Презентация, доклад Деепричастие как особая форма глагола, 7 класс

Содержание

Меню Деепричастие – особая форма глагола. Не с деепричастиямиНаблюдаем и сопоставляемЗапомним определениеРазвиваем конструкторско-творческие способностиТренировочные упражненияЗадание 1 ТекстЗадание 2Задание 3Развиваем умение устанавливать роль деепричастий в текстеПроведём наблюдениеПрименяем изученное на практике Цифровой диктантРазвиваем творческие способности и связную речьРедактируем

Слайд 1Урок русского языка в 7 классе Деепричастие как особая форма глагола
Цель: путём

самообразовательной деятельности получить представление об общем значении, морфологических признаках, синтаксической роли деепричастия. Научиться правильно писать не с деепричастиями.




Учитель русского языка и литературы ОШ№1
Филиппская Елена Михайловна
Украина, Донецкая область, г.Ясиноватая

Урок русского языка в 7 классе  Деепричастие как особая форма глаголаЦель:	путём самообразовательной деятельности получить представление об

Слайд 2Меню
Деепричастие – особая форма глагола. Не с деепричастиями
Наблюдаем и сопоставляем
Запомним

определение

Развиваем конструкторско-творческие способности

Тренировочные упражнения

Задание 1 Текст

Задание 2

Задание 3

Развиваем умение устанавливать роль деепричастий в тексте


Проведём наблюдение

Применяем изученное на практике Цифровой диктант

Развиваем творческие способности и связную речь

Редактируем предложения

Принимаем участие в игре «Найди лишнее»

Меню Деепричастие – особая форма глагола. Не с деепричастиямиНаблюдаем и сопоставляемЗапомним определениеРазвиваем конструкторско-творческие способностиТренировочные упражненияЗадание 1 ТекстЗадание

Слайд 3 Деепричастие – особая форма глагола. Не с деепричастиями
К истокам

слова
Прочитай сведения о толковании слова «деепричастие»
В термине «деепричастие» мы хорошо понимаем вторую часть. Но что же означает первая? Её мы тоже можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный.
Из краткого этимологического словаря русского языка под редакцией Н. М. Шанского узнаём, что в XVII веке учёный Мелентий Смотрицкий ввёл в русскую грамматику термин «деепричастие». Он состоит из двух частей: дее + причастие, и объяснить его можно как «причастность к действию». Действительно, эта форма глагола обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, потому что не изменяется. А когда-то деепричастия были краткими причастиями, изменялись по падежам и были определениями. Со временем эти свойства утратились, деепричастия стали походить на наречия и полностью зависят от сказуемого.
(Из книги В. А. Ивановой, З. А. Потихи, Д. Э. Розенталя «Занимательно о русском языке»)

Меню

Деепричастие – особая форма глагола. Не с деепричастиями К истокам словаПрочитай сведения о толковании слова «деепричастие»В

Слайд 4Наблюдаем и сопоставляем Рассмотри таблицу. Сопоставь признаки причастия и деепричастия. Сделай вывод

о деепричастии как особой форме глагола.

форма глагола

меню

Наблюдаем и сопоставляем Рассмотри таблицу. Сопоставь признаки причастия и деепричастия. Сделай вывод о деепричастии как особой форме

Слайд 5Запомним определение Сравни свой вывод с правилом.
Деепричастие – особая форма глагола, которая

обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия. Подобно другим формам глагола, деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида, например: улыбаясь – несовершенного вида. Вопросы, котрые ставятся к деепричастиям, напоминают вопросы к глаголам несовершенного и совершенного вида: что делая? и что сделав?
Зависимое слово – существительное или местоимение – ставится при деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого образовано деепричастие, например: покрасить (что?) стену (В.) – покрасив (что?) стену (В.). С наречием деепричастие сходно тем, что не изменяется (не склоняется и не спрягается).
В предложении деепричастие бывает обстоятельством, например:
Космонавт, улыбаясь, рассказывает о полёте. – Рассказывает (как?) улыбаясь.
Приземлившись, он с радостью посмотрел вокруг. – Посмотрел (когда?) приземлившись.

меню

Запомним определение Сравни свой вывод с правилом.Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном

Слайд 6 Развиваем контрукторско-творческие способности
Посмотри на рисунок. Составь три

предложения, из которых было бы ясно, какие действия совершил ученик. Используй для этого слова, написанные на классной доске. Какие слова в составленных предложениях обозначают основное действие, а какие – добавочное?

меню


Развиваем контрукторско-творческие способностиПосмотри на рисунок. Составь три предложения, из которых было бы ясно,

Слайд 7Тренировочные упражнения Задание 1
Определи, о каких основных и дополнительных действиях говорится в

отрывке из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? Подчеркни глаголы и деепричастия с зависимыми от них словами как члены предложения. При определении деепричастий воспользуйся алгоритмом рассуждения в рамке.


Внимание!
Применяя данное выше
определение,
рассуждай так:
Выглянув в окно,
Петя увидел. – Петя
увидел – выглянув;
увидел – основное действие,
а добавочное –
выглянув, значит, выглянув –
деепричастие.

меню

Тренировочные упражнения Задание 1Определи, о каких основных и дополнительных действиях говорится в отрывке из повести Н. В.

Слайд 8
А из города

уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы.
Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они, тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили и палили, не переводя дух.

текст

меню

Проверь себя

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в

Слайд 9 Задание 2
Определи, какие действия совершают действующие лица

(предметы)? Подчеркни глаголы, обозначающие основные действия, и деепричастия, обозначающие дополнительные действия, как члены предложения, рядом с деепричастиями запиши в скобках соответствующие глаголы по образцу 1-го предложения.
1. Схватив (схватил) котелок, Димка помчался за водой.
2. Спускаясь (____________________) по тропинке, Димка вдруг остановился.
3. Он пополз, спотыкаясь (____________________) о разбросанные остатки кирпичей.
4. У берегов вода тихонько играла, перекатываясь (____________________) через мелкое каменистое дно. (А. Гайдар)

меню

Задание 2Определи, какие действия совершают действующие лица (предметы)? Подчеркни глаголы, обозначающие основные действия,

Слайд 10 Задание 3
Укажи, какие выделенные слова обозначают основные действия,

раскрась их синим цветом, а какие – добавочные, раскрась их красным цветом. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Бе…жизненные туманы дымчато висят над водой, отражаясь призрачными оч…ртаниями. Ветер чутко дремл…т, затаившись в иглистых ветвях, (не) зарябит уснувш…й воды, (не) шелохнёт зелёной хвои.
Стаи перелётных уток, шлёпая крыл…ями, бе…покойно подымаются с воды, изогнув длинные шеи, белея в воде отр…жениями, чутко прислушиваясь к лесному эху.
(А. С. Серафимович)

меню

Задание 3Укажи, какие выделенные слова обозначают основные действия, раскрась их синим цветом, а какие

Слайд 11Развиваем умение устанавливать роль деепричастий в тексте
Прочитай текст, объясни, почему

вариант предложения с деепричастием оказался лучше. Придумай подобное предложение, чтобы деепричастие «дорисовывало» основное действие.
Фёдору Михайловичу Достоевскому не понравилось одно выражение. У меня было написано так: «Когда шарманка* перестаёт играть, чиновник* из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика».
«Не то, не то, – раздражённо вдруг заговорил Достоевский, – совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: «пятак упал к ногам». Надо сказать: «Пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая».
Замечание это – помню хорошо – было для меня целым откровением. Да, действительно, «звеня и подпрыгивая» выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение. (В. Д. Григорович)

* Шарманка – (здесь) переносный музыкальный механизм в виде ящика с лямкой, надеваемой на плечо.
* Чиновник – (здесь) в России государственный служащий, имеющий служебное звание.

меню

Развиваем умение устанавливать роль деепричастий в тексте Прочитай текст, объясни, почему вариант предложения с деепричастием оказался лучше.

Слайд 12 Проведём наблюдение
Сравни правописание не с деепричастиями и с глаголами. Сделай

самостоятельный вывод, одному ли правилу они подчиняются.

1. Не зная (дееприч.) броду, не суйся (глал.) в воду. 2. Не накормив (дееприч.) лошадь, далеко не уедешь (глагол). 3. Не продавай (глал.) шкуры, не убив (дееприч.) медведя. 4. Говорить не думая (дееприч.) – что стрелять не целясь (дееприч.). 5. Не развязав (дееприч.) мешок, не узнаешь (глал.), что в нём.

меню

Проведём наблюдениеСравни правописание не с деепричастиями и с глаголами. Сделай самостоятельный вывод, одному ли правилу они

Слайд 13Применяем изученное на практике Цифровой диктант
1. В походе каждый должен

знать своё дело и (не) тратить время на лишние разговоры. 2. Путешественники (не) доумевали: разве рассказанное местными жителями – правда? 3. Мы ещё долго оставались на краю обрыва, (не) чувствуя усталости после длительного перехода. 4. (Не) дооценивая мелочи при подготовке к походу, вы можете столкнуться со многими проблемами. 5. Путешественники, (не) определившие заранее свой маршрут, обречены на долгие часы блужданий. 6. Мне вся эта сцена представилась главой ещё (не) написанной сказки. 7. Повинную голову меч (не) сечёт. 8. Заря, ещё (не) закрытая чёрной тучей, освещала окна. 9. Эта (не) забываемая гроза закончилась, и мы заснули. 10. (Не) прочитав правила, семиклассники (не) смогли выполнить упражнения. 11. Дети слушали рассказ бабушки молча, (не) перебивая.

меню







Проверь себя

Применяем изученное на практике Цифровой диктант  1. В походе каждый должен знать своё дело и (не)

Слайд 14 Расскажи, как ты возвращаешься домой после удачного, хорошего дня

в школе и как после неудачного. Описывая свои действия, стремись к точности и выразительности. Воспользуйся материалами для справок, включающими деепричастия. При необходимости используй свои примеры.
Материал для справок:
Бежать, весело перепрыгивая через лужи; идти, спотыкаясь на каждом шагу; возвращаться, гордясь полученной оценкой; мучиться, предчувствуя огорчение мамы.

Развиваем творческие способности и связную речь

меню

Творческая работа

Расскажи, как ты возвращаешься домой после удачного, хорошего дня в школе и как после неудачного.

Слайд 15Редактируем предложения
Определи, какая ошибка допущена в данных ниже предложениях. Запиши

их в исправленном виде. Воспользуйся опорной схемой в рамке.


Журча, ещё бежит за мельницу ручей.

Как?

1. Открывая книгу, из неё выпал листок.
2. Открывая дверь, она скрипнула.
3. Закончив выступление, все стали аплодировать фигуристам.
4. Возвращаясь домой, шёл дождь.
5. Заканчивая чертёж, у меня сломался карандаш.
6. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.

меню

Редактируем предложения Определи, какая ошибка допущена в данных ниже предложениях. Запиши их в исправленном виде. Воспользуйся опорной

Слайд 16Принимаем участие в игре «Найди лишнее»
В каждой из четырёх групп

слов есть одно лишнее, найди его.

1. (Не) написав,
(не) слушая,
(не) домогая,
(не) зная,
(не) соглашаясь.

2. (Не) хотя,
(не) взлюбив,
(не) досыпая,
(не) понимая,
(не) навидя

3. (Не) читая,
(не) люблю,
(не) поднимаясь,
(не) уезжая,
(не) сказав.

4. (Не) скошено,
(не) глядя,
(не) спросив,
(не) услышав,
(не) умолкая

меню

Принимаем участие в игре  «Найди лишнее» В каждой из четырёх групп слов есть одно лишнее, найди

Слайд 17Рефлексия
меню
Ты познакомился с новой для тебя частью речи.
Это деепричастие. Оно

обладает особенными
свойствами. Вспомни их и заполни предложенную
таблицу.
РефлексияменюТы познакомился с новой для тебя частью речи. Это деепричастие. Оно обладает особенными свойствами. Вспомни их и

Слайд 18Текст
А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и

трубы.
Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они, тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили и палили, не переводя дух.

текст

ТекстА из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы.  			Подбоченясь, выезжали паны, окружённые

Слайд 19Задание 2
1. Схватив (схватил) котелок, Димка помчался за водой.
2. Спускаясь

(спускался) по тропинке, Димка вдруг остановился.
3. Он пополз, спотыкаясь (спотыкался) о разбросанные остатки кирпичей.
4. У берегов вода тихонько играла, перекатываясь (перекатывалась) через мелкое каменистое дно. (А. Гайдар)




Проверь себя

Задание 21. Схватив (схватил) котелок, Димка помчался за водой. 2. Спускаясь (спускался) по тропинке, Димка вдруг остановился.

Слайд 20Задание 3
Безжизненные туманы дымчато висят над водой, отражаясь призрачными очертаниями. Ветер

чутко дремлет, затаившись в иглистых ветвях, не зарябит уснувшей воды, не шелохнёт зелёной хвои.
Стаи перелётных уток, шлёпая крыльями, беспокойно подымаются с воды, изогнув длинные шеи, белея в воде отражениями, чутко прислушиваясь к лесному эху.
(А. С. Серафимович)

Проверь себя

Задание 3Безжизненные туманы дымчато висят над водой, отражаясь призрачными очертаниями. Ветер чутко дремлет, затаившись в иглистых ветвях,

Слайд 21ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Цифровой диктант

ПРОВЕРЬ СЕБЯЦифровой диктант

Слайд 22Творческая работа
Сегодня был удачный день в школе, и я бежал домой,

весело перепрыгивая через лужи. На противоположной стороне улицы я увидел Колю. Он шёл, спотыкаясь на каждом шагу. Коля получил плохую оценку по контрольной. Наверное, он мучается, предчувствуя огорчение мамы.

Творческая работа

Творческая работаСегодня был удачный день в школе, и я бежал домой, весело перепрыгивая через лужи. На противоположной

Слайд 23Проверь себя
1. Открывая книгу, я увидел, как из неё выпал листок.
2.

Открывая дверь, я услышал её скрип.
3. Закончив выступление, фигуристы услышали аплодисменты.
4. Возвращаясь домой, я заметил, что шёл дождь.
5. Заканчивая чертёж, я обнаружил, что у меня сломался карандаш.
6. Прочитав рассказ, я понял, что он слишком грустный.

Редактируем предложения

Проверь себя1. Открывая книгу, я увидел, как из неё выпал листок.2. Открывая дверь, я услышал её скрип.3.

Слайд 24 «Найди лишнее»
1. Недомогая
2. Не понимая
3. Не люблю
4. Не скошено
Проверь себя
Проверь себя

«Найди лишнее»1. Недомогая2. Не понимая3. Не люблю4. Не скошеноПроверь себяПроверь себя

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть