Слайд 1Д.И.Фонвизин.
Комедия «Недоросль»
2015
Автор:
Витык С.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Уваровская СОШДС»
Нижнегорского района
Слайд 2В «Недоросле», по справедливому замечанию первого биографа Фонвизина, П.А. Вяземского, автор
«Уже не шумит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если и смешат зрителей картины выведенных злоупотреблении и дурачеств, то и тогда внушаемый смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных».
Слайд 3Смысл названия комедии
НЕ'ДОРОСЛЬ, я, м. 1. Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия
и не поступивший еще на государственную службу (истор).
2. Глуповатый и простоватый юноша-недоучка из обеспеченной семьи (от комедии Фонвизина "Недоросль", ср. Митрофанушка).
Слайд 4Определите жанр произведения. Приведите доказательства.
В чём заключаются тематика, сюжет,
основной
конфликт произведения?
Задания к анализу комедии «Недоросль».
Определить принадлежность произведения
к одному из литературных направлений
(классицизм, романтизм, сентиментализм
или др.), привести доказательства.
далее
Слайд 5Комедия - (от греч. komodia) - жанр драмы, в котором действие
и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии.
По принципу организации действия различают комедии:
положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге ("Комедия ошибок" У. Шекспира);
характеров (или нравов) - на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств("Тартюф" Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу).
По характеру комического различают комедии: сатирические ("Резизор" Н. В. Гоголя), юмористические
Слайд 6 Тема крепостного права.
Осуждение самодержавной власти, деспотического режима эпохи Екатерины II.
Тема
Слайд 7Противоборство добры и зла,
низость и благородство,
искренность и лицемерие,
животности
высокой духовности.
«Недоросль» Фонвизина построен на том,
что мир Простаковых и Скотининых
– невежественных, жестоких, самовлюбленных
помещиков – хочет подчинить
себе всю жизнь, присвоить право
неограниченной власти и над крепостными,
и над людьми благородными,
которым принадлежат Софья и её жених,
доблестный офицер Милон; дядя Софьи,
человек с идеалами петровского времени,
Стародум; хранитель законов,
чиновник Правдин.
Слайд 8О чём может рассказать афиша к пьесе?
Характеристика основных героев произведения.
Простаков.
Гж.*
Простакова, жена его.
Митрофан, сын их, недоросль.
Еремеевна, мама Митрофанова.
Правдин.
Стародум.
Софья, племянница Стародума.
Милон.
Г-н Скотинин, брат гж. Простаковой.
Кутейкин, семинарист.
Цыфиркин, отставной сержант.
Вральман, учитель.
Тришка, портной.
Слуга Простакова.
Камердинер Стародума.
Слайд 9Персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие имена
(Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин).
Героями комедии являются типичные представители разных социальных слоев 18 столетия в России: государственные мужи, дворяне, рабы-крепостники, слуги, самозваные модные учителя.
Слайд 10Какие два
лагеря составляют герои комедии?
Скотинин
Простакова
Стародум
Правдин
Как проявляют себя
Скотинин и Простакова в отношениях
друг с другом и с крепостными?
Что приводит Простакову к трагедии?
Что осуждает и что утверждает Фонвизин
в комедии?
Слайд 11
Какими хотят видеть своих детей
представители разных лагерей?
Слайд 12Воспитание.
«Простакова. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит… Врет
он, друг мой сердечный. Нашел деньги – ни с кем не делится.. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!».
«Стародум. Не тот богат, кто отсчитывает деньги, что прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного… Дворянин… считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить».
Слайд 13Почему, по мнению Фонвизина, крепостное право – зло не только для
крепостных, но и для самих помещиков?
Слайд 14По мысли драматурга, крепостное право – бедствие для самих помещиков. Привыкнув
обращаться со всеми грубо, Простакова не щадит и родных. Своеволие становится основой её натуры.
Жестокость, насилие становится для крепостников самым удобным и привычным оружием.
Слайд 15Каких сфер жизни касаются советы Стародума?
Отношение к чести
Отношение к сильным
мира сего
Отношение к браку
Отношение к должности
Отношение к просвещению (урок Митрофана)
Осуждение невежества, хамства, глупости
Критика невежественных учителей.
Выпишите из текста комедии советы Стародума,
касающиеся разных сфер жизни.
Слайд 16Назовите эпизоды,
которым посвящены следующие иллюстрации.
Подберите названия к иллюстрациям,
используя текст
произведения.
Работа с текстом.
Слайд 17Г-жа Простакова (Тришке).
А ты, скот, подойди поближе.
Не говорила ль
я
тебе, воровская харя,
чтоб ты кафтан пустил шире.
Дитя, первое,
растет, другое, дитя и без узкого
кафтана деликатного сложения.
Скажи, болван,
чем ты оправдаешься?
Тришка. Да ведь я, сударыня,
учился самоучкой. Я тогда же вам
докладывал: ну да извольте
отдавать портному.
Г-жа Простакова.
Так разве необходимо надобно
быть портным, чтобы
уметь сшить кафтан хорошенько.
Экое скотское рассуждение!
Слайд 18Г-жа Простакова (Софье).
Что так весела, матушка,
чему обрадовалась?
Софья.
Я получила
сейчас
радостное известие.
Дядюшка, о котором столь
долго мы ничего не знали,
которого я люблю и почитаю,
как отца моего,
на сих днях в Москву приехал.
Вот письмо, которое
я от него теперьполучила.
Г-жа Простакова
(испугавшись, с злобою).
Как! Стародум, твой дядюшка,
жив! И ты изволишь затевать,
что он воскрес!
Вот изрядный вымысел!
Слайд 19Троим учителям денежки платим.
Для грамоты ходит к нему дьячок от
Покрова,
Кутейкин.
Арихметике учит его,
батюшка, один отставной
сержант Цыфиркин.
Оба они приходят сюда из города.
Ведь от нас и город
в трех верстах, батюшка.
По-французски и всем наукам
обучает его немец
Адам Адамыч Вральман.
Митрофан.
Ну! Давай доску,
гарнизонная крыса!
Задавай, что писать.
Цыфиркин.
Ваше благородие завсегда
без дела лаяться изволите.
Г-жа Простакова (работая).
Ах, господи боже мой!
Уж ребенок не смей и
избранить Пафнутьича!
Уж и разгневался!
Цыфиркин.
За что разгневаться
, ваше благородие?
У нас российская
пословица: собака лает,
ветер носит.
Митрофан.
Задавай же зады,
поворачивайся.
Слайд 20Правдин (взяв книгу).
Вижу. Это грамматика.
Что ж вы в ней
знаете?
Митрофан.
Много. Существительна да прилагательна...
Правдин.
Дверь, например, какое имя:
существительное или прилагательное?
Митрофан.
Дверь? Котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему ж?
Митрофан. Потому что она приложена
к своему месту.
Вон у чулана шеста
неделя дверь стоит еще не навешена:
так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак
прилагательное, потому что
оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Слайд 21Стародум (Еремеевне).
Что она теперь? Что?
Еремеевна
(посмотрев пристально
на г-жу Простакову
и всплеснув
руками).
Очнется, мой батюшка, очнется.
Правдин (Митрофану).
С тобой, дружок, знаю, что делать.
Пошел-ко служить...
Митрофан (махнув рукою).
По мне, куда велят...
Г-жа Простакова
(очнувшись в отчаянии).
Погибла я совсем! Отнята у меня
власть!
От стыда никуды глаз показать нельзя!
Нет у меня сына!
Стародум (указав на г-жу Простакову).
Вот злонравия достойные плоды!
Слайд 22Докажите, что Фонвизин затронул в комедии основные проблемы жизни и нравов
России 18 века.
Слайд 23«Недоросль» — яркая, исторически точная картина русской жизни XVIII века.
Эта
комедия может считаться одной из первых в русской литературе картиной социальных типов.
В центре повествования находится дворянство в тесной связи с крепостным сословием и верховной властью.
Но происходящее в доме Простаковых — это иллюстрация более серьезных общественных конфликтов. Автором проводится параллель между помещицей Простаковой и высокопоставленными вельможами (они так же, как Простакова, лишены представлений о долге и чести, жаждут богатства, раболепствуют перед знатными и помыкают слабыми).
Выводы