Презентация, доклад для итогового занятия по теме Морфемика

Окончание (только у изменяемых). Чтобы выделить окончание, измени ФОРМУ слова: глагол проспрягай, существ. просклоняй.Неизменяемые слова не имеют окончаний: наречия (быстро, вскачь, слева, по-французски);деепричастия (сказав, говоря, делая, напевая);несклоняемые сущ. (кофе, кино, пальто, кашне);сравнит. степень прил. (честнее, добрее,

Слайд 1Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав

слова.

Морфемы – это самые маленькие
значимые части слова:
приставка, корень, суффикс, окончание.


Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова.Морфемы – это самые маленькие значимые

Слайд 2Окончание (только у изменяемых). Чтобы выделить окончание, измени ФОРМУ слова: глагол

проспрягай, существ. просклоняй.

Неизменяемые слова не имеют окончаний: наречия (быстро, вскачь, слева, по-французски);
деепричастия (сказав, говоря, делая, напевая);
несклоняемые сущ. (кофе, кино, пальто, кашне);
сравнит. степень прил. (честнее, добрее, красивее);
союзы, предлоги, частицы ( если, хотя, пусть, благодаря)

Окончание (только у изменяемых). Чтобы выделить окончание, измени ФОРМУ слова: глагол проспрягай, существ. просклоняй.Неизменяемые слова не имеют

Слайд 3Основа слова и окончание
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая

служит для связи слов и выражает значения рода , числа, падежа, лица.

Нулевые окончания обнаруживаются:
1) у сущ. муж. и жен. р. в им. п. (лес, дом, мышь, дочь);
2) у сущ. в форме род. п. мн. ч. (горы-гор, рощ, дач,туч);
3) у кратких прилаг. (хорош, могуч, певуч, горюч);
4) у глаг. в форме м. р. прош. вр. (пел, говорил, молчал);
5) у притяжат. прил с суфф. ий (лисий,волчий, заячий).

Основа слова и окончаниеОкончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов и выражает

Слайд 4Корень слова – это общая часть родственных слов, в которой заключено

их основное значение

Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными.
Однокоренные (родственные) слова составляют гнездо.
Сравните два гнезда:
Водить, вывод, проводник, подводить.
Вода, водный, водяной, подводник.
В слове м. б. два и более корня (полевод, МГУ).
Могут быть чередования гласных и согласных (собери-собирай (е//и); сон-сна (о//с нулём звука); любить-люблю(б//бл); друг-друзья-дружба (г//з//жб)

Корень слова – это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значениеСлова с одинаковыми корнями

Слайд 5Приставка и суффикс –служат для образования новых слов.
Могут встречаться несколько

в одном слове: переоценили, перераспределились;
Могут быть чередования
- в приставках (воспоминания-вспомнить (о// с нулём звука);
- в суффиксах (звоночек-звоночка( е // с нулём звука)
Могут стоять иногда
приставки - внутри слова (вышеназванный)
суффиксы – после окончания (смеющийся, каким – нибудь, договорился)
Приставка и суффикс –служат для образования новых слов. Могут встречаться несколько в одном слове: переоценили, перераспределились;Могут быть

Слайд 6Суффикс
Может служить для образования формы слова
степени сравн прил., наречий (понятно –

понятнее, красивый - красивее);
прошедшего времени (ходить - ходил);
повелительного наклонения (любить - люби);
причастия (писать - писавший);
деепричастия (говорить - говоря).
СуффиксМожет служить для образования формы словастепени сравн прил., наречий (понятно – понятнее, красивый - красивее);прошедшего времени (ходить

Слайд 7Порядок действий
при выделении окончания:
определи, изменяется ли слово.
если да, измени слово, чтобы

выделить окончание: известие, известия;
человек, человека, человеку;
говорил, говорили.
Порядок действийпри выделении окончания:определи, изменяется ли слово.если да, измени слово, чтобы выделить окончание: известие, известия;человек, человека, человеку;

Слайд 8Порядок действий
При выделении корня:
найди в слове основу;
подбери однокоренные слова;
выдели наименьшую общую

часть (корень).
(1. Старики. 2.постареть, старина, старый. 3. стар)
Осторожно!!!
Омонимы (гора - гореть)
Чередования (собираю – соберу (и//е);
ловить – ловлю (в//вл); занять – занимать (я//им); начать – начинать (а// ин)
Неполногласие (золото – злато (оло// ла); сторона странник (оро//ра); бережёт – небрежный (ере//ре)

Порядок действийПри выделении корня:найди в слове основу;подбери однокоренные слова;выдели наименьшую общую часть (корень).(1. Старики. 2.постареть, старина, старый.

Слайд 91.Приставочный способ


3.Приставочно –


4.Бессуффиксный способ


2.Суффиксальный способ
суффиксальный способ
Заплывать – заплыв
Переход - переходить
Словообразование

1.Приставочный способ3.Приставочно – 4.Бессуффиксный способ2.Суффиксальный способсуффиксальный способЗаплывать – заплывПереход - переходитьСловообразование

Слайд 10Словообразование
5.Сложение целых слов


7.Сложение начальных букв


9.Сложение части и целого слова
6.Сложение частей слов


8.Сложение

начальных звуков

10. Переход из одной части речи в другую
Пол вымыл дежурный.
Пол вымыл дежурный ученик.
Благодаря (за поддержку) – благодаря (тебе)
Блестящий (на солнце) – блестящие (способности)

ход

Словообразование5.Сложение целых слов7.Сложение начальных букв9.Сложение части и целого слова6.Сложение частей слов8.Сложение начальных звуков10. Переход из одной части

Слайд 11Словообразовательный анализ
1. Определи часть речи в контексте:
Он смотрел (как ?) грустно

– наречие, окончания нет.
Выражение лица было (каково?) грустно – кр. прил.
2. Последовательно, одну за другой «снимай» морфемы, определяя их значения:
Любительский – любитель+ ск (суфф. прил.) – любить + тель (суфф. сущ.)
Сравни: писательница – писатель+ ниц – писать + тель (не -тельн-, т.к. нет слова «писательный»); привлекательный – привлекать + тельн (не тель, т.к. нет слова «привлекатель»)
3. Помни о чередованиях: (увлечь-увлекать ч//к)
4. Не путай морфемы: любить – люблю (но любил)
Словообразовательный анализ1. Определи часть речи в контексте:Он смотрел (как ?) грустно – наречие, окончания нет.Выражение лица было

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть