Слайд 1Урок – практикум «Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени».
Слайд 2
Эпиграф : Дни поздней осени бранят обыкновенно
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
А.С.Пушкин .
Слайд 3Цели урока:
Обучающая – закрепить знания об образовании действительных и страдательных
причастий настоящего и прошедшего времени; о причастии как части речи и причастном обороте; о правописании суффиксов и окончаний причастий.
Развивающая – самостоятельно находить причастия в тексте и предложениях, различать их по значению; вырабатывать навыки правописания суффиксов и окончаний причастий; навыки выделения причастного оборота.
Воспитательная – воспитывать любовь к окружающему миру, чуткость и внимательность ко всему, воспитывать умения сплоченно и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.
Слайд 4
. Объяснительный диктант.
Мы вошли в лес, освещенный лучами солнца.
Расчищенная дорожка вела к сторожке лесника. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись золотистой листвой, сверкающей в солнечных лучах.
Слайд 5
5.Выборочное списывание .
Выписать словосочетания с причастиями 1вар. – с действительными, 2вар.-со
страдательными, объясняя написание суффиксов.
Едва улов…мый шорох, роня…щий листья, вид…мый во тьме, стел…щийся туман, пожелт…вшая трава, раскраш…нных осенью, разгоня…мые ветром, прекраща…щийся ливень, согрева…мая солнцем, пролет…вшие нитки паутины.
Слайд 6Взаимопроверка:
Действительные: страдательные:
Роняющий листья, едва
уловимый шорох,
Стелющийся туман, видимый во тьме,
Пожелтевшая трава, раскрашенных осенью,
Прекращающийся разгоняемые ветром,
ливень, согреваемая солнцем.
Пролетавшие нитки
Паутины.
Слайд 7. Перекличка поэтов.
а) Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. А.К.Толстой
б) Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной. И.А.Бунин
в)Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
И далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и светлая лазурь
На отдыхающее поле. Ф.И.Тютчев
г)Утром холод, днем туманы,
Шум несносный желобов;
В час заката – блик багряный
Отшумевших облаков. А.Н.Апухтин
Слайд 8Исправьте ошибки
1)Листья опадаемые с деревьев покрыли всё вокруг.
2)Верхушки деревьев колеблемые утренним ветерком приветствовали нарождавший день.
3)Трава пригибающая ветром ложилась на землю.
Слайд 9 «Проверь себя»
1) Листья, опадающие с деревьев, покрыли все вокруг.
2)
Верхушки деревьев, колеблемые утренним ветерком, приветствовали нарождавшийся день.
3)Трава, пригибаемая ветром, ложилась на землю.
- Что в этих предложениях общего и чем отличаются?
Слайд 10. Образуйте от глаголов причастия (слайд 11,12)
1 вариант –действительные
2 вариант – страдательные
Падать - несов.в. сжать - сов.в
Лететь - несов.в кричать –несов.в.
Осыпаться - несов.в слышать -несов.в.
Веять - несов.в. обидеть - сов.в.
Шуршать - несов.в. собрать – сов.в.
-Что вы заметили? От всех ли глаголов можно образовать причастия?