Презентация, доклад для мастер-класса Развитие литературно-творческих способностей

Содержание

Мастер-классСистема заданий для развития литературно-творческих способностей и умений учащихся Ратомская Елена ВикторовнаГимназия №1 г.Новополоцк

Слайд 1


Слайд 2Мастер-класс
Система заданий для развития литературно-творческих способностей и умений учащихся

Ратомская Елена

Викторовна
Гимназия №1 г.Новополоцк
Мастер-классСистема заданий для развития литературно-творческих способностей и умений учащихся Ратомская Елена ВикторовнаГимназия №1 г.Новополоцк

Слайд 3литературно-творческие способности
умение воплощать в слове впечатления от окружающей действительности при развитом

творческом воображении и фантазии
литературно-творческие способностиумение воплощать в слове впечатления от окружающей действительности при развитом творческом воображении и фантазии

Слайд 4СИЛИЩА
ВЕКОВОЕ СТОЯНИЕ
ОСТАНОВИВШИЙСЯ МАЯТНИК
ПРЕЛЮБЕЗНЕЙШИЙ
ОМЕДВЕДИЛО
ПЛЕСЕНЬ
ИМЕНИНЫ СЕРДЦА
ПАУТИНА
КУСОЧЕК ЯБЛОЧКА
НЕУКЛЮЖИЙ ПОРЯДОК
ЗАГЛОХШИЙ
ДУШЕНЬКА

СИЛИЩАВЕКОВОЕ СТОЯНИЕОСТАНОВИВШИЙСЯ МАЯТНИКПРЕЛЮБЕЗНЕЙШИЙОМЕДВЕДИЛОПЛЕСЕНЬИМЕНИНЫ СЕРДЦАПАУТИНАКУСОЧЕК ЯБЛОЧКАНЕУКЛЮЖИЙ ПОРЯДОКЗАГЛОХШИЙДУШЕНЬКА

Слайд 51. Силища, омедведило, неуклюжий порядок, вековое стояние.
2. Паутина, остановившийся маятник, плесень,

заглохший.
3. Кусочек яблочка, душенька,
прелюбезнейший, именины сердца.
 
1. Силища, омедведило, неуклюжий порядок, вековое стояние.2. Паутина, остановившийся маятник, плесень, заглохший.3. Кусочек яблочка, душенька,прелюбезнейший, именины сердца. 

Слайд 6«был в некотором отношении исторический человек», поскольку «ни на одном собрании,

где он был, не обходилось без истории»
«был в некотором отношении исторический человек», поскольку «ни на одном собрании,  где он был, не обходилось

Слайд 8главному герою произведения «показался весьма похожим на средней величины медведя»

главному герою произведения «показался весьма похожим на средней величины медведя»

Слайд 10появляясь на улице, удостаивался со стороны мужиков следующего замечания: «Вот уже

рыболов пошел на охоту!»
появляясь на улице, удостаивался со стороны мужиков следующего замечания: «Вот уже рыболов пошел на охоту!»

Слайд 12приехала в губернский город в скрипучем экипаже, походившем – на что

бы вы думали? – на «толстощекий арбуз, поставленный на колеса»
приехала в губернский город в скрипучем экипаже, походившем – на что бы вы думали? – на «толстощекий

Слайд 14был убежден в том, что «курить трубку гораздо здоровее, нежели нюхать

табак»
был убежден в том, что «курить трубку гораздо здоровее, нежели нюхать табак»

Слайд 15
Н.В.Гоголь
«МЕРТВЫЕ
ДУШИ»
МАНИЛОВ
НОЗДРЁВ
СОБАКЕВИЧ
ПЛЮШКИН
КОРОБОЧКА

Н.В.Гоголь«МЕРТВЫЕ ДУШИ»МАНИЛОВНОЗДРЁВСОБАКЕВИЧПЛЮШКИНКОРОБОЧКА

Слайд 16В гости к Плюшкину

В гости к Плюшкину

Слайд 17Работа в группах Роли

Секретарь (фиксирует информацию)
Дизайнер-оформитель (оформляет проект)
Выступающий (представляет результат работы)
Критик (сомневается,

уточняет)
Редактор (координирует и корректирует)

Работа в группах РолиСекретарь (фиксирует информацию)Дизайнер-оформитель (оформляет проект)Выступающий (представляет результат работы)Критик (сомневается, уточняет)Редактор (координирует и корректирует)

Слайд 18Задания для групп
1.  а) Нарисуйте герб героя;
б)

«Соберите» пословицы из предложенных вам частей, выберите наиболее подходящую, на ваш взгляд, для характеристики героя. Запишите её на листе. Свой выбор обоснуйте.
2. Представьте себе, что наш герой ведет дневник. Подумайте, что бы он мог записать, рассказывая об одном дне из своей жизни – дне приезда к нему Чичикова.
3. Напишите письмо герою от имени современного девятиклассника.
4. «Разукрасьте» образ героя, объясните свою цветовую иллюстрацию.(Составьте путеводитель по поместью Плюшкина.)

Задания для групп 1.  а) Нарисуйте герб героя;    б) «Соберите» пословицы из предложенных вам

Слайд 19Только бы пить, да гулять,
Не стоит гроша,
Не от скудости

скупость вышла,
Хвались,
У наших ворот
Скупой богач
Ярко лучина горела,
У кого желчь во рту,

беднее нищего.
да где она?
да не подавись.
да походка хороша.
тому все горько.
всегда хоровод.
да дела не знать. от богатства.

Только бы пить, да гулять, Не стоит гроша, Не от скудости скупость вышла, Хвались, У наших воротСкупой

Слайд 20Воображение
Эмоциональная впечатлительность,
эмпатия, рефлексия
Наблюдательность,
ассоциативное мышление
?
Компоненты
литературно-
творческих
способностей
Речевые способности

ВоображениеЭмоциональная впечатлительность, эмпатия, рефлексияНаблюдательность, ассоциативное мышление?Компоненты литературно-творческих способностей Речевые способности

Слайд 21Развитие творческого воображения

- умение представить в воображении

картины, события, лица на основе словесных картин, созданных автором;
- умение по художественным деталям заполнять «лакуны» в тексте;
- умением составить киносценарий или инсценировку по фрагменту литературного текста;
- умение «достраивать» произведение помощью воображения

- создание дневника героя;
- создание афиши к драматическому произведению;
- словесная обложка к произведению, сборнику;
- словесные эскизы декораций или костюмов героев;
- воссоздание по ремаркам места действия;
- написание авторских ремарок к сцене эпического произведения;
- составление киносценария

- воображаемая встреча с героем, автором;
- домысливание пропущенного эпизода, диалога героев;
- словесное рисование;
- создание виртуальной галереи литературных персонажей;
- «глазами режиссера»;
- творческие пересказы;
- реконструкция внесценических эпизодов драмы;

Развитие творческого воображения   - умение представить в воображении картины, события, лица на основе словесных картин,

Слайд 22«мне поручили эту роль»;
составление партитуры лирического стихотворения;
«войди в образ»;
создание произведения по

собственному душевному состоянию;
письмо литературному герою или автору, героя герою;
цветовое иллюстрирование;

Развитие эмоциональной впечатлительности, эмпатии

умение определять свое отношение к героям и отношение к ним автора;
умением передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении;
умение вести наблюдения в позиции "я - другой";
умение эмоционально откликнуться на произведения разных жанров;
умение выявлять в тексте приемы, передающие чувства персонажей;
умение выявлять душевное состояние героев по внешним признакам и мотивировать его;
умение входить в определенную ролевую позицию

«ролевая позиция»;
составление партитуры переживаний героев
составление психологического словаря голосов, взглядов, жестов как средства душевного состояния героя;
составление графика динамики чувств героя;
выразительное чтение (в том числе наизусть)


«мне поручили эту роль»;составление партитуры лирического стихотворения;«войди в образ»;создание произведения по собственному душевному состоянию;письмо литературному герою или

Слайд 23Послание князя Игоря («Слово о полку Игореве»)
«Простите меня, друзья мои, за предательство

мое. Гордость и слава мой разум затмили. Эту битву мы проиграли, но настанет еще светлое время для Руси, отомстим мы еще ханам половецким за братьев наших. Князь Игорь.»

«Прости меня, Русь-матушка, за глупость мою. Отведал я и радость победы, и горечь поражения. Сижу я в плену у половцев, но настанет время, и отомстим мы врагам нашим, и прославим Русь-матушку! Не дайте же вражеским коням ступить на землю русскую!»

Послание князя Игоря («Слово о полку Игореве»)«Простите меня, друзья мои, за предательство мое. Гордость и слава мой

Слайд 24Письмо-прощание Ларисы Огудаловой
«А напоследок я скажу…»

Мир жесток, но я не думала, что настолько. Хотелось быть счастливой, да все, по-видимому, старались сделать так, чтобы этого не произошло. Узнав всю правду, я хочу обратиться к каждому.
Маменька, ты думала не о счастье дочери, а своем благополучии. Ты даже из моего замужества пыталась извлечь выгоду! Сколько денег ты получила от каждого моего жениха? Ты постоянно хитришь, льстишь, попрошайничаешь, принимаешь подачки. Это было подмечено даже Сергей Сергеичем! Родная мать велит улыбаться, а мне плакать хочется. А я ведь просила своего жениха, чтобы он вырвал меня из этого «базара», где немало «всякого сброда», увез подальше за Волгу.
Вася, ты мой друг детства. Однако я сердцем ощущала, что ты далеко пойдешь со своей жадностью и расчетливостью. Правильно тебя сравнивал Гаврила с Кнуровым: «В лета войдет – такой же идол будет». На глазах черствеет твое сердце. Ты предал свою подругу, ссылаясь на свое гнусное купеческое слово!…»
(Демидова Виктория)

Письмо-прощание Ларисы Огудаловой «А напоследок я скажу…»     Мир жесток, но я не думала,

Слайд 25Развитие наблюдательности и формирование богатства ассоциаций
подбор цитат из произведений

к иллюстрациям;
придумывание названия стихотворения;
подбор пословиц и поговорок, характеризующих героя;
лингвистический эксперимент;
подбор цитат для сообщений;
составление ассоциативного поля;

подбор музыкальных и изобразительных ассоциаций;
создание герба героя;
«рисованное сочинение»;
«карта души» героя;
создание проекта памятника писателю, герою;
подбор и классификация символов определенной эпохи;
ассоциативный кроссворд

умение устанавливать ассоциативные связи между литературным произведением и произведениями других видов искусства;
умение соотнести словесные и зрительные образы произведения;
умение соотнести словесные и слуховые образы произведения;
умение свертывать информацию до уровня метафор

Развитие наблюдательности и  формирование богатства ассоциаций подбор цитат из произведений к иллюстрациям;придумывание названия стихотворения;подбор пословиц и

Слайд 26Создание герба героя

Создание герба героя

Слайд 27«Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блаженен,

я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро».
«Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блаженен, я был добр, я был не

Слайд 28«… на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая,

что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища».
«… на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и

Слайд 30«Карта души» героя

«Карта души» героя

Слайд 31«Карта души» героя

«Карта души» героя

Слайд 32Проект памятника герою

Проект памятника герою

Слайд 33Развитие речевых способностей
создание творческого портрета писателя на основе воспоминаний современников;
составление заочной

экскурсии;
реклама книги;
написание статьи для литературоведческого словаря;
создание устных и письменных текстов различных жанров;

«словесная дуэль»;
пересказ разных видов;
создание характеристики героя по заданным художественным средствам;
рассказ о герое на заданную тему;
речь в защиту или обвинение литературного героя

умение связанно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выразительно читать произведения различных жанров;
умение строить монологический ответ, аргументированный текстом, на определенную тему;
умение создавать устные и письменные тексты различных жанров;
выбор изобразительно-выразительных средств языка, соответствующих жанру высказывания

Развитие речевых способностейсоздание творческого портрета писателя на основе воспоминаний современников;составление заочной экскурсии;реклама книги;написание статьи для литературоведческого словаря;

Слайд 34ДУМАЕТ
СОЗДАЁТ
УЧАСТВУЕТ
СПОРИТ
ЧИТАЕТ
ИГРАЕТ
ДОКАЗЫВАЕТ
СЛЫШИТ
СРАВНИВАЕТ
УЗНАЁТ
ДЕЙСТВУЕТ
ЧУВСТВУЕТ
ТВОРИТ

ДУМАЕТСОЗДАЁТУЧАСТВУЕТСПОРИТЧИТАЕТИГРАЕТДОКАЗЫВАЕТСЛЫШИТСРАВНИВАЕТУЗНАЁТДЕЙСТВУЕТЧУВСТВУЕТТВОРИТ

Слайд 35Результативность опыта
повышение интереса к урокам литературы;
повышение среднего балла по предмету;


повышение уровня сформированности литературно-творческих способностей;
совершенствование общеучебных и литературно-творческих умений
Результативность опытаповышение интереса к урокам литературы; повышение среднего балла по предмету; повышение уровня сформированности литературно-творческих способностей; совершенствование

Слайд 36Считай несчастным тот день и час, в который ты не усвоил

ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.

Я.А.Коменский

Считай несчастным тот день  и час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть