое объяснение,
замороже…ые продукты, кипяче…ое молоко, груже…ая
кирпичом машина, жаре…ая в масле рыба, прокипяче…ая
вода, груже…ая баржа, жаре…ый картофель.


Распределить слова по рубрикам таблицы 	Рва…ые ботинки,пуга…ая ворона, жже…ый сахар,изорва…ая рубашка,писа…ая маслом картина, испуга…ыедети, стриже…ый мальчик, выжже…ая

Слайд 11Правописание приставок
Приставки на -З/-С
Примечание: Правописание иноязычных приставок дез-, диз-(дис-) подчиняется другому

правилу: перед з или гласной корня пишется дез-(диз-), перед остальными согласными дис-.
Приставки ПРЕ-/ПРИ-
Запомните слова с неясным значением:


Правописание приставокПриставки на -З/-СПримечание: Правописание иноязычных приставок дез-, диз-(дис-) подчиняется другому правилу: перед з или гласной корня

Слайд 12Спишите, выделите приставки в тех словах, где они есть.
Искать пр..станища, найти

пр..бежище, пр..одолеть все пр..грады и пр..пятствия, пр..небрегать советами, пр..градить дорогу, пр..сечь ненужные разговоры, дать пр..сягу, сделать пр..вивку, вступить в пр..рекания, пр..мирить спорящих, пр..мерить пальто, пр..сутствовать на собрании, пр..одолеть страх, пр..выкнуть к условиям.

Спишите, выделите приставки в тех словах, где они есть.		Искать пр..станища, найти пр..бежище, пр..одолеть все пр..грады и пр..пятствия,

Слайд 13«Проверь себя»
Искать прИстанища, найти прИбежище,
прЕодолеть все

прЕграды и прЕпятствия,
прЕнебрегать советами, прЕградить дорогу,
прЕсечь ненужные разговоры, дать
прИсягу, сделать прИвивку, вступить в
прЕрекания, прИмирить спорящих,
прИмерить пальто, прИсутствовать на
собрании, прЕодолеть страх, прИвыкнуть к условиям.
«Проверь себя»   Искать прИстанища, найти прИбежище,  прЕодолеть все прЕграды и прЕпятствия,  прЕнебрегать советами,

Слайд 14Буквы Ы и И после приставок
Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание слов

с приставками.
За..грать – раз..грать; до..юньский –
пред..юньский; за..нтересоваться –
без..нтересный; до..сторический –
пред..стория; пред..гровой –
меж..гровой; про..нформировать –
дез..нформировать; сверх..скусный –
без..скусный; за..скриться –
без..скровой.

Буквы Ы и И после приставокВставьте пропущенные буквы. Объясните правописание слов с приставками.За..грать – раз..грать; до..юньский –

Слайд 15«Проверь себя»
ЗаИграть – разЫграть; доИюньский
предЫюньский; заИнтересоваться –
безЫнтересный; до.И.сторический –


предЫстория; предЫгровой –
межИгровой; проИнформировать –
дезИнформировать; сверхИскусный –
безЫскусный; заИскриться –
безЫскровой.
«Проверь себя»ЗаИграть – разЫграть; доИюньский предЫюньский; заИнтересоваться – безЫнтересный; до.И.сторический – предЫстория; предЫгровой – межИгровой; проИнформировать –

Слайд 16Безударные гласные в корне
Проверяемые
Непроверяемые
Чередующиеся
После шипящих и Ц

Безударные гласные в корнеПроверяемыеНепроверяемыеЧередующиесяПосле шипящих и Ц

Слайд 17Чередующиеся гласные в корне
А-О
1. Лаг /лож
Раст /ращ /рос
2. Кос /кас
Плав

(без ударения)


3. Гор /твор /клон(без ударения)
Зар (без ударения)
4. Равн /ровн
Мок /мак

Е-И
В корнях бир/бер, пир/пер, дир/дер, тир/тер, мир/ мер, стил/стел, жиг/жег, блист/блест, чит/чет

Пишется И если есть суффикс А

Чередующиеся гласные в корнеА-О1. Лаг /лож	Раст /ращ /рос2. Кос /кас Плав (без ударения)3. Гор /твор /клон(без ударения)

Слайд 18Запомнить написание слов
Росток, ростовщик, Ростов, зоревать, зорянка, равнина, равнение, равняйсь, пловец,

пловчиха, плывуны, ожог – поджог (существительные), ожег – поджег (глаголы)
Запомнить написание слов		Росток, ростовщик, Ростов, зоревать, зорянка, равнина, равнение, равняйсь, пловец, пловчиха, плывуны, ожог – поджог (существительные),

Слайд 19Распределить слова по рубрикам таблицы
Заг … релый, скл … ниться, пол

… гать, м … кать (хлеб), забл … стел, к … сательная, зам … реть, пл … вцы, оз … рять, пром … кашка, соч … тание, р … стительность, р … внина, сл … жение, нат … рать, оз … рение, ср … щение, ср … внять, сг … реть, расст … лать, прик … сновение, з … ревать, подр … сти, уд … рать, ул … жение, р … внение, р … сток, тв … рение, возл … гать, непром … каемый, пор … сль, утв … рь, накл … нение, ск … кать, нал … гать, г … рение, отр … сль, выр … сти, ск … куны, … саться, к … саться, вск … чить, водор … сли, уб … ру, обм … кнуть (перо),бл … снул, ск … чок, спл … вной (лес), пол … г, заж … гать, подр … внять(лист бумаги),р … стовщик
Распределить слова по рубрикам таблицыЗаг … релый, скл … ниться, пол … гать, м … кать (хлеб),

Слайд 20Буквы О/Е в корне слова после шипящих
Е
Под ударением, если есть чередование

Е//Е (желтый - желтеть)
О
Под ударением, если нет чередования
(шов, шорох)
Слова с непроверяемой безударной гласной
Шоссе, шоколад, шофер, жокей, жонглер, Шотландия
Буквы О/Е в корне слова после шипящихЕПод ударением, если есть чередование Е//Е (желтый - желтеть)ОПод ударением, если

Слайд 21Объяснить правописание орфограммы
Веч…рка, ж…сткий, зач…т, крыж…вник, маж…р, печ…нка, прич…ска, расч…ска, уч…ба,

ч…рный, ч…рт, ш…в, ш…к, ч…рточка, ч…рствый, деш…вый, реш…тка, ш…рох, чащ…ба, ш…пот, щ…лка, щ…тка, обж…ра, ож…г руку, тяж…лый, ож…ги, ш…тладский. Печ…рин, Ш…лохов, Ш…пен, Ш…стакович.
Объяснить правописание орфограммыВеч…рка, ж…сткий, зач…т, крыж…вник, маж…р, печ…нка, прич…ска, расч…ска, уч…ба, ч…рный, ч…рт, ш…в, ш…к, ч…рточка, ч…рствый,

Слайд 22Буквы Ч и Щ в суффиксе – ЧИК (- ЩИК)
Образуйте с

помощью суффиксов –ЧИК-, - ЩИК- имена существительные со значением лица. Запишите их, выделите суффиксы.

Баня, барабан, бетон, вод..провод, возит, добыча,
забой, камень, объезд, перебежать, перевод,
переписка, переплёт, рассказ, учёт, фонарь.

Буквы Ч и Щ в суффиксе – ЧИК (- ЩИК)Образуйте с помощью суффиксов –ЧИК-, - ЩИК- имена

Слайд 23Гласные в суффиксах существительных –ЕК и - ИК
Проанализируйте запись на доске:

Ключ.?.к – ключика = ключик
Ларч.?.к – ларчика = ларчик Сыноч.?.к – сыночка = сыночек
Ореш.?.к – орешка = орешек

Попробуйте сделать вывод о правописании гласных в суффиксах –ЕК и – ИК.

Гласные в суффиксах существительных –ЕК и - ИКПроанализируйте запись на доске: Ключ.?.к – ключика = ключик Ларч.?.к

Слайд 24Выборочный диктант
Запишите слова в два столбика:
1- суф. –ЕК, 2 –

суф. –ИК.

Стульч..к, мальч..к, ключ..к, замоч..к, человеч..к, чайнич..к, чемоданч..к, дружоч..к, ореш..к, кружоч..к, квадрат..к, треугольнич..к, овальч..к, мяч..к, пузырёч..к, телефонч..к, карандаш..к, листоч..к, стаканч..к, проводоч..к.

Выборочный диктантЗапишите слова в два столбика: 1- суф. –ЕК, 2 – суф. –ИК. 	Стульч..к, мальч..к, ключ..к, замоч..к,

Слайд 25Распределите имена существительные на четыре колонки:
а)имена сущ-е мужского рода;
б)имена сущ-е женского

рода;
в)имена сущ-е сред. рода;
г)имена сущ-е общего рода.
Алоэ, соня, бюро, ябеда, дзюдо, жабо,
женьшень, жюри, грязнуля, кино, какао,
кредо, лассо, болтушка, маэстро, метро,
пике, пальто, пони, пюре, радио, плакса,
рагу, лентяй, табло, такси, танго,
копуша, турне, фиаско, фойе, фото.

Распределите имена существительные на четыре колонки:а)имена сущ-е мужского рода;б)имена сущ-е женского рода;в)имена сущ-е сред. рода;г)имена сущ-е общего

Слайд 26Выберите из данных примеров только словосочетания
Последний звонок, около дома, решить задачу,

действовать решительно, бегущая строка, подключение к сети, кто следующий, очень хорошо, скоро зима, читать лежа
Выберите из данных примеров только словосочетания 		Последний звонок, около дома, решить задачу, действовать решительно, бегущая строка, подключение

Слайд 27Определите простое предложение или сложное
А) простое Б) сложное
Я долго сидел над

задачей и решил ее.
Допевали петухи, ночь мешалась с днем.
Прошел час, другой, а мальчик не возвращался.
Задул суховей и высушил землю.
Было знойное лето, пахло резедой.
Снегирь сидел на ветке, плавно качающейся на ветру.
Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела.
Ученые заинтересовались находкой, и начали раскопку кургана.
Глеб, это я знал, учился в гимназии.
Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.
Определите простое предложение или сложноеА) простое			Б) сложное Я долго сидел над задачей и решил ее.Допевали петухи, ночь

Слайд 28Проверьте себя
1А, 2Б,3Б, 4А, 5Б, 6А, 7Б, 8А, 9А, 10А

Проверьте себя1А, 2Б,3Б, 4А, 5Б, 6А, 7Б, 8А, 9А, 10А

Слайд 29Укажите, чем выражено подлежащее
А) существительным Б) прилагательным
В) числительным Г) местоимением
Д) глаголом Е)наречием
Ж) словосочетанием
Наше завтра

непредсказуемо.
Дед с матерью шли впереди.
Прошло два дня.
Кто стучится в дверь ко мне?
Черное море прекрасно в любую погоду.
Петь с чужого голоса всегда плохо.
Непогода помешала уборке урожая.
Бывалые поучали молодых
Десять делится на два.
К славному подвигу каждый готов.

Укажите, чем выражено подлежащееА) существительным		Б) прилагательнымВ) числительным			Г) местоимениемД) глаголом				Е)наречиемЖ) словосочетаниемНаше завтра непредсказуемо.Дед с матерью шли впереди.Прошло два

Слайд 30«Проверь себя»
1Е, 2Ж, 3Ж, 4Г, 5Ж, 6Д, 7А, 8Б, 9В, 10Г

«Проверь себя»1Е, 2Ж, 3Ж, 4Г, 5Ж, 6Д, 7А, 8Б, 9В, 10Г

Слайд 31Определите вид сказуемого
А) простое глагольное
Б)составное глагольное
В) составное именное
Вся комната янтарным блеском

озарена.
Погода была не из приятных.
Раннюю песню запел жаворонок.
Брат стал студентом института.
Деревья продолжают желтеть.
Он хотел дышать чистым воздухом.
Я долго буду петь.
Непросеянные зерна не взойдут.
В зной рад бродить в березовой роще.
Он был мастером на все руки.
Определите вид сказуемогоА) простое глагольноеБ)составное глагольноеВ) составное именноеВся комната янтарным блеском озарена.Погода была не из приятных.Раннюю песню

Слайд 32«Проверь себя»
1В, 2В, 3А, 4В, 5Б, 6Б, 7А, 8А, 9Б, 10В

«Проверь себя»1В, 2В, 3А, 4В, 5Б, 6Б, 7А, 8А, 9Б, 10В

Слайд 33Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым
А) нужно Б) не

нужно
Волга величайшая река.
Птицы наши лучшие помощники.
Хорошая книга точно беседа с человеком.
Пять да шесть одиннадцать.
Тигр животное чрезвычайно красивое.
Прилет грачей признак начала весны.
Попытка не пытка, спрос не беда.
Весна всему начало.
Людская молва что морская волна.
Счастье это быть с природой.

















А
Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым	А) нужно				Б) не нужноВолга величайшая река.Птицы наши лучшие помощники.Хорошая

Слайд 34Проверь себя
1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6а, 7б, 8а, 9б, 10а

Проверь себя1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6а, 7б, 8а, 9б, 10а

Слайд 35Приведите примеры несогласованных определений, найдите синонимичные им согласованные определения
Дверь из стекла,

фабрика «Рот-фронт»,ситцевое платье, брюки в полоску, журнал «Юность», стеклянная дверь, полосатые брюки, платье из ситца, теплоход «Павел Бажов», сторож-старик, утес-великан.
Приведите примеры несогласованных определений, найдите синонимичные им согласованные определения 	Дверь из стекла, фабрика «Рот-фронт»,ситцевое платье, брюки в

Слайд 36Определите тип простого предложения
А) односоставное Б) двусоставное
Тополь рукою мохнатой в наше стучится

окно.
Не забывай родные дали.
Принесли к врачу солдата только что из боя.
Есть в мире сотни замечательных явлений.
Юность склонна к быстрым обобщениям.
Обожаю всяческую жизнь.
Быть грозе великой.
Не хочется забывать вчерашний дивный день.
Опалило ивушку грозою.
Я воспитан природой суровой.

Определите тип простого предложенияА) односоставное		Б) двусоставноеТополь рукою мохнатой в наше стучится окно.Не забывай родные дали.Принесли к врачу

Слайд 37«Проверь себя»
1б,2а,3а,4б,5б,6а,7а,8а,9а,10б

«Проверь себя»1б,2а,3а,4б,5б,6а,7а,8а,9а,10б

Слайд 38Укажите вид односоставного предложения
А) определенно-личное Б)неопределенно-личное
В) обобщенно-личное Г) безличное
Д) назывное
Вот письмо сына.
Словом можно

полки за собой повести.
Мне грустно.
Сильнее кошки зверя нет.
Дни поздней осени бранят обыкновенно.
Светает.
В поселке строят новый дом.
Слезам и горю не поможешь.
Век живи – век учись.
Приятно пахнет черемухой.
Укажите вид односоставного предложенияА) определенно-личное		Б)неопределенно-личноеВ) обобщенно-личное		Г) безличноеД) назывноеВот письмо сына.Словом можно полки за собой повести.Мне грустно.Сильнее кошки

Слайд 39«Проверь себя»
1д,2г,3г,4г,5в,6г,7б,8в,9в,10г

«Проверь себя»1д,2г,3г,4г,5в,6г,7б,8в,9в,10г

Слайд 40Определите, полное или неполное предложение
А) полное Б) неполное
Над лесной поляной ночная звезда.
В

нежном небе серебристом комом облако невиданной красы.
Дремлет в русле река от истока до устья.
Отсветы березовой коры.
На подушке – елки тень резная.
Охватило всю душу тревогами.
Предчувствую отрадное свидание.
За лесом необъятная равнина.
Ночь бесприютна звездна и черна.
После ливня – ни грозы ни ветра.
Определите, полное или неполное предложениеА) полное				Б) неполноеНад лесной поляной ночная звезда.В нежном небе серебристом комом облако невиданной

Слайд 41«Проверь себя»
1б, 2б, 3а, 4а, 5б, 6а, 7а, 8б, 9а, 10б

«Проверь себя»1б, 2б, 3а, 4а, 5б, 6а, 7а, 8б, 9а, 10б

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть