Слайд 1Виды работ с учебным текстом
Слайд 2Учебный текст – это любой текст, полезный при освоении определенной учебной
дисциплины. Он должен быть дидактически удобным: его базовая информация должна быть логически структурирована по лингво-риторическим законам
Слайд 3Цель работы – изучить возрастную специфику учебного текста.
Слайд 4В зависимости от возраста бывают различные учебные тексты - у младших
школьников – проще и небольшие, у старших школьников – побольше и посложнее.
Слайд 5Приёмы работ с учебным текстом
1. Приём антипации - предтекстовый вид работы.
Этот
приём заключается в том, что учащиеся перед знакомством с новым литературным произведением или темой предполагают, предвосхищают, предвидят то, о чём могут узнать. В этом может помочь название литературного произведения или название темы. Затем после изучения темы или произведения сравнивают то, что предполагали с тем, что узнали.
Виды антиципаций, применяемые в начальной школе:
-по обложке;
-по автору;
-по иллюстрации;
-по заголовку;
Слайд 62. Приём «Дерево предсказаний»: Этот приём в чём-то схож с приёмом антипации.
Этот приём впервые был придуман американским учителем Джоржом Беллансом, работающим с художественным текстом. Предположения строятся по поводу развития сюжетной линии в литературном произведении.
Приём построен таким образом: «ствол дерева» – тема, «ветви» – это предположения, которые расходятся по двум направлениям: с одной стороны – это «возможно», с другой – «вероятно» (количество ветвей может быть разным).
На ветвях добавляются «листья» - обоснование этих предположений.
Слайд 7Виды текстов:
1. Текст-повествование
2. Тест-описание
3. Тест-рассуждение
Слайд 8Повествование - это тип речи, при помощи которого описываются события в
их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос что произошло?
Повествование – это история о каком-либо событии, рассказанная во временной последовательности. На первое место здесь выдвигается сам процесс действия, то есть развитие сюжета. Произведения этого типа динамичны и в основном начинаются с завязки или с развязки инцидента, который излагается в прямой или обратной хронологической последовательности.
Слайд 9Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи).
Описание отвечает на вопрос какой?
У описания главная идея заключается в словесном изображении какого-то явления путем перечисления его основных характеристик и признаков. Его цель – передать предмет описания так, чтобы читатель ясно увидел его в своем сознании.
Слайд 10Рассуждение - это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается
или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос почему?
Оно основывается на разъяснении и утверждении какой-либо мысли, описывает причины явлений, размышления, представляет собой тему из четырех частей: вступление – тезис – аргументация (доказательства) – вывод. Эти типы текста, в отличие от описания и повествования, имеют более сложную структуру предложения (с использованием обособленных оборотов и разными типами союзной и бессоюзной связи) и лексику (употребляется много отвлеченных понятий). Главная цель – доказать что-либо, переубедить другого, опровергнуть мнение оппонента
Слайд 11Вид работы с текстом
Летний день
1. День был солнечный, жаркий, но вдруг
набежала синяя тучка. 2.Из неё посыпался частый дождь, а солнце продолжало светить. 3. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. 4. Они повисали на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.
5.Скоро солнечный день кончился. 6. Я взглянул и увидал, что через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга. 7. Один конец её упирался в деревню, а другой уходил далеко в луга.
План.
Летний дождь.
Разноцветная радуга.
Самостоятельная работа. Задание по вариантам (по тексту «Летний день»)
Задания:
1.Выпишите из текста местоимения, определите их разряды.
2. Выпишите из текста 3 слова с оглушением согласного.
3. Выпишите из текста 3 существительных второго склонения.