Презентация, доклад Д.И.Фонвизин. Комедия Недоросль (9 класс)

Содержание

Род, жанр, творческий метод Вторая половина 18 в. – время расцвета театрального классицизма в России. Именно комедийный жанр становится самым важным и распространенным в сценическом и драматическом искусстве. Лучшие комедии этого времени являются частью общественно-литературной

Слайд 1
Денис Иванович Фонвизин. «Недоросль» (1782 год)

Денис Иванович Фонвизин. «Недоросль» (1782 год)

Слайд 4Род, жанр, творческий метод
Вторая половина 18 в. – время расцвета

театрального классицизма в России. Именно комедийный жанр становится самым важным и распространенным в сценическом и драматическом искусстве. Лучшие комедии этого времени являются частью общественно-литературной жизни, связаны с сатирой и часто имеют политическую направленность.
Род, жанр,  творческий метод Вторая половина 18 в. – время расцвета театрального классицизма в России. Именно

Слайд 5Род, жанр, творческий метод
Комедия «Недоросль» создавалась ещё в рамках правил классицизма:

деление персонажей на положительных и отрицательных, схематизм в их изображении, правило трёх единств в композиции, «говорящие имена». Однако в комедии просматриваются и реалистические черты: достоверность образов, изображение дворянского быта и социальных отношений.

Род, жанр, творческий методКомедия «Недоросль» создавалась ещё в рамках правил классицизма: деление персонажей на положительных и отрицательных,

Слайд 6Тематика
В основе комедии «Недоросль» лежат две проблемы, которые волновали писателя. Это

проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания. Комедия представляет сложную по структуре, продуманную систему, в которой каждая реплика, каждый персонаж, каждое слово подчинены выявлению авторского замысла.

ТематикаВ основе комедии «Недоросль» лежат две проблемы, которые волновали писателя. Это проблема нравственного разложения дворянства и проблема

Слайд 7Тематика
Начав пьесу как бытовую комедию нравов, Фонвизин не останавливается на этом,

а смело идет дальше, к первопричине «злонравия», плоды которого известны и автором строго осуждены. Причиной же порочного воспитания дворянства в крепостнической и самодержавной России является установившийся государственный строй, порождающий произвол и беззаконие.

ТематикаНачав пьесу как бытовую комедию нравов, Фонвизин не останавливается на этом, а смело идет дальше, к первопричине

Слайд 8Идея
Защищая свою жестокость, преступления и самодурство, Простакова говорит: «Разве я не

властна и в своих людях?». Ей возражает благородный, но наивный Правдин: «Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен».

ИдеяЗащищая свою жестокость, преступления и самодурство, Простакова говорит: «Разве я не властна и в своих людях?». Ей

Слайд 9Идея
И тут она неожиданно ссылается на закон: «Не волен! Дворянин, когда

захочет, и слугу высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?» Изумленный Стародум и вместе с ним автор восклицают только: «Мастерица толковать указы!»

ИдеяИ тут она неожиданно ссылается на закон: «Не волен! Дворянин, когда захочет, и слугу высечь не волен;

Слайд 10Идея
Впоследствии историк В.О. Ключевский верно сказал: «Все дело в последних словах

госпожи Простаковой; в них весь смысл драмы и вся драма в них же… Она хотела сказать, что закон оправдывает её беззаконие».

ИдеяВпоследствии историк В.О. Ключевский верно сказал: «Все дело в последних словах госпожи Простаковой; в них весь смысл

Слайд 11Идея
В ее лице определенная часть дворян отказывается исполнять законы своей страны,

свой долг и обязанности. О какой-то дворянской чести, личном достоинстве, вере и верности, взаимном уважении, служении государственным интересам тут и говорить не приходится.

ИдеяВ ее лице определенная часть дворян отказывается исполнять законы своей страны, свой долг и обязанности. О какой-то

Слайд 12
«Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да

на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?»

«Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то

Слайд 13Идея
Итак, идея комедии: осуждение невежественных и жестоких помещиков, которые считают себя

полноправными хозяевами жизни, не соблюдают законов государственных и нравственных, утверждение идеалов гуманности и просвещения.

ИдеяИтак, идея комедии: осуждение невежественных и жестоких помещиков, которые считают себя полноправными хозяевами жизни, не соблюдают законов

Слайд 14Характер конфликта
Конфликт комедии заключается в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль

дворянства в общественной жизни страны. Госпожа Простакова заявляет, что указ «о вольности дворянской» (освободивший дворянина от обязательной службы государству, установленной Петром I) сделал его «вольным» прежде всего в отношении крепостным, освободив его от всех обременительных для него человеческих и нравственных обязанностей перед обществом.

Характер конфликтаКонфликт комедии заключается в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. Госпожа

Слайд 15Характер конфликта
Иной взгляд на роль и обязанности дворянина Фонвизин вкладывает в

уста Стародума – лица наиболее близкого автору. В конфликт втягиваются все герои комедии, действие как бы выносится из помещичьего дома и приобретает социально-политический характер: произвол помещиков, бесправие крестьян.

Характер конфликтаИной взгляд на роль и обязанности дворянина Фонвизин вкладывает в уста Стародума – лица наиболее близкого

Слайд 16
Одним из главных героев пьесы Фонвизина является Стародум. Он по своему

мировоззрению – носитель идей русского дворянского Просвещения. Стародум служил в армии, храбро воевал, был ранен, но обойдён наградой. Выйдя в отставку, Стародум пытается служить при дворе. Разочаровавшись, он уезжает в Сибирь, но остается верен своим идеалам. Он является идейным вдохновителем борьбы с Простаковой.
Актёр И.И.Дмитриевский

Одним из главных героев пьесы Фонвизина является Стародум. Он по своему мировоззрению – носитель идей русского дворянского

Слайд 17Простаковы и их сын Митофанушка

Простаковы и их сын Митофанушка

Слайд 18Отрицательные герои
С удивительным реализмом представлены Фонвизиным отрицательные персонажи: госпожа Простакова, ее

муж и сын Митрофан, злобный и жадный брат Простаковой Тарас Скотинин.
Отрицательные героиС удивительным реализмом представлены Фонвизиным отрицательные персонажи: госпожа Простакова, ее муж и сын Митрофан, злобный и

Слайд 19Отрицательные герои
Все они враги просвещения и закона, преклоняются только перед властью

и богатством, боятся только материальной силы и все время хитрят, всеми средствами добиваются своих выгод, руководствуясь только практическим умом и своим интересом. Нравственности, идей, идеалов, каких-то моральных устоев у них просто нет, не говоря уже о знании и уважении законов.

Отрицательные героиВсе они враги просвещения и закона, преклоняются только перед властью и богатством, боятся только материальной силы

Слайд 20Отрицательные герои
Центральной фигурой этой группы, одним из значимых персонажей пьесы является

госпожа Простакова. Она сразу становится основной пружиной, движущей сценическое действие, ибо в этой провинциальной дворянке есть какая-то мощная жизненная сила, которой не хватает не только положительным героям, но и ее ленивому эгоисту сыну и свиноподобному братцу.

Отрицательные героиЦентральной фигурой этой группы, одним из значимых персонажей пьесы является госпожа Простакова. Она сразу становится основной

Слайд 21Отрицательные герои
С утра до вечера эта женщина сражается, давит на всех,

угнетает, приказывает, хитрит, лжет, ругается, грабит, бьет, унять ее не могут даже богатый и влиятельный Стародум, государственный чиновник Правдин и офицер Милон с воинской командой. В основе этого живого, сильного, вполне народного характера – чудовищное самодурство, наглость, жадность к материальным жизненным благам.

Отрицательные героиС утра до вечера эта женщина сражается, давит на всех, угнетает, приказывает, хитрит, лжет, ругается, грабит,

Слайд 22Второстепенные персонажи
На сцене действуют и другие персонажи: забитый и запуганный муж

Простаковой, и брат ее Тарас Скотинин, больше всего на свете любящий своих свиней, и дворянский «недоросль» – любимец матери, не желающий ничему учиться сын Простаковых Митрофан, избалованный и развращенный материнским воспитанием.

Второстепенные персонажиНа сцене действуют и другие персонажи: забитый и запуганный муж Простаковой, и брат ее Тарас Скотинин,

Слайд 23Сюжет и композиция
В основу сюжета комедии Фонвизин положил конфликт эпохи, общественно-политической

жизни 70 – начала 80-х годов 18в. Это борьба с крепостницей Простаковой, лишение ее права владения всем поместьем. Одновременно в комедии прослеживаются другие сюжетные линии: борьба за Софью Простаковой, Скотинина и Милона, история соединения любящих друг друга Софьи и Милона. Хотя они не составляют основного сюжета.

Сюжет и композицияВ основу сюжета комедии Фонвизин положил конфликт эпохи, общественно-политической жизни 70 – начала 80-х годов

Слайд 24Сюжет и композиция
«Недоросль» – комедия в пяти действиях. События разворячиваются в

имении Простаковых. Значительная часть драматического действия в «Недоросле» посвящена решению проблемы воспитания. Кульминационным пунктом в разработке этой темы, бесспорно, является сцена экзамена Митрофана в 4-м действии комедии. Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания Простаковых и Скотининых.

Сюжет и композиция«Недоросль» – комедия в пяти действиях. События разворячиваются в имении Простаковых. Значительная часть драматического действия

Слайд 25Художественное своеобразие
Увлекательный, стремительно развивающийся сюжет, острые реплики, смелые комические положения, индивидуализированная

разговорная речь персонажей, злая сатира на русское дворянство, насмешки над плодами французского просвещения – все это было ново и привлекательно. Фонвизин показал это темное царство как оплот тяжелого самодурства, повседневной бытовой бестолковости, безнравственности и бескультурья. Отдельные слова и фразы комедии стали крылатыми. Так уже при жизни драматурга имя Митрофана стало нарицательным и обозначало лентяя и невежду.

Художественное своеобразиеУвлекательный, стремительно развивающийся сюжет, острые реплики, смелые комические положения, индивидуализированная разговорная речь персонажей, злая сатира на

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть