Слайд 1
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Шенкурская СОШ» Гробова Е.Н.
Организация работы с одарёнными и талантливыми детьми
Слайд 2 Цель работы
Создание условий одарённым и талантливым детям
для реализации и развития их личных способностей
Организация творческой и интеллектуальной деятельности одарённых и талантливых детей
Переход от ограничения одарённости в интеллектуальной области к другим видам одарённости: творческой, спортивной, лидерской и т.д.
Слайд 3Что такое «дар», «одарённость», «талант», «индивидуальность»?
Обратимся к словарю:
«Дар» – 1.Что-либо
ценное, важное, чем человек наделён от природы ; - 2.высокая степень одарённости; талант, дарование; умение способность к чему –либо.
«Одарённость» – уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием ( Френсис Гальтон). Бывает «художественная» и «практическая». Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Одарённость может быть специальной (один вид деятельности) и общей (к разным видам деятельности) или в их сочетании.
«Талант» - дар, полученный от бога или следствие врождённых, генетически обусловленных особенностей человека.
Очень часто путают понятия «одарённость» и «талант».Одарённость – это общая способность , раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях. А талант –это , скорее, необычная способность в какой-либо узкой специфической области. Безусловно, довольно часто одарённые дети могут быть и талантливыми одновременно.
Слайд 4Одарённость многогранна. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одарённости, в основном
придерживаются определения одарённости, которое было предложено американскими учёными. Суть его в том, что одарённость ребёнка может установлена следующими параметрами:
выдающие способности;
потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности;
Одним из пунктов одарённости служит речь и словарный запас
Слайд 5Все дети разные от природы и, наблюдая за ними, можно заметить,
что один и тот же ученик (ученица) ведёт себя по-разному в различной ситуации, у разных педагогов, со своими сверстниками. Каждый ребёнок уникален, со своим собственным миром, со своим восприятием окружающего мира, но в тоже время и индивидуален (темперамент, характер, эмоциональный фон, увлечения и т.д.)
Слайд 6 Гении в природе рождаются редко, но талантливых детей
достаточно. Бесталанных людей не бывает. Все дети рождаются со своими природными задатками, возможностями.
Задачи учителя:
раскрыть природные способности ребёнка , помочь ему познать мир своим путём, не только в неформальной обстановке, но и на уроке;
научить учащегося спрашивать
Слайд 7Как раскрыть природные особенности ребёнка на уроке ?
1.Хорошо организованный урок –
залог положительного эмоционального и физического благополучия и раскрытия природных данных детей.
2.Создание атмосферы добра, творчества (иногда через игровые моменты )
3.Создание комфортного психологического климата, что является одним из условий общения Учитель – Ученик.
4.Уважайте ребёнка, поддерживайте его, даже если он не прав!
5.Щадите его самолюбие, будьте щедры на похвалу!
6.Поощряйте любой успех ребёнка в достижении учебного процесса.
Слайд 8С одарёнными детьми работать интересно, но в тоже время и сложно,
т.к. они имеют более высокие интеллектуальные способности, желание учиться, имеют активную, познавательную потребность, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Слайд 9В учебной деятельности моя работа по данному направлению основывается на дифференцированном
подходе, что способствует расширению и углубленному изучению русского языка и литературы.
В своей работе я использую следующие формы:
1.Подготовка презентаций, сообщений;
2.Организация в сотрудничестве с педагогом дискуссий и диалогов на уроке;
3.Организация учебной деятельности в группе;
4. Опорные сигналы, схемы.
Слайд 10На уроках развития речи мы пишем сочинения разных типов, в том
числе и сочинения- описания. В классе из 25 учащихся занимаются в художественной школе - 6 человек, которые иногда сопровождают свои работы рисунками.
Работая над различными жанрами текстов дети определяют, в каких произведениях поэтов и писателей мы встречались с тем или иным жанром. Учащимся нравится инсценировать фрагменты произведений, участвовать в конкурсах сочинений, чтецов, рисунка.
Одна из форм урока – интеллектуальная игра, в которой наиболее творческие ребята сами подбирают материал к уроку, задания различного уровня.